Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:00, шпаргалка
1 Предмет экономики туризма.
Экономика туризма изучает экономические отношения, которые возникают в процессе производства, распределения и использования турпродукта для удовлетворения потребности людей.
Туризм- категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы. Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:
1. историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);
2. специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);
3. конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.);
4. информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений. [7.с.21]
1 Предмет экономики туризма.
Экономика туризма изучает экономические отношения, которые возникают в процессе производства, распределения и использования турпродукта для удовлетворения потребности людей.
Туризм- категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы. Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:
1. историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);
2. специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);
3. конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.);
4. информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений. [7.с.21]
Экономическая теория стоит в центре всего и выступает как самостоятельная наука и как введение во всю сложную систему экономического знания. Она помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать вред одних экономических явлений и пользу других. Позволяет предвидеть последствия практических действий. Учит новым способам познания экономических явлений.
В туризме как особой и самостоятельной сфере хозяйства, с одной стороны, действуют общие закономерности экономического развития (стоимости, спроса и предложения). С другой стороны, туризм – это особый вид деятельности человека, в связи с этим экономика туризма приобретает свои специфические черты.
Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:
- объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;
- содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;
- экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;
- экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;
- экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;
- специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;
- экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.
2. Экономика туризма как часть туристской деятельности. Роль и значение туризма в системе рыночной экономики.
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Элементами любого производственно-обслуживающего процесса являются работник, орудия, предмет труда и используемая технология. Для осуществления производственно-обслуживающего процесса все его элементы необходимо скоординировать.
Таким образом, организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы.
Основной задачей организации туристской деятельности является достижение целей, поставленных перед туристской фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов. ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации туристского продукта и прибылью от его реализации - с другой.
Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия внешних и внутренних условий развития и функционирования туристской фирмы.
3. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах.
Современный человек, взятый в его экономической, социальной и эколого-природной среде проживания, - явление крайне противоречивое. С одной стороны, современная наука и индустриальное производство делают его господином природы и общества. С другой стороны, этот же человек стал рабом современной науки, индустрии, машинного производства и информационной технологии, он оторван от природных сил, его породивших. При этом человек все более начинает понимать, что он живет прежде всего для того, чтобы работать. Работа для миллионов людей на Земле превратилась в самоцель, в то время как ее истинное назначение состоит в том, чтобы быть средством нормальной жизни, достойной современного человека.
Статья 24 «Всеобщей декларации прав человека», принятой и провозглашенной Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., гласит: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск»[1]. К настоящему времени мы имеем целый ряд правовых актов, закрепляющих правовой статус туристов[2].
Образ жизни современного человека включает такие понятия, как уровень материальной жизни ,стиль этой жизни, ее стандарт, а также развитие духовной сферы, сферы услуг, отдыха, образования и т. п. При этом на смену традиционному, иерархическому, обществу приходит общество гражданское. В традиционном обществе все экономические и социальные связи были замкнуты рамками локальной общности, клановых и сословных связей и ритуалов.
Гражданское общество формируется на основе развития национальных и международных товарно-денежных отношений, новых гражданских свобод и прав личности. Это общество рождает новую культуру, основанную на духовном развитии. Наука, образование, искусство, туризм, самые различные виды информационных и оздоровительных услуг становятся самостоятельными сферами не только материального, но и духовного производства, без которого немыслимо современное общество. Соответственно на уровне семьи и жизни отдельного человека элементы духовного производства становятся условием воспроизводства рабочей силы.
Все сказанное позволяет заключить: сама объективная реальность современной жизни породила объективную потребность в туризме, формы которого ныне многочисленны и многообразны.
4. Потребности современного человека в туристских услугах: их содержание и виды.
Экономические действия людей приводятся в движении с потребностями и интересами
Потребность есть объективная нужда человека в чем-либо. Интересы- это осознанная потребность
В современной социально-экономической литературе существуют различные теории , авторы которых предпринимают попытки определить содержание и виды потребностей современного человека.
РЕЙДИЗМ (УЧЕНИЕ австрийского психолога З.Фрейда)в потребностях видит два начала: во-первых ,сознательное ,осознанное, умственное, рациональное, подчиненное разуму : во-вторых ,подсознательное, эмоциональное, подчиненное первичным биологическим влечением и страстям .
(50-60-е годы ХХ века): “наиболее Маслоу высокая потребность человека - потребность в самоактуализации". По Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать. Выделял 5 основных потребностей : При этом иерархия потребностей идет от низших потребностей материального характера к высшим, духовным: 1) физиологические потребности в пище, одежде, жилище; 2) потребности различных форм самосохранения и безопасности
; 3 социальные потребности самых различных видов; 4-потребности в уважении со стороны окружающих, 5) потребности в личном самоутверждении и самореали-
зации
На этой основе предпринимаются попытки выявить потребности туристов - людей, которые в свои жизненные потребности включают потребление туристских услуг. Обобщая многочисленные высказывания о системе туристских потребностей, можно прийти к выводу, что эту систему наиболее полно выражает концепция, которую представили Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Эти организации, обобщая многолетний опыт туризма в различных странах мира, выделяют шесть основных потребностей туристов: рекреация, досуг, отдых;
посещение знакомых и родственников;
деловые и профессиональные цели;
лечение;
религия и паломничество;
6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей.
Из перечисленных выше потребностей в туристских услугах авторы концепции ВТО и МСОТО справедливо на первое место ставят рекреационную деятельность человека, которая ныне практически входит в условия воспроизводства рабочей силы при нормальных условиях жизни населения как отдельно взятой страны, так и планеты в целом. Рекреационная деятельность, как и все другие виды потребностей туристов (лечение, посещение знакомых и родственников, деловые и профессиональные поездки, религия и паломничество), в свою очередь, порождает вторичные потребности туристов на основе эффекта мультипликатора. К этим потребностям производства мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, жилье, питании, развлечениях, в различного вида впечатлениях эмоционального характера, в общении, стремлении познать историю, нравы, искусство других народов и т. п.
Особое место в ряду потребностей мультипликативного характера у туристов занимают природно-климатические (прежде всего курортологические и
общеоздоровительные) факторы, а также деловые и духовно-культурологические потребности
5. Экономический механизм функционирования туризма в современных условиях.
Чтобы понять действующий экономический механизм функционирования туризма, необходимо решить две задачи: во-первых, нужно иметь четкое представление об основных контурах всей системы данного механизма; во-вторых, необходимо глубоко изучить отдельные звенья этой системы. В данной главе решается преимущественно первая задача.
Общая картина экономического механизма функционирования туризма в современных условиях может быть раскрыта в следующих положениях.
1. Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из
этого следует, что все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных экономических принципов:
во-первых, они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;
во-вторых, их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка (законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования);
в-третьих, государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в целом.
В туризме, равно как и во всякой экономической сфере, необходимо избегать двух крайностей: а) абсолютно коммерческого чистогана и б) чисто административной системы организации. Все искусство хозяйственной деятельности современного туризма как раз и состоит в том, чтобы органично соединить два начала - рыночное и институциональное, регулируемое.
2. Функционирование туристских фирм в рыночной среде объективно требует изучения закономерностей и особенностей туристского рынка. Реально это означает, что современная экономика туризма должна охватывать и такой аспект, как всесторонний анализ спроса и предложения на туристском рынке. Основными аспектами при изучении туристского рынка являются:
• механизм функционирования туристского рынка, его сегментация, сезонный характер;
• функции туристского рынка и его сегментов;