Экономика туриизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:00, шпаргалка

Описание работы

1 Предмет экономики туризма.
Экономика туризма изучает экономические отношения, которые возникают в процессе производства, распределения и использования турпродукта для удовлетворения потребности людей.
Туризм- категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы. Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:
1. историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);
2. специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);
3. конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.);
4. информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений. [7.с.21]

Файлы: 1 файл

билеты экономика.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)


1 Предмет экономики туризма.

Экономика туризма изучает экономические отношения, которые возникают в процессе производства, распределения и использования турпродукта для удовлетворения потребности людей.

Туризм- категория  экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы. Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:

1.                историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);

2.                специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);

3.                конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.);

4.                информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений. [7.с.21]

Экономическая теория стоит в центре всего и выступает как самостоятельная наука и как введение во всю сложную систему экономического знания. Она помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать вред одних экономических явлений и пользу других. Позволяет предвидеть последствия практических действий. Учит новым способам познания экономических явлений.

В туризме как особой и самостоятельной сфере хозяйства, с одной стороны, действуют общие закономерности экономического развития (стоимости, спроса и предложения). С другой стороны, туризм – это особый вид деятельности человека, в связи с этим экономика туризма приобретает свои специфические черты.

Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:

 

- объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;

- содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;

- экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;

- экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;

- экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;

- специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;

- экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономика туризма как часть туристской деятельности. Роль и значение туризма в системе рыночной экономики.

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Элементами любого производственно-обслуживающего процесса являются работник, орудия, предмет труда и используемая технология. Для осуществления производственно-обслуживающего процесса все его элементы необходимо скоординировать.

 

Таким образом, организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы.

 

Основной задачей организации туристской деятельности является достижение целей, поставленных перед туристской фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов. ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

 

Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации туристского продукта и прибылью от его реализации - с другой.

 

Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия внешних и внутренних условий развития и функционирования туристской фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах.

 

Современный человек, взятый в его экономической, соци­альной и эколого-природной среде проживания, - явление край­не противоречивое. С одной стороны, современная наука и ин­дустриальное производство делают его господином природы и общества. С другой стороны, этот же человек стал рабом со­временной науки, индустрии, машинного производства и инфор­мационной технологии, он оторван от природных сил, его поро­дивших. При этом человек все более начинает понимать, что он живет прежде всего для того, чтобы работать. Работа для мил­лионов людей на Земле превратилась в самоцель, в то время как ее истинное назначение состоит в том, чтобы быть средством нормальной жизни, достойной современного человека.

Статья 24 «Всеобщей декларации прав человека», принятой и провозглашенной Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., гласит: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оп­лачиваемый периодический отпуск»[1]. К настоящему времени мы имеем целый ряд правовых актов, закрепляющих правовой статус туристов[2].

Образ жизни современного человека включает такие поня­тия, как уровень материальной жизни ,стиль этой жизни, ее стандарт, а также развитие духовной сферы, сферы услуг, от­дыха, образования и т. п. При этом на смену традиционному, иерархическому, обществу приходит общество гражданское. В традиционном обществе все экономические и социальные связи были замкнуты рамками локальной общности, клановых и сословных связей и ритуалов.

Гражданское общество формируется на основе развития на­циональных и международных товарно-денежных отношений, новых гражданских свобод и прав личности. Это общество рож­дает новую культуру, основанную на духовном развитии. Наука, образование, искусство, туризм, самые различные виды инфор­мационных и оздоровительных услуг становятся самостоятель­ными сферами не только материального, но и духовного произ­водства, без которого немыслимо современное общество. Соот­ветственно на уровне семьи и жизни отдельного человека эле­менты духовного производства становятся условием воспроиз­водства рабочей силы.

Все сказанное позволяет заключить: сама объективная ре­альность современной жизни породила объективную потреб­ность в туризме, формы которого ныне многочисленны и мно­гообразны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Потребности современного человека в туристских услугах: их содержание и виды.

Экономические действия людей приводятся в движении с потребностями и интересами

Потребность есть объективная нужда человека в чем-либо. Интересы- это осознанная потребность

В современной социально-экономической литературе существуют  различные теории , авторы которых  предпринимают  попытки определить содержание и виды потребностей современного человека.

РЕЙДИЗМ (УЧЕНИЕ австрийского психолога З.Фрейда)в потребностях видит два начала: во-первых ,сознательное ,осознанное, умственное, рациональное, подчиненное разуму : во-вторых ,подсознательное, эмоциональное, подчиненное первичным биологическим влечением и страстям .

(50-60-е годы ХХ века): “наиболее Маслоу высокая потребность человека - потребность в самоактуализации". По Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать. Выделял 5 основных потребностей : При этом иерархия потребностей идет от низших потребностей материального характера к высшим, духовным: 1)              физиологические потребности в пище, одежде, жилище; 2)              потребности различных форм самосохранения и безопасности
; 3 социальные потребности самых различных видов; 4-потребности в уважении со стороны окружающих, 5)              потребности в личном самоутверждении и самореали-
зации

На этой основе предпринимаются попытки выявить потреб­ности туристов - людей, которые в свои жизненные потребно­сти включают потребление туристских услуг. Обобщая многочисленные высказывания о системе турист­ских потребностей, можно прийти к выводу, что эту систему на­иболее полно выражает концепция, которую представили Все­мирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Эти организа­ции, обобщая многолетний опыт туризма в различных странах мира, выделяют шесть основных потребностей туристов: рекреация, досуг, отдых;

посещение знакомых и родственников;

деловые и профессиональные цели;

лечение;

религия и паломничество;

6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных по­требностей людей.

Из перечисленных выше потребностей в туристских услугах авторы концепции ВТО и МСОТО справедливо на первое место ставят рекреационную деятельность человека, которая ныне практически входит в условия воспроизводства рабочей силы при нормальных условиях жизни населения как отдельно взятой страны, так и планеты в целом. Рекреационная деятельность, как и все другие виды потребностей туристов (лечение, посещение знакомых и родственников, деловые и профессиональные по­ездки, религия и паломничество), в свою очередь, порождает вторичные потребности туристов на основе эффекта мультипли­катора. К этим потребностям производства мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, жи­лье, питании, развлечениях, в различного вида впечатлениях эмоционального характера, в общении, стремлении познать ис­торию, нравы, искусство других народов и т. п.

Особое место в ряду потребностей мультипликативного ха­рактера у туристов занимают природно-климатические (преж­де всего курортологические и

общеоздоровительные) факторы, а также деловые и духовно-культурологические потребности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Экономический механизм функционирования туризма в современных условиях.

 

 

Чтобы понять действующий экономический механизм функционирования туризма, необходимо решить две задачи: во-первых, нужно иметь четкое представление об основных контурах всей системы данного механизма; во-вторых, необходимо глубоко изучить отдельные звенья этой системы. В данной главе решается преимущественно первая задача.

 

Общая картина экономического механизма функционирования туризма в современных условиях может быть раскрыта в следующих положениях.

 

1. Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из

этого следует, что все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных экономических принципов:

 

во-первых, они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;

 

во-вторых, их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка (законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования);

 

в-третьих, государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в целом.

 

В туризме, равно как и во всякой экономической сфере, необходимо избегать двух крайностей: а) абсолютно коммерческого чистогана и б) чисто административной системы организации. Все искусство хозяйственной деятельности современного туризма как раз и состоит в том, чтобы органично соединить два начала - рыночное и институциональное, регулируемое.

 

2. Функционирование туристских фирм в рыночной среде объективно требует изучения закономерностей и особенностей туристского рынка. Реально это означает, что современная экономика туризма должна охватывать и такой аспект, как всесторонний анализ спроса и предложения на туристском рынке. Основными аспектами при изучении туристского рынка являются:

 

•  механизм функционирования туристского рынка, его сегментация, сезонный характер;

 

•  функции туристского рынка и его сегментов;

Информация о работе Экономика туриизма