Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:05, лекция

Описание работы

1. Экономическое содержание налогов и функции налогов.
2. Основные элементы налогообложения.
3. Принципы налогообложения и их характеристика.
4. Классификация налогов
5. Налоговая ставка, ее значение в системе налогообложения.

Файлы: 1 файл

лекции по налогам.docx

— 199.64 Кб (Скачать файл)

Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программ. В последние годы неоднократно вносились изменения в размер ставок, облагаемую базу, отчетность.

Координирующая роль государства заключается в утверждении единых тарифных ставок, порядка оплаты труда, установление уровня минимальной заработной платы.

Преимуществом социального налога является то, что он не зависит от формы собственности хозяйствующего субъекта и конечного результата финансово-хозяйственной деятельности.

Установленная в 1999 году общая ставка социального налога составила 21 процент от фонда оплаты труда, впоследствии была повышена до 26 процентов. Высокая ставка налога существенно препятствовала добросовестному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств, вследствие чего с 1 июля 2001 года налоговая ставка снижена с 26 до прежних 21 процентов. Вместе с тем, по мнению предпринимателей, и эта ставка была достаточно высокой и препятствовало легализовать свои отношения с наемными работниками.

С 01.01.04г. для исчисления и уплаты социального налога установлена регрессивная шкала ставок налога. При этом отметим налогоплательщик- работодатель обязан исчислять данный налог по каждому отдельному работнику. При расчете сумм социального налога величина налоговой базы на одного работника умножается на коэффициент 12, а потом производится расчет суммы налога в зависимости от того, в какой диапазон регрессивной шкалы попадает налогооблагаемая база. Таким образом, введение регрессивной шкалы преследует цель избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника, снижается размер отчислений социального налога.

11.2  Основные положения по социальному налогу.

Плательщиками социального налога являются:

-                        юридические лица-резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения, филиалы и представительства иностранных юридических лиц;

-                        индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отдельных видов деятельности;

-                        частные нотариусы, адвокаты.

Объектом налогообложения для юридических лиц-резидентов РК, а также нерезидентов, осуществляющих свою деятельность в РК через постоянные учреждения, а также структурных подразделений юридического лица являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов, выплачиваемые работодателями в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных социальных благ или иных материальных выгод.

Доход, полученный работником в натуральной форме включает:

·  оплату труда в натуральной форме;

·  полученные работником товары, выполненные в интересах работника работы, оказанные работнику услуги на безвозмездной основе;

·  оплату работодателями стоимости товаров( работ, услуг), полученных работником от третьих лиц.

Доход работника в виде материальной выгоды включает:

·        отрицательную разницу между стоимостью товаров(работ, услуг), реализуемых работником и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров(работ, услуг);

·        списание по решению работодателя суммы долга или обязательства работника перед ним;

·        расходы работодателя на уплату страховых премий по договорам страхования своих работников

·        расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с его деятельностью

Не облагаются социальным налогом следующие расходы работодателя, выплачиваемые работникам:

·  адресная социальная помощь, пособия и компенсации, за исключением связанных с оплатой труда, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета в размерах, установленных законодательством РК;

·  возмещение ущерба причиненного работнику увечьем, либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением им трудовых обязанностей, в соответствии с законодательством РК( кроме возмещения в части утраченного заработка);

·  все виды выплат военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, получаемые ими в связи с исполнением обязанностей воинской службы;

·  выплаты в связи с выполнением общественных работ и профессиональным обучением, осуществляемые за счет средств государственного бюджета и грантов в размере минимальной заработной платы, установленной законодательным актом РК на соответствующий год;

·  выплаты в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер, либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, в размерах, установленных законодательством РК;

·  выплаты в соответствии с законодательством РК о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне;

·  единовременные выплаты , выплачиваемые за счет средств государственного бюджета( кроме выплат в виде оплаты труда);

·  единовременные выплаты для уплаты медицинских услуг(кроме косметологических), при рождении ребенка, на погребение, подтвержденные документально, в пределах 50-кратного месячного расчетного показателя в течение налогового года;

·  компенсации при служебных командировках, установленные статьёй 93 Налогового Кодекса;

·  компенсации расходов, подтвержденных документально, по проезду, провозу имущества, найму помещения при переводе либо переезде работника на работу в другую местность вместе с организацией;

·  полевые довольствия работников, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях в размерах, установленных законодательством РК;

·  расходы работодателя, направленные в соответствии с законодательством РК на обучение и повышение квалификации работников по специальности, связанной с их производственной деятельностью;

·  расходы по найму жилья и на питание в пределах суточных, для обеспечения жизнедеятельности лиц, работающих вахтовым методом, расходы связанные с доставкой работников до места работы и обратно;

·  социальные пособия по беременности и родам, а также социальные пособия женщинам ( мужчинам), усыновившим( удочерившим) детей, в размерах установленных законодательством РК.

11.3  Порядок исчисления и уплаты социального налога.

Исчисление социального налога производится ежемесячно путем применения установленной ставки к объекту обложения социальным налогом. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, производят исчисление социального налога в порядке, установленном статьями 374-390 настоящего Налогового Кодекса.

Уплата социального налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем по месту регистрационного учета налогоплательщика, если иное не установлено Налоговым Кодексом.

Плательщики социального налога, имеющие структурные подразделения, осуществляют уплату социального налога в следующем порядке:

-   сумма социального налога, подлежащая уплате по структурным подразделениям, рассчитывается исходя из исчисленного социального налога по доходам работников данного структурного подразделения;

-   плательщики, осуществляющие уплату социального налога за структурное подразделение в соответствующие бюджеты по месту их нахождения;

Особенности уплаты социального налога государственными учреждениями.

-   Сумма социального налога, исчисленного государственными учреждениями за отчетный месяц, уменьшается на сумму выплаченных в соответствии с законодательством РК социальных пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, социальных пособий женщинам (мужчинам), усыновлении или удочерении детей.

-   В случае превышения за отчетный месяц сумм выплаченных социальных пособий, указанных в предыдущем пункте, над суммой начисленного социального налога сумма превышения переносится на следующий месяц.

Налоговая декларация. Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, представляют декларацию по социальному налогу в порядке, установленном статьям 374-390 налогового кодекса.

Плательщики, имеющие структурные подразделения, представляют расчет социального налога по структурным подразделениям в налоговые органы по месту своей регистрации не позднее срока предоставления декларации по социальному налогу. Соответствующие приложения расчета социального налога по структурным подразделениям представляются в налоговые органы в порядке, установленном уполномоченными государственными органами, в течение пяти рабочих дней со дня установленного срока для предоставления расчета.

Необходимость и экономическое содержание налогового контроля

 

 

План лекции

 

 

1. Экономическое содержание  налогового контроля.

2. Объекты налогового  контроля и их классификация.

3. Налоговые проверки: содержание, виды, методы.

4.Обжалование результатов  налоговых проверок и действий (бездействия) должностных лиц налоговых  органов.

 

 

 

 

1. Экономическое  содержание налогового контроля.

 

 

 

     Налоговый контроль  – контроль органов налоговой  службы за исполнением налогового  законодательства, полнотой и своевременностью  перечисления обязательных пенсионных  взносов в накопительные пенсионные  фонды и социальных отчислений  в государственный фонд социального  страхования.

 

     Налоговый контроль - элемент финансового контроля  и налогового механизма. Он является  также необходимым условием эффективного  налогового менеджмента. Налоговые  контрольные действия охватывают  всю систему налогообложения, а  также осуществляются в разрезе  отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков территорий. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил, бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Рассматривая налоговый контроль как элемент финансового контроля и научное понятие, затрагивающее различные стороны жизнедеятельности государства и общества, можно  отметить, что теоретические и практические аспекты налогового контроля, направленные на совершенствование механизмов его осуществления, имеют огромное значение, особенно в свете программных задач, поставленных Президентом РК Назарбаевым Н.А.. Систематизация законодательства и взглядов авторов на содержание налогового контроля показывает, что налоговое законодательство РК разделяет понятия «налоговый контроль» и «налоговая проверка» и определяет налоговый контроль в более широком значении, чем налоговая проверка, являющаяся только одной из форм налогового контроля.

 

 Налоговый контроль, как часть системы финансового контроля, является одним из важнейших направлений деятельности государства. Осуществляя характерную функцию контроля за соблюдением налогового законодательства, налоговый контроль затрагивает различные стороны жизнедеятельности государства и общества, в связи с чем теоретические и практические аспекты налогового контроля приобретают все большее значение. В самом содержании налогового контроля изначально заложен элемент конфликта, поскольку цели у субъекта и объекта проверки являются диаметрально противоположными. Поэтому лицу, осуществляющему налоговый контроль, необходимо и важно выдержать грань, на которой будут соблюдены интересы государства, и в то же время, права налогоплательщика. Соблюсти эти принципы, и разрешить такое противоречие можно только четко регламентировав действия сотрудников налоговых органов, применяя при этом научные подходы и апробируя их в практической деятельности.

Информация о работе Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения