Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….…………..………………………………………………………...………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………..5
1.1.Основные направления повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий………………….5
1.2. Мировой рынок молока и молочных продуктов…………………………………………8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………….……………………...……..12
2.1. Общие сведения…………………………………………...…………….…………………....12
2.2.Сырьевая зона предприятия…………………………………………………….…….…….13
2.3.Ресурсный потенциал предприятия…………………………………………………..........13
2.4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………...19
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..22
3.1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия22
3.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………22
3.3 Анализ внешнего рынка сбыта предприятия……………………………………………24
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД..........................................................................................................................................30
4.1. Рынок продукции и конкуренты………………………………………………………..…30
4.2. Стратегия маркетинга………………………………………………………………………30
4.3. Стратегия сбыта……………………………………………………………………………..31
4.4. Стратегия развития экспорта……………………………………………………...............32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………..……………………..…………………………….….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая(3 курс МЭО).docx

— 142.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

---------- * ----------

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

---------- * ----------

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра                               ЭКОНОМИКИ И МЭО В    АПК

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горки 2011 г.

                                                                СОДЕРЖАНИЕ:                                                               С

ВВЕДЕНИЕ….…………..………………………………………………………...………………..3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………..5

1.1.Основные направления  повышения эффективности ВЭД  молокоперерабатывающих предприятий…………………………..……............................................................................5

1.2. Мировой рынок  молока и молочных продуктов…………………………………………8

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………….……………………...……..12

2.1. Общие сведения…………………………………………...…………….…………………....12

2.2.Сырьевая зона  предприятия…………………………………………………….…….…….13

2.3.Ресурсный потенциал  предприятия…………………………………………………..........13

2.4. Анализ финансового  состояния предприятия…………………………………………...19

 

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..22

3.1. Сущность и  основные понятия внешнеэкономической  деятельности предприятия22

3.2 Анализ внешнеэкономической  деятельности предприятия……………………………22

3.3 Анализ внешнего  рынка сбыта предприятия……………………………………………24

 

ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД..........................................................................................................................................30

4.1. Рынок продукции  и конкуренты………………………………………………………..…30

4.2. Стратегия маркетинга………………………………………………………………………30

4.3. Стратегия сбыта……………………………………………………………………………..31

4.4. Стратегия развития экспорта……………………………………………………...............32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………..……………………..…………………………….….....34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………………………….36


                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного  комплекса.

Молочный подкомплекс  является одним из важнейших элементов  продуктовой структуры аграрно-промышленного  комплекса Республики Беларусь.

Значительное место молочного  подкомплекса определено высокой ценностью  его конечной продукции в структуре  питания населения республики. Молоко и молочные продукты являются одним  из основных источников питания населения. Потребление молочных продуктов  нельзя исключить или существенно  сократить. Молоко легко усваивается  организмом человека. Оно может использоваться как в натуральном виде (цельное  молоко), так и в виде разнообразной  продукции: кисломолочные продукты, сыры, творог, сливки, масло и т.д.

Еще в древности люди научились  ценить питательные и целебные свойства молока, называя его “источником  здоровья”, “соком жизни”, “белой кровью”. В цельномолочной продукции содержится более 100 жизненно важных компонентов, таких как аминокислоты, жирные кислоты, молочный сахар, минеральные вещества, ферменты, витамины и ряд других. Но наибольшую ценность в молоке представляет белок. Поэтому потребление молочных продуктов  должно быть достаточным  как относительно норм рационального  питания, так и разнообразного выбора товара.

Цель курсовой  заключается  в изучении организации хозяйственной  деятельности анализируемого предприятия, в том числе механизма внешнеэкономической  деятельности, и его совершенствовании.

Объектом изучения является  ОАО «Шкловский маслодельный завод»

Данная курсовая работа позволяет решить следующие основные задачи:

  1. Изучение современных технологий, а также организации процессов производства, транспортировки, хранения, переработки  и  реализации молочной продукции;
  2. Изучение структуры и системы управления предприятием, а также  отдельными подразделениями.

При разработке курсовой работы использовались монографический, аналитический  и расчетно-конструктивный  методы.

При написания данной работы  использовались труды отечественных  экономистов - аграрников, статистические ежегодники, справочная и другая литература.

Исходными материалами для  выполнения работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты белорусского государства, годовые отчёты, бизнес – план и другие  материалы хозяйственной деятельности ОАО «Шкловский маслодельный завод» за 2008 – 2010 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Экономические основы эффективного экспорта молочной продукции

1.1Основные направления повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий

Молочная промышленность является высокоразвитой отраслью, оснащенной передовой современной техникой. В ее состав входят предприятия по производству питьевого молока, животного  масла, молочных консервов, кисломолочных  продуктов и др [16].

Мировой опыт свидетельствует, что доминирующее положение в  производстве молочной продукции имеют  крупные специализированные, технически оснащенные и постоянно модернизирующие  производство предприятия с мощными  маркетинговыми службами. Крупные перерабатывающие предприятия, несмотря на не полную загрузку производственных мощностей, не в силах охватить все источники поступления сырья [16].

В большинстве развитых стран  мира сбытовая система имеет многоступенчатую структуру, в рамках которой молоко проходит путь от сельскохозяйственного  предприятия до оптовой и розничной  торговой сети. Эта структура включает: оптовые поставки молока с ферм перерабатывающим предприятиям, торговым компаниям или  оптовикам – посредникам; оптовый  сбыт молочной продукции в розничную  сеть; розничную продажу готовой  молочной продукции населению; общественное питание [10, c. 43].

 

 

 

       Молоко

     
   

      Обрат

        сыворотка

       
               
   

         

Комбикорм

         

Молоко и молочные продукты

 
               
               
               
               




 
Рис.1.1 Производственно-экономические связи молочного подкомплекса [10].

Для эффективного функционирования молочного подкомплекса как сложной  межотраслевой системы требуется  механизм экономического взаимодействия, который ориентировал бы деятельность всех его подразделений на достижение единого конечного результата. На дальнейшее развитие отраслей молочного подкомплекса влияют сложившиеся экономические отношения между производством молока в сельскохозяйственных организациях и у населения и его переработкой в промышленности  [10, c. 43].

Связи между первой и третьей  сферами подкомплекса становятся все  более разносторонними. Если раньше связь между сельским хозяйством и молочной промышленностью ограничивалась лишь поставкой из сельского хозяйства  сырья и возвратом промышленностью  побочных молочных продуктов, то сейчас, кроме этих функций, которые также  претерпели существенные изменения (поставка молока осуществляется на основе договоров  контрактации, а возврат обезжиренного  молока заменяется возвратом заменителя цельного молока, концентрированных  и сухих кормов, вырабатываемых из отходов), появляются новые, например центровывоз.

Молокоперерабатывающие  предприятия поддерживают сельскохозяйственные организации в оснащении молочных ферм, одновременно некоторые функции промышленности перешли к сельскому хозяйству — первичная обработка молока, охлаждение и хранение молока до отправки его предприятию.

Одной из главных задач  молокоперерабатывающих предприятий  является совершенствование ассортимента и повышение качества производимых молочных продуктов, отличающихся высокими питательными и вкусовыми свойствами и пользующихся повышенным спросом  у населения, наиболее полно отвечающих требованиям сбалансированного  питания [17].

        В  процессе перехода к рыночной  экономике перед государством  стоит неотложная задача расширения  экспорта. Увеличение экспортных  поступлений облегчает перестройку  экономики, снижает бремя задолженности  и способствует более высоким  темпам роста, поскольку появляется  возможность расширения импорта.  Рост экспорта и импорта также  позволяет получить выгоды от  участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям  научно-технического прогресса,  создает условия для участия  в конкуренции на мировых рынках, дает экономию от масштабов,  а также обеспечивает выход  отечественных отраслей на новые  рынки. Недостаточная емкость  внутреннего рынка также служит  доводом в пользу экспортной  ориентации экономики. Как известно, наш внутренний рынок ограничен  и не может поглотить всю производимую товарную массу из-за низкой платежеспособности потенциальных потребителей.

Сегодня продукция, которая  прежде удовлетворяла требованиям  союзных стандартов, неконкурентоспособна на мировом рынке. Основными причинами  являются низкие потребительские свойства продукции АПК; высокая себестоимость; большая трудоемкость и энергоемкость; низкая степень переработки; отсутствие привлекательной упаковки и рекламы. На неконкурентоспособность оказало  влияние и загрязнение земель радионуклидами после аварии на ЧАЭС. Из стабильного поставщика продовольствия в бывшие страны Союза Беларусь превратилась в его импортера из ЕС и других государств.

Одним из ведущих направлений  внешнеэкономического сотрудничества выступает взаимная торговля, в рамках которых широко используются бартерные  сделки. Бартерные операции – типичный феномен переходной экономики [27, с.140].

Молочные продукты реализуются  по бартеру в обмен на различное  оборудование для перерабатывающих заводов, запчасти, различные виды тары и упаковочных материалов, автотранспорт, а также на топливо и энергозачет.

 Для выхода на экспорт  в виде готового (молочного) продукта  необходимо учесть ряд факторов:

  • ообразование рациональных производственных условий, основанных на рыночном взаимодополнении участников с элементами централизованного регулирования;
  • организацию целевого товарного производства продукции, предназначенной на экспорт, для чего требуется определить сеть сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий, которым необходимо оказать поддержку в плане создания необходимой материально-технической экспортной базы;
  • научное обеспечение, консалтинг и тренинг;
  • внедрение передовых современных технологий производства и переработки продуктов с целью выпуска конкурентоспособной продукции;
  • создание разветвлений маркетинговой службы;
  • наладить производство современных видов тары и тароупаковочных материалов;
  • развитие инфраструктуры ярморочно-выставочной деятельности;
  • участие в реализации государственной программы импортозамещения;
  • создание благоприятных условий для наращивания экспортного потенциала, привлечения инвестиций, сохранения традиционных и освоения новых рынков сбыта.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что взаимодействие между  предприятиями в развитых странах  строится на принципах долгосрочного  сотрудничества и партнерства, предпочтения связей сделкам и эти принципы предполагают не только получение эффекта  от совместной деятельности, но и ряд  мер, направленных на определенное развитие друг друга.

 

1.2. Мировой рынок молока и молочных продуктов

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. Главными экспортерами-продавцами молочных продуктов на мировом рынке являются Новая Зеландия, ЕС, США, Австралия, Аргентина, Канада. В странах Европейского континента внешнеторговая деятельность преимущественно представлена Германией, Францией и Нидерландами [13, c.25].

Информация о работе Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий