Принцип этапности налогового
контроля пронизывает не только всю контрольную
деятельность налоговых органов, но и
проведение каждого отдельного мероприятия
налогового контроля, которые также можно
разделить на стадии или этапы.
Результаты контрольной деятельности
налоговых органов должны быть зафиксированы
в документальном виде, после чего они
приобретают свое формально – юридическое
значение. Интересен тот факт, что документы
налогового контроля могут отражать результаты,
как самостоятельных мероприятий налогового
контроля, так и отдельных конкретных
процессуальных действий. Так, результаты
отдельных действий могут быть зафиксированы
в различных документах: актах, протоколах,
экспертных заключениях, фото – и кинодокументах
и др.
Документами, фиксирующими
результаты самостоятельных мероприятий
налогового контроля, в подавляющем большинстве
являются акты налоговых проверок, составленные
с соблюдением установленной формы и требований.
3. Налоговые проверки:
содержание, виды, методы.
Налоговая проверка – проверка,
осуществляемая органами налоговой службы,
исполнения налогового законодательства
Республики Казахстан. Участниками налоговых
проверок являются должностные лица органов
налоговой службы, указанные в предписании,
иные лица, привлекаемые к проведению
проверки в соответствии с НК, и налогоплательщик.
В случаях необходимости для
исследования вопросов, требующих специальных
знаний и навыков, и получения консультаций
органом налоговой службы к налоговой
проверке может быть привлечен специалист,
не заинтересованный в исходе налоговой
проверки.
По поставленным вопросам специалист
составляет заключение, которое прилагается
к акту налоговой проверки.
Налоговые проверки осуществляются
исключительно органами налоговой службы.
Налоговые проверки подразделяются
на следующие виды:
1. документальная проверка;
2. рейдовая проверка;
3. хронометражное обследование.
В свою очередь, документальные
проверки подразделяются на следующие
виды:
1. комплексная
проверка- проверка исполнения налогового
обязательства по всем видам налогов и
других обязательных платежей в бюджет;
2. тематическая
проверка- проверка исполнения налогового
обязательства по отдельному виду налога
и другого обязательного платежа в бюджет:
· полноты и своевременности
удержания и (или) перечисления обязательных
пенсионных взносов в накопительные пенсионные
фонды и социальных отчислений в Государственный
фонд социального страхования;
· исполнения банками и организациями,
осуществляющими отдельные виды банковских
операций, обязанностей, установленных
Налоговым кодексом;
· по вопросам государственного
контроля при применении трансфертных
цен;
· по вопросам государственного
регулирования производства и оборота
отдельных видов подакцизных товаров;
· по вопросам определения взаиморасчетов
между налогоплательщиком и его дебиторами;
3. Встречная
проверка- проверка, проводимая в отношении
третьих лиц в случае, если при проведении
налоговых проверок у налогового органа
возникает необходимость в получении
дополнительной информации о правильном
отражении в налоговом учете проведенных
операций налогоплательщиком, связанным
с указанными лицами.
Рейдовая
проверка проводится органами налоговой
службы в отношении отдельных налогоплательщиков
по вопросам соблюдения ими отдельных
требований законодательства РК, а именно:
1. постановки налогоплательщиков
на регистрационный учет в налоговых органах;
2. правильности применения контрольно-кассовых
машин с фискальной памятью;
3. наличия лицензии, разового
талона и иных разрешительных документов;
4. соблюдения правил лицензирования
и условий производства, хранения и реализации
отдельных видов подакцизных товаров
и видов деятельности, находящихся в компетенции
органов налоговой службы.
Хронометражные
обследования проводятся налоговыми органами
с целью установления фактического дохода
налогоплательщика и фактических затрат,
связанных с получение дохода. Хронометражные
обследования проводятся в порядке, утвержденном
уполномоченным государственным органом.
Обязательным требованием к
порядку проведения проверок является
требование о том, чтобы проведение налоговой
проверки не приостанавливало деятельность
налогоплательщика, за исключением случаев,
установленных законодательными актами
РК.
Налоговый орган вправе проверять
структурные подразделения юридического
лица независимо от проведения налоговой
проверки самого юридического лица.
Согласно ст. 534 Налогового кодекса
РК налоговые проверки проводятся со следующей
периодичностью:
1. комплексные- не чаще одного
раза в год;
2. тематические- не чаще одного
раза в полугодие по одному и тому же виду
налога и другому обязательному платежу
в бюджет, по вопросам госрегулирования
производства и оборота отдельных видов
подакцизных товаров, а также по вопросам
исполнения банками и организациями, осуществляющими
отдельные виды банковских операций, обязанностей,
установленных Налоговым кодексом, и государственного
контроля при применении трансфертных
цен.
Согласно ст.536 Налогового кодекса
РК основанием для проверки является предписание,
содержащее следующие реквизиты:
1. дату и номер регистрации предписания
в налоговом органе;
2. наименование налогового органа,
вынесшего предписание;
3. полное наименование налогоплательщика;
4. регистрационный номер налогоплательщика;
5. вид проверки;
6. должности, фамилии, имена,
отчества проверяющих лиц, привлекаемых
к проведению проверки в соответствии
с Налоговым кодексом;
7. срок проведения проверки;
8. проверяемый налоговый период
при документальных проверках.
Наличие в предписании указанных
реквизитов является обязательным условием
деятельности предписания. Отсутствие
какого-либо из реквизитов дает налогоплательщику
право отказать в допуске к проведению
у него проверки.
Согласно п. 5 ст. 538 Налогового
кодекса РК налогоплательщик имеет право
не допускать на территорию или в помещение
для проведения налоговой проверки должностных
лиц органа налоговой службы в случаях,
если
· предписание не вручено либо
оформлено не в установленном порядке;
· сроки проверки, указанные в
предписании не наступили или истекли;
· данные лица не указаны в предписании;
· запрашивается документация,
не относящаяся к проверяемому налоговому
периоду.
Завершение проведения
налоговой проверки
Согласно ст. 540 Налогового кодекса
РК по завершении налоговой проверки должностным
лицом органа налоговой службы составляется
акт налоговой проверки с указанием:
1. места проведения налоговой
проверки, даты составления акта;
2. вида проверки;
3. должности, фамилии, имени,
отчества должностных лиц органа налоговой
службы, проводивших налоговую проверку;
4. фамилии, имена, отчества либо
полного наименования налогоплательщика
(налогового агента);
5. местонахождения, банковских
реквизитов налогоплательщика (налогового
агента), а также регистрационного номера;
6. фамилии, имени, отчества руководителя
и должностных лиц налогоплательщика
(налогового агента), ответственных за
ведение налоговой и бухгалтерской отчетности
и уплату налогов и других обязательных
платежей в бюджет;
7. сведений о предыдущей проверке
и принятых мерах по устранению ранее
выявленных нарушений налогового законодательства;
8. проверяемого налогового периода
и общих сведений о документах, представленных
налогоплательщиком (налоговым агентом)
для проведения проверки;
9. подробного описания налогового
нарушения со ссылкой на соответствующую
норму налогового законодательства РК;
10. результатов налоговой проверки.
Завершением срока налоговой
проверки считается день вручения налогоплательщику
акта налоговой проверки.
4.Обжалование
результатов налоговых проверок
и действий (бездействия) должностных
лиц налоговых органов.
В соответствии с положениями,
предусмотренными настоящим Кодексом,
рассмотрение жалобы налогоплательщика
на уведомление по акту налоговой проверки
производится вышестоящим органом налоговой
службы.
Подача жалобы налогоплательщика
в суд приостанавливает исполнение обжалуемого
уведомления по акту налоговой проверки.
Налогоплательщик вправе обжаловать
уведомление по акту налоговой проверки
в части начисленной суммы налогов и пени,
а также действие и (бездействие) должностных
лиц органов налоговой службы в суде.
Жалоба подается в письменной
форме и в жалобе должны быть указаны:
1) дата подачи жалобы налогоплательщика;
2) наименование вышестоящего
органа налоговой службы, в который подается
жалоба;
3) фамилия, имя и отчество либо
полное наименование лица, подающего жалобу,
его место жительства и банковские реквизиты;
4) регистрационный номер налогоплательщика;
5) наименование налогового органа,
проводившего налоговую проверку;
6) обстоятельства, на которых
лицо, подающее жалобу, основывает свои
требования и доказательства, подтверждающие
эти обстоятельства;
7) перечень прилагаемых документов.
К жалобе прилагаются: 1. копии
акта и уведомления; 2. документы подтверждающие
обстоятельства, на которых заявитель
основывает свои требования; 3. иные документы,
имеющие отношение к делу.
По жалобе налогоплательщика
выносится мотивированное решение
в срок не позднее тридцати
рабочих дней с момента регистрации
жалобы.
По итогам рассмотрения жалобы
уполномоченный государственный орган
вправе:
1. оставить жалобу без
удовлетворения;
2. отменить обжалуемое
решение налогового органа;
3. изменить решение или
вынести новое решение.
Каждый налогоплательщик имеет
право обжаловать действие(бездействие)
должностных лиц органов налоговой службы
вышестоящему органу налоговой службы
или в суд.