Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….…………..………………………………………………………...………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………..5
1.1.Основные направления повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий………………….5
1.2. Мировой рынок молока и молочных продуктов…………………………………………8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………….……………………...……..12
2.1. Общие сведения…………………………………………...…………….…………………....12
2.2.Сырьевая зона предприятия…………………………………………………….…….…….13
2.3.Ресурсный потенциал предприятия…………………………………………………..........13
2.4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………...19
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..22
3.1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия22
3.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………22
3.3 Анализ внешнего рынка сбыта предприятия……………………………………………24
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД..........................................................................................................................................30
4.1. Рынок продукции и конкуренты………………………………………………………..…30
4.2. Стратегия маркетинга………………………………………………………………………30
4.3. Стратегия сбыта……………………………………………………………………………..31
4.4. Стратегия развития экспорта……………………………………………………...............32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………..……………………..…………………………….….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая(3 курс МЭО).docx

— 142.96 Кб (Скачать файл)

Общемировой объем потребления  жидких молочных продуктов с каждым годом увеличивается. Лидерами по темпам роста потребления на мировом  рынке молока и молочных продуктов  являются развивающиеся рынки, в  том числе Индия, Пакистан, Китай  и Ближний Восток.

Всего в мире насчитывается  около 6 миллиардов потребителей молока и молочных продуктов, большинство  из которых проживает в развивающихся  странах. Согласно маркетинговому исследованию мирового рынка молока, проведенному компанией GLOBAL REACH CONSULTING, мировой спрос  на молоко в среднем растет на 15 млн. тонн ежегодно [1].

Многие рыночные сигналы  указывают на продолжающийся рост спроса на молоко. В странах с уже высоким  потреблением он не так заметен, как  на развивающихся рынках, но в абсолютных величинах даже медленно растущие рынки  поглощают значительные объёмы продукции.

Восстановление экономики  в странах ЕС идёт с разным темпом, но потребители уже обрели уверенность, которая привела к небольшому увеличению спроса на молочные продукты.

В США ситуация пока неясна, но постоянно растущее население  является движущей силой повышающегося  спроса на молоко. Здесь восстановление после кризиса было самым быстрым, и страна быстрее вернулась к  докризисным показателям.

Несмотря на то, что большинство  молочных продуктов требуют местного производства, возрастает также объём  международной торговли.

Таблица 1.1 - Основные экспортеры молочной продукции, тыс. тонн.

Страны

2008

2009

2010

 

Цельное сухое  молоко

Всего в мире

1936

1901

2063

Евросоюз

484

386

350

Австралия

138

166

144

Бразилия

83

121

130

Аргентина

103

115

122

 

Масло

Всего в мире

792

771

803

Новая Зеландия

325

357

357

ЕС

150

140

150

Белоруссия

62

65

70

 

Сыр

Всего в мире

1794

1670

1746

ЕС

555

520

520

Новая Зеландия

295

281

304

Австралия

207

151

194

Белоруссия

102

100

102


Источник: FAO [22].

Основными поставщиками молочной продукции на международный рынок  являются Австралия и Новая Зеландия.

Евросоюз – второй экспортер  в мире после Австралии и Новой  Зеландии. В 2009 экспорт из ЕС сократился на 12% до 8,4 млн. тонн. Надо учитывать  спад в производстве, а также реформы  в отрасли, которые совпали с  падением экспорта. Интервенционные  цены в ЕС были существенно сокращены, проведены другие мероприятия в рамках обязательств по снижению уровня поддержки рынка. Правда, все равно пришлось скупать сухое молоко, масло, выделять экспортные субсидии в период особо низких цен. Осенью запасы обезжиренного сухого молока составляли 268 тыс. тонн, а масла – 150 тыс. тонн [14].

В США наблюдается сокращение производства, поэтому общий экспорт  молочной продукции в эквиваленте  может упасть до 2,3 млн. тонн. Низкие цены не способствовали заинтересованности в росте экспорта.

Экспорт молочной продукции  из стран Южной Америки в 2009 году вырос на 15%, и составил 3,6 млн. тонн. Во многом это заслуга Аргентины, Бразилии и Уругвая. Особенно заметны  успехи Бразилии. Ее показатели увеличились  на 40% и впервые превысили 1 млн. тонн в молочном эквиваленте. В недавнем прошлом Бразилия импортировала  такой же объем молочной продукции. Однако рост в молочной отрасли на 4% в год, начиная с 2000 года, привел к тому, что эта страна превратилась в нетто – экспортера молочной продукции. Правительство ввело  в период низких цен квоты на импорт обезжиренного сухого молока, тем  самым оказав существенную помощь собственным  производителям.

Необходимо отметить, что  Новая Зеландия в мировом экспорте молокопродуктов занимает важное место, поскольку ее экономика изначально ориентирована на внешние рынки. О многом говорит тот факт, что  в этом государстве производится более 3400 кг молока на человека и более 90 % молочной продукции поступает  на внешние рынки.

В странах Европейского континента внешнеторговая деятельность (особенно экспорт молока и молочных продуктов) представлена преимущественно Германией, Нидерландами и Францией. США так  же по-прежнему остаются в группе ведущих  мировых экспортеров сухого обезжиренного  молока и различных ценных молочных белковых соединений.

Что касается конкретных видов  молочной продукции, то в международной  торговле лидирующее место по экспорту занимают сухое цельное молоко и  сыр.

Основными импортерами молокопродуктов  в ближайшей перспективе будут  Россия, Китай, Япония, Алжир, Мексика  и Саудовская Аравия.

Таким образом, можно говорить о том, что мировой рынок молока и молочных продуктов является относительно стабильным. В международной молочной промышленности продолжается процесс структурных изменений. Поэтому в стратегии роста основных производителей молока выделяются следующие цели: повышение эффективности производства, открытие новых рынков, расширение портфеля торговых марок, усиление возможностей для инноваций, обеспечение надежных поставок молока.

Итак, мировой опыт свидетельствует, что доминирующее положение в производстве молочной продукции имеют крупные специализированные, технически оснащенные производства предприятий с мощными маркетинговыми службами. Для эффективного функционирования молочного подкомплекса как сложной межотраслевой системы требуется механизм экономического взаимодействия, который ориентировал бы деятельность всех его подразделений на достижение единого конечного результата. На дальнейшее развитие отраслей молочного подкомплекса влияют сложившиеся экономические отношения между производством молока в сельскохозяйственных организациях и у населения и его переработкой в промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Характеристика предприятия

2.1 Общие сведения о предприятии

ОАО «Шкловский маслодельный завод» образован в 1949 году как масло - казеиновый завод  по переработке 2000 тонн молока в год. В то время  завод производил масло, творог, казеин, сгущенное молоко, сыр диетический, молоко фляжное, сметану фляжную.      

В 1989году в результате проведенной  реконструкции начал работать цех  по производству фасованной цельномолочной продукции мощностью 8,5 тонн. На заводе открылось производство фасованного  молока, кефира, сливок в стеклянные бутылки, сметаны в полистероловые стаканчики. Остальное молоко отгружалось  на  Могилевский молочный комбинат.

В результате второй, проведенной  в 1995 году, реконструкции завод перешел  без остановки производства на  выпуск фасованного творога в  пергамент. Было смонтировано три автомата по фасовке молока, кефира, сметаны  в полиэтиленовую пленку, в этом же цеху введен в эксплуатацию участок  по производству творога с автоматической упаковкой брикетов по 250 грамм в пергамент [20].

С 1996 года начата очередная  реконструкция завода, предусматривающая  увеличение ассортимента продукции, однако из-за  недостатка финансирования работа в 2000 году приостановлена.

Начиная с апреля 2005 года, наблюдается процесс оздоровления предприятия, и результатом этого  явилась рентабельная работа.

Стратегия развития завода на 2007 год разработана с учетом ограниченности использования финансовых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, строжайшей экономией их.

Для достижения этой цели в 2008 году продолжено дальнейшее усовершенствование технологических процессов, приобретение и модернизация оборудования.

В настоящее время производственная мощность предприятия по перерабатываемому  молоку в сутки составляет    125   тонн, а по основным продуктам   20 тонн.

 

 

2.2 Сырьевая зона предприятия

На ОАО «Шкловский маслодельный завод»  порядок и система снабжения  предприятия сырьем, основывается на принципе доставки молока центровывозом  и транспортом хозяйств.

Транспортирование осуществляется в изотермических молочных цистернах  автомобильным транспортом.  За 10 часов температура в цистерне изменяется на ± 2°С, при температуре воздуха ± 30°С [20] .       

Приемка сырья на предприятии  осуществляется на двух постах. Базисная жирность молока поступающего на предприятие  равна 3,4%, а  фактическая  3,6%. На основании  этих показателей производят доплаты  или скидки (в зависимости от процента жира) за качество.

Таблица 2.1 – Объёмы поставок молока с/х организациями Шкловского района на ОАО «Шкловский маслодельный завод»

Хозяйство

Всего тонн (2010 г)

План на 2011г  тонн

ОАО «Александрийское»

14800

19500

ЗАО «Полыковичское»

3124

4400

СПК «Водвянское»

1881

2200

СПК «Газовик-Сипаково»

2154

3400

ЗАО «Светлое»

1172

-

ЗАО «Амкадор-Шклов»

4000

3500

ЗАО «Большие Славени»

2820

2800

ЗАО «Старые Стайки»

780

-

ЗАО «Нива»

4981

8100

ОАО «Новогородищенское»

2870

6500

РУСП «э/б «Спартак»

2084

2800

ЧУП АСБ «Городец»

4020

6000

ОАО «Ордатское»

2600

-

ОАО «Новое Юбилейное»

2570

3000

ОАО «Говяды-Агро»

2230

4200

ОАО«Шкловский агросервис»

3979

3700

Итого:

56083

70100


Источник: Бизнес план ОАО  «Шкловский маслодельный завод» [5].

2.3 Ресурсный потенциал  предприятия

При анализе ресурсов предприятия  необходимо рассмотреть баланс наличия  и движения основных средств, состав, структуру и использование основных и оборотных фондов, а также  обеспеченность и использование  трудовых ресурсов.

В таблице 2.2 представлены состав и структура основных фондов предприятия.

Таблица 2.2 – Состав и структура основных средств предприятия

Показатели

Стоимость, млн. руб.

Структура, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Здания и сооружения

1 345

1 457

1 851

29,9

20,8

20,2

Передаточные устройства

68

68

68

1,5

1

0,7

Машины и оборудование

1 935

3 637

3 842

42,8

51,8

41,9

Транспортные средства

841

1 308

2 692

18,6

18,7

29,3

Инструмент, инвентарь

и принадлежности

64

202

284

1,4

2,8

3,1

Прочие

261

349

431

5,8

4,9

4,8

ИТОГО:

4517

7024

9172

100%

100%

100%


Источник: Годовой отчет  ОАО «Шкловский маслодельный завод» за 2010 год [8].

Исходя из данных, представленных в таблице 2.2, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре основных средств занимают машины и оборудование. Их удельный вес в 2010 году составил 41,9%, что ниже, чем в 2008 году на 0,9%. В целом стоимость основных средств выросла в 2010 году по сравнению с 2008 годом в 2 раза.

Информация о работе Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий