Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:53, курсовая работа
Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить.
ВВЕДЕНИЕ….…………..………………………………………………………...………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………..5
1.1.Основные направления повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий………………….5
1.2. Мировой рынок молока и молочных продуктов…………………………………………8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………….……………………...……..12
2.1. Общие сведения…………………………………………...…………….…………………....12
2.2.Сырьевая зона предприятия…………………………………………………….…….…….13
2.3.Ресурсный потенциал предприятия…………………………………………………..........13
2.4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………...19
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..22
3.1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия22
3.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………22
3.3 Анализ внешнего рынка сбыта предприятия……………………………………………24
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД..........................................................................................................................................30
4.1. Рынок продукции и конкуренты………………………………………………………..…30
4.2. Стратегия маркетинга………………………………………………………………………30
4.3. Стратегия сбыта……………………………………………………………………………..31
4.4. Стратегия развития экспорта……………………………………………………...............32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………..……………………..…………………………….….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………………………….36
Общемировой объем потребления жидких молочных продуктов с каждым годом увеличивается. Лидерами по темпам роста потребления на мировом рынке молока и молочных продуктов являются развивающиеся рынки, в том числе Индия, Пакистан, Китай и Ближний Восток.
Всего в мире насчитывается
около 6 миллиардов потребителей молока
и молочных продуктов, большинство
из которых проживает в
Многие рыночные сигналы указывают на продолжающийся рост спроса на молоко. В странах с уже высоким потреблением он не так заметен, как на развивающихся рынках, но в абсолютных величинах даже медленно растущие рынки поглощают значительные объёмы продукции.
Восстановление экономики в странах ЕС идёт с разным темпом, но потребители уже обрели уверенность, которая привела к небольшому увеличению спроса на молочные продукты.
В США ситуация пока неясна, но постоянно растущее население является движущей силой повышающегося спроса на молоко. Здесь восстановление после кризиса было самым быстрым, и страна быстрее вернулась к докризисным показателям.
Несмотря на то, что большинство молочных продуктов требуют местного производства, возрастает также объём международной торговли.
Таблица 1.1 - Основные экспортеры молочной продукции, тыс. тонн.
Страны |
2008 |
2009 |
2010 |
Цельное сухое молоко | |||
Всего в мире |
1936 |
1901 |
2063 |
Евросоюз |
484 |
386 |
350 |
Австралия |
138 |
166 |
144 |
Бразилия |
83 |
121 |
130 |
Аргентина |
103 |
115 |
122 |
Масло | |||
Всего в мире |
792 |
771 |
803 |
Новая Зеландия |
325 |
357 |
357 |
ЕС |
150 |
140 |
150 |
Белоруссия |
62 |
65 |
70 |
Сыр | |||
Всего в мире |
1794 |
1670 |
1746 |
ЕС |
555 |
520 |
520 |
Новая Зеландия |
295 |
281 |
304 |
Австралия |
207 |
151 |
194 |
Белоруссия |
102 |
100 |
102 |
Источник: FAO [22].
Основными поставщиками молочной продукции на международный рынок являются Австралия и Новая Зеландия.
Евросоюз – второй экспортер в мире после Австралии и Новой Зеландии. В 2009 экспорт из ЕС сократился на 12% до 8,4 млн. тонн. Надо учитывать спад в производстве, а также реформы в отрасли, которые совпали с падением экспорта. Интервенционные цены в ЕС были существенно сокращены, проведены другие мероприятия в рамках обязательств по снижению уровня поддержки рынка. Правда, все равно пришлось скупать сухое молоко, масло, выделять экспортные субсидии в период особо низких цен. Осенью запасы обезжиренного сухого молока составляли 268 тыс. тонн, а масла – 150 тыс. тонн [14].
В США наблюдается сокращение производства, поэтому общий экспорт молочной продукции в эквиваленте может упасть до 2,3 млн. тонн. Низкие цены не способствовали заинтересованности в росте экспорта.
Экспорт молочной продукции из стран Южной Америки в 2009 году вырос на 15%, и составил 3,6 млн. тонн. Во многом это заслуга Аргентины, Бразилии и Уругвая. Особенно заметны успехи Бразилии. Ее показатели увеличились на 40% и впервые превысили 1 млн. тонн в молочном эквиваленте. В недавнем прошлом Бразилия импортировала такой же объем молочной продукции. Однако рост в молочной отрасли на 4% в год, начиная с 2000 года, привел к тому, что эта страна превратилась в нетто – экспортера молочной продукции. Правительство ввело в период низких цен квоты на импорт обезжиренного сухого молока, тем самым оказав существенную помощь собственным производителям.
Необходимо отметить, что Новая Зеландия в мировом экспорте молокопродуктов занимает важное место, поскольку ее экономика изначально ориентирована на внешние рынки. О многом говорит тот факт, что в этом государстве производится более 3400 кг молока на человека и более 90 % молочной продукции поступает на внешние рынки.
В странах Европейского континента внешнеторговая деятельность (особенно экспорт молока и молочных продуктов) представлена преимущественно Германией, Нидерландами и Францией. США так же по-прежнему остаются в группе ведущих мировых экспортеров сухого обезжиренного молока и различных ценных молочных белковых соединений.
Что касается конкретных видов молочной продукции, то в международной торговле лидирующее место по экспорту занимают сухое цельное молоко и сыр.
Основными импортерами молокопродуктов в ближайшей перспективе будут Россия, Китай, Япония, Алжир, Мексика и Саудовская Аравия.
Таким образом, можно говорить о том, что мировой рынок молока и молочных продуктов является относительно стабильным. В международной молочной промышленности продолжается процесс структурных изменений. Поэтому в стратегии роста основных производителей молока выделяются следующие цели: повышение эффективности производства, открытие новых рынков, расширение портфеля торговых марок, усиление возможностей для инноваций, обеспечение надежных поставок молока.
Итак, мировой опыт свидетельствует, что доминирующее положение в производстве молочной продукции имеют крупные специализированные, технически оснащенные производства предприятий с мощными маркетинговыми службами. Для эффективного функционирования молочного подкомплекса как сложной межотраслевой системы требуется механизм экономического взаимодействия, который ориентировал бы деятельность всех его подразделений на достижение единого конечного результата. На дальнейшее развитие отраслей молочного подкомплекса влияют сложившиеся экономические отношения между производством молока в сельскохозяйственных организациях и у населения и его переработкой в промышленности.
ГЛАВА 2 Характеристика предприятия
2.1 Общие сведения о предприятии
ОАО «Шкловский маслодельный завод» образован в 1949 году как масло - казеиновый завод по переработке 2000 тонн молока в год. В то время завод производил масло, творог, казеин, сгущенное молоко, сыр диетический, молоко фляжное, сметану фляжную.
В 1989году в результате проведенной реконструкции начал работать цех по производству фасованной цельномолочной продукции мощностью 8,5 тонн. На заводе открылось производство фасованного молока, кефира, сливок в стеклянные бутылки, сметаны в полистероловые стаканчики. Остальное молоко отгружалось на Могилевский молочный комбинат.
В результате второй, проведенной в 1995 году, реконструкции завод перешел без остановки производства на выпуск фасованного творога в пергамент. Было смонтировано три автомата по фасовке молока, кефира, сметаны в полиэтиленовую пленку, в этом же цеху введен в эксплуатацию участок по производству творога с автоматической упаковкой брикетов по 250 грамм в пергамент [20].
С 1996 года начата очередная реконструкция завода, предусматривающая увеличение ассортимента продукции, однако из-за недостатка финансирования работа в 2000 году приостановлена.
Начиная с апреля 2005 года,
наблюдается процесс
Стратегия развития завода на 2007 год разработана с учетом ограниченности использования финансовых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, строжайшей экономией их.
Для достижения этой цели в 2008 году продолжено дальнейшее усовершенствование технологических процессов, приобретение и модернизация оборудования.
В настоящее время
2.2 Сырьевая зона предприятия
На ОАО «Шкловский маслодельный завод» порядок и система снабжения предприятия сырьем, основывается на принципе доставки молока центровывозом и транспортом хозяйств.
Транспортирование осуществляется в изотермических молочных цистернах автомобильным транспортом. За 10 часов температура в цистерне изменяется на ± 2°С, при температуре воздуха ± 30°С [20] .
Приемка сырья на предприятии осуществляется на двух постах. Базисная жирность молока поступающего на предприятие равна 3,4%, а фактическая 3,6%. На основании этих показателей производят доплаты или скидки (в зависимости от процента жира) за качество.
Таблица 2.1 – Объёмы поставок молока с/х организациями Шкловского района на ОАО «Шкловский маслодельный завод»
Хозяйство |
Всего тонн (2010 г) |
План на 2011г тонн |
ОАО «Александрийское» |
14800 |
19500 |
ЗАО «Полыковичское» |
3124 |
4400 |
СПК «Водвянское» |
1881 |
2200 |
СПК «Газовик-Сипаково» |
2154 |
3400 |
ЗАО «Светлое» |
1172 |
- |
ЗАО «Амкадор-Шклов» |
4000 |
3500 |
ЗАО «Большие Славени» |
2820 |
2800 |
ЗАО «Старые Стайки» |
780 |
- |
ЗАО «Нива» |
4981 |
8100 |
ОАО «Новогородищенское» |
2870 |
6500 |
РУСП «э/б «Спартак» |
2084 |
2800 |
ЧУП АСБ «Городец» |
4020 |
6000 |
ОАО «Ордатское» |
2600 |
- |
ОАО «Новое Юбилейное» |
2570 |
3000 |
ОАО «Говяды-Агро» |
2230 |
4200 |
ОАО«Шкловский агросервис» |
3979 |
3700 |
Итого: |
56083 |
70100 |
Источник: Бизнес план ОАО «Шкловский маслодельный завод» [5].
2.3 Ресурсный потенциал предприятия
При анализе ресурсов предприятия
необходимо рассмотреть баланс наличия
и движения основных средств, состав,
структуру и использование
В таблице 2.2 представлены состав и структура основных фондов предприятия.
Таблица 2.2 – Состав и структура основных средств предприятия
Показатели |
Стоимость, млн. руб. |
Структура, % | ||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Здания и сооружения |
1 345 |
1 457 |
1 851 |
29,9 |
20,8 |
20,2 |
Передаточные устройства |
68 |
68 |
68 |
1,5 |
1 |
0,7 |
Машины и оборудование |
1 935 |
3 637 |
3 842 |
42,8 |
51,8 |
41,9 |
Транспортные средства |
841 |
1 308 |
2 692 |
18,6 |
18,7 |
29,3 |
Инструмент, инвентарь и принадлежности |
64 |
202 |
284 |
1,4 |
2,8 |
3,1 |
Прочие |
261 |
349 |
431 |
5,8 |
4,9 |
4,8 |
ИТОГО: |
4517 |
7024 |
9172 |
100% |
100% |
100% |
Источник: Годовой отчет ОАО «Шкловский маслодельный завод» за 2010 год [8].
Исходя из данных, представленных в таблице 2.2, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре основных средств занимают машины и оборудование. Их удельный вес в 2010 году составил 41,9%, что ниже, чем в 2008 году на 0,9%. В целом стоимость основных средств выросла в 2010 году по сравнению с 2008 годом в 2 раза.