Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….…………..………………………………………………………...………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………..5
1.1.Основные направления повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий………………….5
1.2. Мировой рынок молока и молочных продуктов…………………………………………8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………….……………………...……..12
2.1. Общие сведения…………………………………………...…………….…………………....12
2.2.Сырьевая зона предприятия…………………………………………………….…….…….13
2.3.Ресурсный потенциал предприятия…………………………………………………..........13
2.4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………...19
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..22
3.1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия22
3.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………22
3.3 Анализ внешнего рынка сбыта предприятия……………………………………………24
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД..........................................................................................................................................30
4.1. Рынок продукции и конкуренты………………………………………………………..…30
4.2. Стратегия маркетинга………………………………………………………………………30
4.3. Стратегия сбыта……………………………………………………………………………..31
4.4. Стратегия развития экспорта……………………………………………………...............32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………..……………………..…………………………….….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая(3 курс МЭО).docx

— 142.96 Кб (Скачать файл)

Источник: Годовой отчет ОАО  «Шкловский маслодельный завод» [8].

Из данных таблицы 2.8 видно, что коэффициент текущей ликвидности менее единицы, а это означает, что процесс финансирования основных фондов предприятия осуществляется за счет краткосрочной задолженности, что неприемлимо в практике управления предприятием. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средтсвами, характеризующий наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости, составляет –0.58 в 2010 году. Отрицательное значение этого коэффициента отражает отсутствие в ОАО «Шкловский маслодельный завод»  собственных оборотных средств. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами равен 0,8, что соответствует нормативу.

 Исходя из анализа  финансового состояния предприятия,  можно сделать вывод, что предприятие  имеет затруднительное финансовое  положение, требующее незамедлительного  его решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Оценка показателей ВЭД предприятия

3.1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность предприятий (ВЭД) - это сфера хозяйственной  деятельности, которая связана с  международной производственной и  научно-технической кооперацией, экспортом  и импортом продукции, а также  выходом предприятия на внешний  рынок [6].

Цели внешнеэкономической деятельности:

    • изменение объема экспорта и импорта;
    • обеспечение необходимыми ресурсами;
    • изменение экспортных и импортных цен [3].

Достижение целей возможно путем решения следующих задач:

    • изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;
    • изучение приемов и методов международной торговой политики;
    • изучение методов международного ценообразования;
    • изучение организации и техники внешнеэкономических операций.

Также важно различать  понятия "внешнеэкономические связи" и "внешнеэкономическая деятельность".

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур, в отличие от внешнеэкономических связей.

Эффективная внешнеэкономическая деятельность предприятия возможна при адекватной работе структуры управления. Структура управления внешнеэкономической деятельности предприятия определяется в первую очередь, теми целями и задачами, которые она призвана решать.

 

3.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

Анализ текущих результатов  деятельности предприятия направлен на выяснение его экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности внешнеэкономической деятельности за соответствующий период.

В анализе деятельности предприятия  важны разделы, характеризующие  изменения показателей общих  расходов с разбивкой по статьям, показателей поступления средств  и показатель использования средств.

Крайне важное значение имеет  анализ показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, производственности труда и т.д. Проводится анализ показателей финансового положения предприятия. Анализ хозяйственной деятельности необходим для выявления текущих изменений и отклонения и изменений от плановых показателей.

Особенностью формирования цен на мировых товарных рынках определяется действием механизма ценообразования, которым можно разделить на две группы: факторы, действие которых подчинено закону стоимости, и факторы, влияющие на цены в сфере обращения товара [11,с. 146].

Эффективность как соотношение  результатов и затрат важна не только сама по себе. Анализ соответствующих  показателей, их динамики позволяет  выявить пути их повышения, а также  ликвидации и замены неэффективных  операций.

Показатели ВЭД подразделяются на текущие и стратегические

Текущие – это, в основном, количественные показатели, характеризующие предыдущую деятельность (данные из бухгалтерского и управленческого учета)

 Стратегические –  это качественные показатели, определяющие  будущие достижения предприятия,  это база для оптимизации процессов  и операций.

При этом часть формул для  вычисления текущих показателей  может применяться для расчетов стратегических показателей, если в них использовать прогнозные данные.

Для оценки эффективности  ВЭД могут быть использованы следующие показатели:

  • динамика экспорта;
  • конкурентоспособность товара;
  • динамика доли рынка;
  • объем экспорта новых товаров;
  • динамика снижения издержек за счет новых технологий;
  • прибыльность экспорта, внешних инвестиций и др.

Выделяют три уровня оценки эффективности:

  1. на основе бухгалтерской отчетности (но надо выделить доходы и издержки от ВЭД);
  2. на основе дополнительной информации для определения маржинальной рентабельности ВЭД, точки безубыточности для каждого товара и др.;
  3. на основе внутренней и внешней информации о состоянии ВЭД по каждому товару (уровень сервиса, реакция на пожелания клиента об изменении характеристик).

На практике конкретные используемые показатели выбирают специалисты предприятия. Затем руководство оценивает основные бизнес-процессы.

Выделяют основные бизнес-процессы:

  • мониторинг потребностей клиентов;
  • продвижение компании;
  • представление новых товаров;
  • потребность в квалифицированных специалистах;
  • работа над качеством;
  • сертификация поставщиков;
  • обучение персонала и т.д.

Представление ВЭД  в качестве бизнес-процесса означает, что ВЭД должна быть выделена, структурирована и должна выполняться по правилам (стандартам), которые можно сформулировать [2, с. 78].

3.3 Анализ  внешнего рынка сбыта предприятия

Перед ОАО «Шкловский маслодельный завод» стоит проблема быстрого реагирования на изменение покупательского спроса на выпускаемую предприятием продукцию путем расширения и изменения  ассортимента, рынков сбыта, поиска более выгодных покупателей, проведения маркетинговых исследований рынков сбыта.

На ОАО «Шкловский маслодельный завод» готовая продукция реализуется  в розничную торговую сеть г. Шклова и Шкловского района, г.Могилев и  Могилевскую область, г.Минск и  в РФ, город Смоленск.

Таблица 3.1 –Объём и каналы реализация молочной продукции

Город

Количество тонн

2010 в % к 2008

2008

Сумма млн.руб

2009

Сумма млн.руб

2010

Сумма млн.руб

Кол-во

Сумма

Шклов

3279

2567

2460

2529

3480

4145

106,1

161,5

Могилев

4910

4075

3680

3784

5217

6208

107,3

152,3

Минск

839

697

780

802

840

1000

100

143,5

Смоленск

600

610

42

63

1860

2460

В 3,1р

В 4 р

Всего

9628

7949

6962

7178

11353

13822

117,9

173,9


Источник: Годовой отчет ОАО  «Шкловский маслодельный завод» [8].

  Из таблицы видно,  что продукция реализуется за  пределы республики Беларусь  в город Смоленск РФ. В 2010 году  объем реализации продукции увеличился по сравнению с 2008 годом на 17,9%.

Далее приведены данные об объеме поставок молочной продукции  ОАО «Шкловский маслодельный завод» на внешнем рынке (таблица 3.2).

Таблица 3.2 - Доля поставок продукции на внешний рынок, %

              Год                                                                              

Объем, тонн

2008

2009

2010

Смоленск

600

42

1860

Всего

9628

6962

11353

%

6,23

0,60

16,38


Источник: Годовой отчет ОАО  «Шкловский маслодельный завод» [8].

Исходя из данных таблицы 3.2 мы можем сказать, что доля поставок молочной продукции ОАО «Шкловский маслодельный завод» на внешний рынок в 2010 году составила практически 16, 4 %.

 

Рисунок 3.1   Динамика поставок молочной продукции  на внешний рынок [8].

Целесообразно рассмотреть  рентабельность отдельных видов  продукции и предприятия в  целом за 2010 год (таблица 3.3).

Таблица 3.3 – Рентабельность реализации отдельных видов продукции, 2010 г.

Вид продукции

Рентабельность ЦМП 2010 г.,%

Молоко питьевое пастеризованное 3%,1л

-3,9

Молоко 3,2% пастеризованное 1л Юнимилк

5,1

Молоко питьевое пастеризованное 3,2%,1л

13,2

Молоко питьевое пастеризованное 3%,0,5л

-3,1

Молоко 1,5% пастеризованное,1л

-19

Молоко 0,5% пастеризованное,1л

-39,8

Биокефир «Бодрость» 3%,1кг

-6,2

Биокефир «Бодрость» 3%,0,5кг

-11

Биокефир «Бодрость» нежирный 1кг

-16,2

Йогурт «Крепыш» 3% 0,25кг

-4

Йогурт «Крепыш» 3% 0,15кг

10,1

Йогурт «Крепыш» 3% 0,45кг

2,4

Йогурт с фруктами 1,2%

-9,8

Творожная масса с изюмом

-20,2

Молоко топленое 4%

-8,3

Сливки 10%; 0,5кг

1,8

Сливки 10%; 0,25кг

-14,7

   

Ряженка 4%

8,5

Сметана 25% плен. 0,5кг

8,6

Продолжение таблица 3.3

Сметана 25% стакан 0,25кг

13

Сметана 25% стакан 0,45кг

15,3

Творог 9%

-1,6

Итого:

1


Источник: Годовой отчет  ОАО «Шкловский маслодельный завод» за 2010 год [8].

Из данных таблицы 3.3 видно, что рентабельным является производство молока жирностью 3,2% объемом 1л,молока Юнимилк, йогурта «Крепыш» объемом 0,15кг и 0,45кг, сливок 10% объемом 0,5кг, ряженки и сметаны всех видов, а остальные виды продукции убыточны, особенно молоко 3,2% объемом 0,5л (–39,8%), биокефиры, творог и т.д. 

Ценовая политика ОАО «Шкловский маслодельный завод» основана на изучении конъюнктуры  рынков сбыта, потребительских спроса и предложений на выпускаемый товар.

Экспортные цены на молочную продукцию на внешнем и внутреннем рынках представлены в таблицы 3.4.

Таблица 3.4- Экспортные цены ОАО «Шкловский маслодельный завод», млн. руб./тонн

Город

2008 год

2009

2010

Шклов

0,78

1,03

1,19

Могилев

0,83

1,03

1,19

Минск

0,83

1,03

1,19

Смоленск

1,02

1,5

1,32

Средняя цена

0,83

1,03

1,22


Источник: Годовой отчет ОАО  «Шкловский маслодельный завод» [8].

Исходя из данных таблицы 3.4 мы видим, что экспортные цены на продукцию ОАО «Шкловский маслодельный завод» ежегодно растут. Средние экспортные цены на внутреннем рынке растут пропорционально и практически не разнятся.

Далее приведем сравнение  экспортных цен на продукцию ОАО  «Шкловский маслодельный завод» (рисунок 3.2).

На рисунке 3.2 приведено  сравнение экспортных цен на продукцию ОАО «Шкловский маслодельный завод» по годам.

Рисунок  3.2 –  Экспортные цены на продукцию ОАО «Шкловский маслодельный завод», млн. руб./тонна [8]

Далее проанализируем динамику экспортных цен ОАО «Шкловский маслодельный завод» (таблица 3.5).

Таблица 3.5 -  Динамика экспортных цен, млн. руб./тонна

Год

2008

2009

2010

2009/2008, %

2010/2008, %

2010/2009, %

Цена

1,02

1,5

1,32

+ 47,06

+ 29

- 12

Информация о работе Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий