Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса.
Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….…………..………………………………………………………...………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………..5
1.1.Основные направления повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий………………….5
1.2. Мировой рынок молока и молочных продуктов…………………………………………8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………….……………………...……..12
2.1. Общие сведения…………………………………………...…………….…………………....12
2.2.Сырьевая зона предприятия…………………………………………………….…….…….13
2.3.Ресурсный потенциал предприятия…………………………………………………..........13
2.4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………………...19
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..22
3.1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия22
3.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………22
3.3 Анализ внешнего рынка сбыта предприятия……………………………………………24
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД..........................................................................................................................................30
4.1. Рынок продукции и конкуренты………………………………………………………..…30
4.2. Стратегия маркетинга………………………………………………………………………30
4.3. Стратегия сбыта……………………………………………………………………………..31
4.4. Стратегия развития экспорта……………………………………………………...............32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …...…………………..……………………..…………………………….….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая(3 курс МЭО).docx

— 142.96 Кб (Скачать файл)

Источник: Годовой отчет ОАО  «Шкловский маслодельный завод» [8].

В 2008 году средняя экспортная цена была на уровне 1,02 млн. руб./тонна, что примерно на 20 % выше отпускных цен на внутреннем рынке.

Далее в 2009 году количество экспортируемых товаров снизилось. Мы можем наблюдать и то, что экспортная цена возросла почти наполовину, и составила 1,5  млн. руб./тонна.

В 2010 году поставки молочных продуктов в РФ увеличились. В 2010 году в РФ ОАО «Шкловский маслодельный завод» реализовал продукцию в объеме 1860 тонн, что составило 16,4 % от общего объема реализованной продукции.

Экспортная цена в сравнении  с 2009 годом упала на 12 % и составила 1,32 млн. руб./тонна.

Далее приведем данные об экспортной выручки, проследим ее динамику (таблица 3.6).

Таблица 3.6 Экспортная выручка, млн. руб.

 

2008

2009

2010

2010/2008, %

Экспорт

610

63

2460

В 4 р.

Всего

7949

7178

13822

73,9

%

7,67392125

0,87768181

17,7977138

-


Источник: Годовой отчет ОАО  «Шкловский маслодельный завод» [8].

Из данных таблицы 3.6 видно, что экспортная выручка продукции ОАО «Шкловский маслодельный завод» в 2010 году по отношению к 2008 году увеличилась более чем в 4 раза.

Общая выручка  ОАО «Шкловский маслодельный завод» в тот же период увеличилась на 74 %, что в количественном показателе составило 5873 млн. руб.

Исходя их полученных данных нужно сказать что ОАО «Шкловский маслодельный завод»  должен искать и расширять такие каналы сбыта, продажа продукции по которым позволила бы улучшить финансовое состояние предприятия. В области ценовой политики вести постоянный анализ цен на аналогичную продукцию конкурентов на различных рынках. Больше внимания уделять вопросам продвижения товара на рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 Перспективы развития предприятия и совершенствование ВЭД предприятия

4.1. Рынок продукции  и конкуренты

По данным Министерства статистики и экономического анализа, потребления молочных продуктов в стране составляет в среднем около 300 кг. на душу населения в год. За последние годы в Республике Беларусь значительно расширился перечень выпускаемой молочной продукции.

Население Шкловского района в настоящее время составляет 30,8 тыс. человек. Если в среднем человек  потребляет около 300 кг молочной продукции в год, то общий объем потребления населением района составит 9240 тонн в год.

Реальная потребность  в молочной продукции у населения  района гораздо ниже за счет того, что  основная часть сельских жителей  содержит молочный скот. Поэтому значительная часть готовой продукции по-прежнему будет поставляться в торговые предприятия г. Могилева, г. Минска, г. Бобруйска. В последние полтора-два года ОАО «Шкловский маслодельный завод» активно работает не только с потребителями РБ, но и осваиваем рынки соседних стран. В планах на российский рынок поставить продукцию в полном ассортименте. Поэтому сейчас на предприятии ведется работа по внедрению современной системы менеджмента качества ИСО 9001 как неотъемлемого требования реализации продукции за пределами РБ.

 

4.2.Стратегия  маркетинга на внутреннем и внешнем рынках

Основными элементами плана маркетинга являются:

• схема распространения товаров;

• реклама;

• методы стимулирования продаж;

• формирование общественного мнения о предприятии.

Основной упор в программе  маркетинга делается на формирование имиджа завода, как предприятия выпускающего разнообразную продукцию высокого качества.

Основная деятельность по сбыту является прямой, т.е. продукция  направляется непосредственно на предприятия торговли [5].

Непосредственно функции  сбыта на заводе осуществляются отделом  сбыта и снабжения, обеспечивающим изучение рынка и формирование портфеля заказов.

Сбыт продукции осуществляется на основании заключенных договоров, учитывающих объем поставок и  их сроки.

Главным каналом является торговая сеть.

Предприятием особое внимание уделяется рекламе.

