Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:05, лекция
Описание работы
1. Экономическое содержание налогов и функции налогов. 2. Основные элементы налогообложения. 3. Принципы налогообложения и их характеристика. 4. Классификация налогов 5. Налоговая ставка, ее значение в системе налогообложения.
Субъектами
налогообложения, т.е. налогоплательщиками
акцизов в соответствии со ст. 256 Кодекса
являются физические и юридические лица,
которые:
- производят
подакцизные товары на территории РК;
- импортируют
подакцизные товары на таможенную территорию
РК;
- осуществляют
реализацию конфискованных, бесхозяйных
подакцизных товаров, а так же подакцизных
товаров, перешедших по праву наследования
в собственность государств на территории
РК, если по указанным товарам акциз на
территории РК ранее не был уплачен в соответствии
с законодательством РК;
- осуществляеют
подакцизные виды деятельности на территории
РК.
8.2 Объект
налогообложения и условия освобождения
от взимания налогов.
Объектом
обложения акцизом являются следующие
операции, осуществляемые плательщиками
акциза, с приведенными и (или) добытыми,
и (или) разлитыми им подакцизными товарами:
- реализация
подакцизных товаров;
- передача
подакцизных товаров на переработку на
давальческой основе;
- передача
подакцизных товаров, являющихся продуктом
переработки давальческих сырья и материалов,
в том числе и подакцизных;
- взнос
в уставный капитал;
- использование
подакцизных товаров при натуральной
оплате;
- отгрузка
подакцизных товаров, осуществляемая
товаропроизводителем своим структурным
подразделениям;
- использование
товаропроизводителями произведенных
и (или) разлитых подакцизных товаров для
собственных нужд;
- оптовая
реализация бензина (за исключением авиационного)
и дизельного топлива;
- розничная
реализация бензина (за исключением авиационного)
и дизельного топлива;
- реализация
конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших
по праву наследования к государству и
безвозмездно переданных в собственность
государству подакцизных товаров;
- осуществление
деятельности в сфере игорного бизнеса;
1. экспорт
подакцизных товаров, если он отвечает
требованиям, установленным Налоговым
кодексом;
2. спирт
этиловый в пределах квот, определяемых
уполномоченным государственным органом
по контролю за производством и оборотом
этилового спирта, отпускаемый: для изготовления
лечебных и фармацевтических препаратов
при наличии у товаропроизводителя лицензии
РК на право производства указанной продукции;
государственным медицинским учреждениям;
Налоговой
базой по подакцизным товарам, в отношении
которых установлены твердые ставки акцизов,
налоговая база определяется как объем
произведенных, реализованных подакцизных
товаров в натуральном выражении.
По подакцизным
товарам, в отношении которых установлены
адвалорные ставки акцизов, налоговая
база определяется как стоимость произведенных,
реализованных подакцизных товаров, определяемая
по ценам, не включающим акцизы и налог
на добавленную стоимость, по которым
производитель поставляет данный товар.
Налоговой
базой при осуществлении деятельности
по организации и проведению лотереи определяется
как сумма выручки, заявленная организатором
лотереи, за минусом сумм , относимых в
призовой фонд, при регистрации в налоговых
органах выпуска в продажу лотерейных
билетов, без включения в нее суммы акциза,
и не подлежит изменению после регистрации
выпуска.
8.3 Налоги
на игорный бизнес
До введения
в действие Налогового кодекса РК для
субъектов игорного бизнеса, утвержденная
Министерством государственных доходов
РК 19 мая 1999 года № 519.
Для юридических
и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность в области игорного бизнеса,
был установлен упрощенный режим налогообложения
на основе патента. В стоимость патента
входил фиксированный суммарный налог
(ФСН), включающий в себя НДС, акциз на игорный
бизнес и подоходный налог.
Базой исчисления
для фиксированного суммарного налога
на игорный бизнес являлось количество
следующих объектов:
- игровой
стол;
- игровой
автомат с денежным выигрышем, предназначенный
для проведения игры с одним игроком;
- игровой
автомат с денежным выигрышем, предназначенный
для проведения игры с участием более
одного игрока (за исключением электронной
рулетки);
- касса
тотализатора;
- касса
букмекерской конторы;
- электронная
рулетка.
Размер
ФСН на каждый объект игорного бизнеса
устанавливается в размере, кратному месячному
расчетному показателю, устанавливаемому
Законодательством РК о республиканском
бюджете на соответствующий год.
В Налоговом
кодексе предусмотрена отдельная глава
для субъектов, применяющих специальный
режим для отдельных видов предпринимательской
деятельности, который распространяется
на деятельность юридических лиц, их филиалы,
представительства и иные обособленные
структурные подразделения, оказывающие
услуги:
1. в области
игорного бизнеса;
2. игровых
автоматов без денежного выигрыша;
3. по
боулингу (кегельбану);
4. по
картингу;
5. по
бильярду;
6. по
организации игры в лото.
Специальный
налоговый режим устанавливает для лиц,
определенных выше, упрощенный порядок:
1. исчисление
и уплата корпоративного или индивидуального
подоходного налога и налога на добавленную
стоимость в виде ФСН;
2. предоставление
налоговой декларации по налогам, указанным
выше, и акцизу в виде единой упрощенной
декларации (ф.940.00).
При этом
данный порядок распространяется на исчисление,
уплату и предоставление налоговой отчетности
по индивидуальному подоходному налогу
(ИПН), удерживаемому у источника выплаты,
и ИПН по имущественному доходу и прочим
доходам, не облагаемым у источника выплаты.
Хотелось
бы отметить, что корпоративный (индивидуальный)
подоходный налог составляет 30% от величины
ФСН, НДС – 70% от ФСН. Одновременно с уплатой
ФСН те налогоплательщики, которые оказывают
услуги в области игорного бизнеса, уплачивают
еще и акциз.
Налогоплательщики,
оказывающие услуги в области компьютерных
игр (сетевые игры, игры через Интернет),
уплачивают налоги по аналогии, т.к. под
игровым автоматом в соответствии с НК
РК понимается специальное оборудование
(механическое, электрическое, электронное
и иное техническое оборудование), используемое
для проведения игр, в том числе азартных.
При осуществлении
других видов предпринимательской деятельности
налогоплательщики обязаны вести раздельный
учет доходов и расходов по таким видам
деятельности и производить исчисление
и уплату корпоративного или индивидуального
подоходного налога, НДС и акциза в общеустановленном
режиме.
Согласно
статье 394 НК размеры ставок ФСН с единицы
объекта налогообложения устанавливаются
местными представительными органами.
В связи с этим Решением ХIII сессии Алматинского городского маслихата II- го созыва
от 5 декабря 2001 года уставлены следующие
ставки для субъектов, осуществляющих
отдельные виды предпринимательской деятельности.
Об установлении ставок акциза. Постановлением
Правительства РК от 26.04.2002г. №476 «О внесении
изменений в постановление Правительства
РК от 28 января 2000г. №137», «О ставках акцизов
на подакцизные товары, производимые в
РК и ввозимые на таможенную территорию
РК, реализуемые на территории РК, и игорный
бизнес». Установлены максимальные и минимальные
пределы базовой ставки акциза из расчета
на год на объекты игорного бизнеса.
В соответствии
со ст.396 НК налоговым периодом для исчисления
и уплаты ФСН и акциза является календарный
месяц, при этом налогоплательщики обязаны
предоставлять в налоговые органы единую
упрощенную декларацию по ФСН и акцизу
не позднее 15 числа месяца, следующего
за отчетным.
Сумма акциза
и ФСН подлежат уплате в бюджет по местонахождению
объектов обложения ежемесячно, не позднее
20 числа месяца, следующего за отчетным.
Регистрация
(перерегистрация) объектов налогообложения
ФСН производится на основании заявления
налогоплательщика, предоставляемого
в налоговый орган по местонахождению
объектов обложения.
В случае
если налогоплательщик имеет несколько
игорных заведений (стационарных точек),
находящихся в пределах одного населенного
пункта, может производится в одном налоговом
органе по выбору налогоплательщика.
Налоговый
орган на основании данных, указанных
в заявлении, заполняет регистрационную
карточку учета объекта в двух экземплярах,
заверяет оба экземпляра печатью и подписью
руководителя налогового органа, при этом
один экземпляр остается в налоговом органе,
второй выдается налогоплательщику, на
каждое игорное заведение отдельно с учетом
используемых в них объектов налогообложения.
При изменении
общего количества каждого вида объекта
налогообложения налогоплательщик обязан
подать заявление в налоговый орган о
перерегистрации объектов налогообложения.
Также хотелось
бы отметить, что запрещается нахождение
на территории игорного заведения (стационарной
точки) незарегистрированных в налоговых
органах объектов налогообложения.
8.4 Налогообложение
организации и проведения лотерей.
Объектом налогообложения является заявленная
выручка от проведения лотерей. При этом
заявленная выручка определяется исходя
из количества выпущенных лотерейных
билетов, стоимости реализации лотерейных
билетов, т.е. независимо от фактической
реализации лотерейных билетов.
Каждый
выпуск лотереи должен обязательно регистрироваться
в налоговом комитете по месту регистрации
юридического лица. Без регистрации выпуска
лотереи распространение билетов не допускается.
С 01.01.02 года
согласно статье 267 НК РК внесено дополнение
о том, что каждый выпуск лотерейных билетов
и его объем, подлежат обязательной регистрации
в налоговых органах не позднее чем за
10 календарных дней до начала их реализации.
Акциз по
лотереям уплачивается до регистрации
выпуска лотереи. При регистрации выпуска
лотерей налогоплательщик обязан предоставить
в налоговый орган документ, подтверждающий
уплату в бюджет причитающейся суммы акциза.
Для регистрации выпуска лотереи налоговые
органы должны вести журнал регистрации,
который должен быть скреплен печатью
налогового органа.
С 01.02.2000
года ставка акциза на лотерею устанавливается
в размере 10% от заявленной выручки.
8.5 Сроки
уплаты акциза и предоставления декларации
С 1 января
2003 года изменены сроки уплаты акцизов
по алкогольной продукции и для всех плательщиков
акцизов стали едины. Акциз на подакцизные
товары подлежит перечислению в бюджет
не позднее чем:
- на
13 день месяца по операциям, совершенным
в течении первых 10 дней налогового периода;
- на
23 день месяца по операциям, совершенным
в течении вторых 10 дней налогового периода;
- на
3 день месяца, следующего за отчетным
месяцем, по операциям, совершенным за
оставшиеся дни налогового периода;
- по
подакцизным товарам, произведенным из
давальческих сырья и материалов, акциз
уплачивается в день передачи продукции
заказчику;