Экономический анализ регулирования рекламной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса регулирования рекламной деятельности в РФ и проблем функционирования системы регулирования рекламной деятельности в условиях современного рекламного рынка России.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.рассмотреть различные представления о рекламе, ее функциях и видах, осо¬бенностях и участниках рекламного процесса в отечественной и зарубежной науке;
2.проанализировать особенности рекламного рынка РФ на современном этапе развития;
3.проанализировать нормативные акты, регулирующие отношения, возникаю¬щие в сфере производства, размещения и распространения рекламы;
4.проанализировать нормативные акты, регламентирующие создание системы регулирования рекламной деятельности в России и механизма ее функционирова¬ния;
5.проанализировать деятельность регулирующих органов и выявить основные проблемы в сфере государственного регулирования рекламного рынка;

Содержание работы

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ………………..
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….
1.СУЩНОСТЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………
1.1.Реклама: цели, виды и функции.…………….……………….…….
1.2.История развития рекламы…...…………………………………….
1.3.Понятие регулирования рекламной деятельности.……………….
1.4.Основные методы рекламной деятельности…………...………….
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ…….
2.1.Общая характеристика современного рекламного рынка РФ…..
2.2.Нормативно-правовое обеспечение в области рекламной деятельности в РФ …………………………………....…………….
2.3.Организация обеспечения государственного регулирования рекламной деятельности в РФ...……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……………………..……...

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.73 Кб (Скачать файл)

Стоит заметить, что выбор варианта регулирования  рекламной деятельности в отдельно взятой стране зависит от многих факторов, таких как особенности культуры, менталитета, влияние на законотворчество со стороны государственного органа по контролю за предпринимательской деятельностью и других.

В регулировании  рекламной деятельности большинство  стран выбирает третий вариант регулирования, то есть использует функционирующие  органы саморегулирования и деятельность государственных органов по контролю за рекламой. Этот вариант, используемый в подавляющем большинстве государств, внедрен в рекламную практику России.

Регулируя ту или иную область деятельности, государство должно выполнять следующие  функции: поддержка функционирования рыночной системы и создания конкурентной среды, защита конкуренции; ограничение  действия некоторых элементов рыночного  механизма с учетом общественных интересов; достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ  в мировой экономике.

Применительно к регулированию конкретно рекламной  деятельности в России эти функции  также реализуются. Целями Федерального закона «О рекламе» названы защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы и предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Отсутствие  протекционистских мер государства  в борьбе с зарубежными конкурентами в области рекламы ведет к  монополизации рекламного рынка  нерезидентами. Рекламная деятельность дает возможность создать конкурентные преимущества высокого порядка, что  позволяет отнести рекламный  рынок к стратегически важным для экономики сферам, подобным сфере высоких технологий. Рекламный рынок - часть информационной системы общества, а информация и технологии воздействия на массовое сознание являются сегодня ключевыми факторами развития общественной системы. Поэтому одним из перспективных направлений развития государственной политики в рекламной сфере видится разработка и реализация мер по защите отечественных рекламодателей и других субъектов рекламных отношений.

Государство, осуществляя регулирование общественных отношений, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от задач регулирования, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Для регулирования рекламных  отношений в России используются в большей степени методы правового, административного регулирования, и в меньшей степени экономические методы регулирования. Государственное регулирование рекламных отношений в РФ использует как прямые (введение запрета на рекламу алкогольной и табачной продукции в электронных СМИ), так и косвенные методы регулирования (налоговое регулирование).

Тенденция к централизации государственного контроля за рекламой, наметившаяся на начальном этапе формирования нормативно-правовых основ регулирования рекламной деятельности в дальнейшем получила законодательное оформление. Согласно статье 33 Федерального Закона «О рекламе» осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе возлагается на федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы). Эта же статья устанавливает полномочия федерального антимонопольного органа. Сегодня таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ.

В структуру  ФАС России входят центральный аппарат  службы, состоящий из отраслевых управлений, и территориальные органы. В настоящее  время число территориальных  органов ФАС России по субъектам Российской Федерации составляет 82.

В соответствии с Положением о ФАС  России служба наделена следующими основными  полномочиями:

    1. принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);
    2. осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;
    3. осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
    4. проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;
    5. ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;
    6. рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.

ФАС России и его территориальные  органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей  компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

Можно сделать  вывод, что одной из проблем реализации функций ФАС России является кадровая проблема. Выполнение функций территориальными управлениями, осуществляющими свою деятельность на территории двух и более субъектов федерации, затруднено, а порой невозможно из-за недостаточной численности работников. В центральном аппарате кадровая проблема выражается в текучести кадров. Главная причина нехватки и текучести кадров - низкий уровень заработной платы и социальных гарантий государственных служащих

Контрольные полномочия федеральных антимонопольных  органов можно свести в две  группы. Первая - те полномочия, которые  эти органы осуществляют непосредственно  сами. Вторая группа - полномочия, реализацию которых федеральные антимонопольные  органы завершают не сами, а через  другие компетентные органы государственной  власти.

Помимо  ФАС России, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о рекламе, в государственном регулировании рекламной деятельности участвуют законодательные органы Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, судебные органы, органы прокуратуры. Полномочия по установлению текущих ограничений и запретов в области рекламы возложены на соответствующие органы управления автомобильными (железными) дорогами, органы местного самоуправления.

Проблемы  реализации функций контроля за соблюдением законодательства о рекламе обусловлены недостатками действующих нормативно-правовых актов. Недостатки функционирования судебной системы также относятся к факторам, затрудняющим осуществление функций контроля за соблюдением законодательства о рекламе. Длительный процесс рассмотрения дел в суде, малоэффективная процедура взыскания штрафов с правонарушителей в судебном порядке приводят к невозможности привлечения к ответственности части нарушителей законодательства о рекламе. В результате федеральные антимонопольные органы часто идут по пути наименьшего сопротивления, не пытаясь пресечь факты ненадлежащей рекламы, разделяя их на «социально опасные и социально безопасные».

Один  из способов повышения качества рекламной  продукции и устранения недобросовестной рекламы - саморегулирование. Этот процесс  принимает в разных странах самые  различные формы, но принципы, которые  стоят за этим, всегда одни и те же: реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой, сделанной  с чувством гражданской ответственности  перед потребителем и обществом  и с соответствующим уважением  правил честной конкуренции. Это достигается посредством правил и принципов лучшей рекламной практики, которыми добровольно "связывает" себя рекламная индустрия. Правила применяются организациями саморегулирования, созданными для этой цели и основанными самой рекламной индустрией. Цель - обеспечение высоких стандартов в рекламе и. таким образом, доверия и уверенности потребителя. Важный фактор, обусловливающий необходимость саморегулирования на рекламном рынке, это взаимоотношения властных структур и рекламистов. Рекламная деятельность настолько масштабна и сложна, что государство просто не может обеспечить детального повсеместного контроля за исполнением всех норм, предъявляемых к цивилизованной рекламе. Это требует огромных расходов финансовых и кадровых ресурсов. Государство заинтересовано передать часть функций контроля за соблюдением цивилизованных норм на рекламном рынке организациям саморегулирования. И это представляет обоюдный интерес, так как, с одной стороны, обеспечивает быстрое и адекватное реагирование на изменения рыночной ситуации, создает возможность использовать более гибкие и простые формы решения спорных вопросов, предоставляет больше инициативы самим рекламистам; с другой стороны, освобождает властные структуры от мелочной опеки рекламного дела.

Положение России в процессе саморегулирования  рекламной деятельности достаточно сложно и специфично. Система саморегулирования  только формируется. На сегодняшний  момент можно назвать несколько  основных организаций саморегулирования, обладающих влиянием на рынке рекламных  услуг России: Национальная Рекламная  Ассоциация; Фонд поддержки рекламопроизводителей; Российская Ассоциация Рекламных Агентств; Общественный Совет по рекламе; Ассоциация рекламодателей; Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью; Международная Конфедерация Обществ Потребителей в России.

На сегодняшний  день в России регулирование рекламной  деятельности строится, главным образом, на действиях ФАС РФ и поддержке предпринимательства при усилении влияния организаций саморегулирования и частных лиц. Потребители используют при необходимости защиты своих прав помощь не только федеральных антимонопольных органов, но и общественных объединений, которые уже сейчас претендуют на значительную роль в контроле за рекламой. Роль системы саморегулирования рекламного рынка, включающей в себя созданные самими предпринимателями организации саморегулирования и выработанные ими принципы осуществления рекламной деятельности, становится все более заметной. Субъекты рекламного бизнеса пытаются активно участвовать в регулировании рекламных отношений в России, влиять на общественное мнение и принятие политических решений в сфере рекламы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное регулирование экономики в современном  мире стало постоянным функциональным механизмом в национальном и международном  масштабах. На смену системам свободного рынка и директивной экономики пришла система управления, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования. Одним из определяющих видов нормативной системы управления является правовое регулирование. Государство призвано обеспечить правовую базу функционирования рыночной системы в целом и рынка рекламы как части этой системы. Одна из актуальных проблем правотворческой деятельности - создание оптимальной модели государственно-правового регулирования рекламного рынка.

Рекламный рынок является институциональной  структурой, механизмом рыночной экономики. Рекламный рынок представляет собой  сферу товарного обмена, где в  качестве товара выступают рекламные  материалы и рекламные услуги. Он развивается по законам спроса и предложения. Инфраструктура рекламного рынка включает различные виды рекламы, средства распространения рекламы, рекламодателей, рекламные агентства, исследовательские организации, средства массовой информации, ведомства, структуры, организации, занимающиеся государственным  контролем и общественным регулированием деятельности. Основными субъектами рекламного рынка являются: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители. Главный объект рекламного рынка - массовый потребитель.

Рекламная деятельность, рекламный бизнес - специфическая  сфера общественной деятельности, возникающая  в условиях, когда торговля превращается в сложный механизм с широчайшим ассортиментом товаров, появляются принципиально новые средства коммуникации, духовное производство (управленческая, политическая, государственная, научная  деятельность и художественное творчество) приобретает самостоятельный характер.

Информация о работе Экономический анализ регулирования рекламной информации