Сегодня торговые предприятия  рекламой молочной продукции занимаются крайне редко. Это обусловлено тем, что большинство торговых работников считает, что, так как молочные продукты являются товарами первой необходимости, имеющими постоянный спрос, то они не нуждаются в рекламе. Это неверно, поскольку на потребительском рынке постоянно появляются новые и возрождаются традиционные виды продукции. Это и требует проведения рекламных мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.

 

4.3. Стратегия  сбыта на российском рынке

Функции сбыта на заводе выполняет отдел сбыта, который  проводит изучение рынка и формирование портфеля заказов.

Сбыт продукции осуществляется на основании заключенных договоров  и контрактов, в которых оговариваются  объемы поставок и их сроки.

Для того, чтобы успешно  продвигать новые виды продукции  на потенциальных рынках сбыта, предприятию необходимо иметь план соответствующих мероприятий.

Мероприятия по расширению рынков сбыта:

  • размещение коммерческой информации предприятия в каталогах и базах данных Республики Беларусь и Российской Федерации, а также в сети Интернет;
  • рассылки коммерческих предложений по адресам ТПП и комитетов экономики, мэрий в регионах России;
  • участие в постоянно действующих выставках в Минске, Могилеве и других регионах СНГ;
  • привлечение оптовых торгующих организаций через рекламу в средствах массовой информации и специализированных изданиях.

Главным каналом реализации является розничная торговая сеть [5].

 

4.4. Стратегия  развития экспорта

Основными направлениями  деятельности ОАО «Шкловский маслодельный завод» являются производство и реализация молочных продуктов, а также отгрузка молока коровьего, сухого обезжиренного молока, масла крестьянского на экспорт. Основными рынками сбыта продукции являются страны Ближнего зарубежья такие, как Россия где сложился устойчивый спрос на продукцию предприятия.

Основной целью разработки стратегии развития экспорта ОАО  «Шкловский маслодельный завод» является повышение эффективности деятельности по продвижению и реализации продукции на экспорт, а также укрепление позиций на внешних рынках.

В стратегии развития экспорта ОАО «Шкловский маслодельный завод» ставит перед собой следующие цели: 1) расширение рынков сбыта, в первую очередь на перспективном российском рынке; 2) рост объемов экспорта продукции; 3) выпуск высококачественных экспортоориентированных видов продукции на основе внедрения новых прогрессивных технологий; 4) увеличение объемов производства; 5) обновление основных производственных фондов; 6)повышение качества выпускаемой продукции; 7) экономия ресурсов.

В настоящее время на предприятии  выпускаются цельномолочная продукция, перерабатывается только 20 % поступающего сырья, остальное отгружается на другие предприятия.

Хорошее качество продукции  в сочетании с привлекательными ценами станут залогом конкурентоспособности  продукции завода. Для того чтобы  успешно продвигать новые виды продукции  на потенциальных рынках сбыта, предприятию необходимо иметь план соответствующих мероприятий.

Мероприятия по расширению рынков сбыта:

  1. Расширение коммерческой информации предприятия в каталогах и базах Республики Беларусь и Российской Федерации, а также в сети Интернет.
  2. Рассылка коммерческих предложений по адресам ТИП и комитетов экономики, мэрий в регионах России.
  3. Участие в международных выставках проводимых в странах СНГ.
  4. Привлечение оптовых торгующих организаций через рекламу в средствах массовой информации и специализированных изданиях.
  5. Создание и регулирование коммерческих связей через посредников, агентов, дилеров [5].

Достижение роста экспорта ОАО «Шкловский маслодельный завод» невозможно без осуществления коммуникативных мероприятий. Постоянно проводимая модернизация предприятия преследует цели улучшения достоинств его продукции, о которых следует извещать потребителей.

Основной целью разработки стратегии развития экспорта ОАО  «Шкловский маслодельный завод» является повышение эффективности деятельности по продвижению и реализации продукции на экспорт, а также укрепление позиций на внешних рынках.

Для увеличения экспортного  потенциала предприятие ведет работы по внедрению современной системы менеджмента качества ИСО 9001 как неотъемлемого требования реализации продукции за пределами РБ.

Основной упор делается на формирование имиджа завода, как предприятия  выпускающего разнообразную продукцию высокого качества.

Схема 4. 1- Направления повышения эффективности ВЭД.

 

 

Заключение

Объектом изучения выступает  открытое акционерное общество «Шкловский маслодельный завод»

В настоящее время производственная мощность предприятия по перерабатываемому  молоку в сутки составляет    125   тонн, а по основным продуктам   20 тонн.

На ОАО «Шкловский маслодельный завод»  порядок и система снабжения  предприятия сырьем, основывается на принципе доставки молока центровывозом  и транспортом хозяйств.

Наибольший удельный вес  в структуре основных средств  занимают машины и оборудование. Их удельный вес в 2010 году составил 41,9%, что ниже, чем в 2008 году на 0,9%. В целом стоимость основных средств выросла в 2010 году по сравнению с 2008 годом в 2 раза.

 Стоимость производственных  фондов увеличивается более быстрыми темпами, чем объем выпуска продукции. Это является причиной снижения фондоотдачи и, соответственно, увеличению фондоёмкости.

Финансовое положение  предприятия во многом зависит от эффективности использования оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства пройдут кругооборот, тем больше продукции получит и реализует предприятие при наличии одной и той же суммы оборотных активов. По ОАО «Шкловский маслодельный завод» коэффициент оборачиваемости в 2010 году составил 10,47, что в 2 раза выше по сравнению с уровнем 2008 года. Это означает ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в ОАО «Шкловский маслодельный завод»  наблюдается незначительная динамика в составе и структуре основных и оборотных средств. Ресурсы предприятия используются достаточно эффективно.

Функции сбыта на заводе выполняет отдел сбыта, который  проводит изучение рынка и формирование портфеля заказов.

Основной упор в программе  маркетинга делается на формирование имиджа завода, как предприятия выпускающего разнообразную продукцию высокого качества.

Достижение роста экспорта ОАО «Шкловский маслодельный завод» невозможно без осуществления коммуникативных мероприятий. Постоянно проводимая модернизация предприятия преследует цели улучшения достоинств его продукции, о которых следует извещать потребителей

Основной целью разработки стратегии развития экспорта ОАО  «Шкловский маслодельный завод» является повышение эффективности деятельности по продвижению и реализации продукции на экспорт, а также укрепление позиций на внешних рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Агропромышленный комплекс Беларуси.- Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www/agrobel.by/ru.. - Дата доступа: 03.04.2011.
  2. Аренова М.Ж. Специфика  функционирования   PR в  органах  исполнительной  власти Астана, 2009, 267 с.
  3. Бандурин А.В. - Стратегия внешнеэкономической деятельности. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.eduhmao.ru- Дата доступа: 03.05.2011.
  4. Белорусский    молочный    сектор:  итоги 2010.- Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.preqveca.ru/comments/download/151.- Дата доступа: 02.04.2011.
  5. Бизнес план развития ОАО «Шкловский маслодельный завод» на 2011 год.
  6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.paltadaspb.ru- Дата доступа: 03.05.2011.
  7. Возвращение на землю.- Электронный ресурс.- «Известия» 1.06.2010 г. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru.- Дата доступа: 03.05.2011.
  8. Годовые отчеты предприятия за 2008-2010 г.г.
  9. Григорьева, А. Снимем пенки с сухого молока / Григорьева, А. // Экономическая газета.- № 36(1353), от 14.05.10.
  10. Зинина Л.И. Теория и практика эффективного развития молочного продуктового подкомплекса АПК: дис. д-ра экон. наук: 08.01.05. Саранск, 2001, 528 с.
  11. Иванова Н.В. Ценообразование – учеб., М.: МИЭМП, 2008, 348 с.
  12. Инструкция о порядке применения Единой тарифной ставки работников в РБ от 20.09.2002 , № 123 (с изм. и доп.).
  13. Любецкий В.В. Мировая экономика, учеб., М.: МИЭМП, 2005, 80 с.
  14. Мелещеня А.В.- Мировая торговля молочными продуктами.- Мелещеня А.В., Климова М.Л. - Белорусское сельское хозяйство.- № 7(87)2011.
  15. Мировой рынок молока.- Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.molopak.ru/- Дата доступа: 02.04.2011.
  16. Молоко и молочные продукты.- Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.produkt.by/analitics- Дата доступа: 02.04.2011.
  17. Молочная продукция.- Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www/institutiones.com/industry. - Дата доступа: 03.04.2011.
  18. На Беларусь приходится 5% мирового экспорта молока.- Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.dairyunion.ru. - Дата доступа: 02.04.2011.
  19. Натуральные молочные продукты - Электронный ресурс.- Режим доступа: http://ria-stk.ru/news/nbr.php.- Дата доступа: 02.04.2011.
  20. Официальный сайт ОАО «Шкловский маслодельный завод».-Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www. izbushka-molochnika.narod.ru. - Дата доступа: 02.04.2011.
  21. Повышение конкурентоспособности молочной продукции на отечественном и зарубежных рынках. - Электронный ресурс.- Режим доступа: baa.by/upload/science/nirs/conf/10/06.pdf.- Дата доступа: 02.04.2011.
  22. Продовольственная сельскохозяйственная организация // Электронный ресурс – 2011. – Режим доступа: http://www.fao org. – Дата доступа: 10.04.2011.
  23. Производство молока в мире будет расти.- Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.dairynews.ru- Дата доступа: 02.04.2011.
  24. Россия и Азия шагают в ногу//Молочная сфера.- № 3 (33)2010.- С. 74–81
  25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009.- 536 с.
  26. Серова Е.Е.- Рынок молока и молочных продуктов//Отчет//Инвестиционный центр ФАО.
  27. Стровский Л.Е. Внешнеэкономические связи.- Стровский Л.Е., Казанцев С.К - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 318 с.
  28. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 296-З.

Информация о работе Экономические основы повышения эффективности ВЭД молокоперерабатывающих предприятий