Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:00, шпаргалка
1 Предмет экономики туризма.
Экономика туризма изучает экономические отношения, которые возникают в процессе производства, распределения и использования турпродукта для удовлетворения потребности людей.
Туризм- категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы. Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:
1. историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);
2. специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);
3. конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.);
4. информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений. [7.с.21]
В состав материально-технической базы туризма входят: туристская фирма (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т.п.
Туристская фирма - крупное туристское предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок на них. Туристская фирма объединяет в своем составе гостиницу с предприятиями питания, автотранспортное предприятие, экскурсионное бюро и другие подразделения.
Классификацию объектов материально-технической базы туризма можно провести по следующим признакам: по видам предоставляемых услуг, по экономическим элементам и видам собственности объектов материально-технической
По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у других хозяйствующих субъектов (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц (квартиры, комнаты).
По своему составу, мощности, количеству и качеству отдельных элементов материально-техническая база туризма в регионе должна соответствовать потребностям туристов. Без такого соответствия резко снижаются уровень и качество туристского обслуживания населения, что, в свою очередь, вызывает уменьшение объема выручки от реализации туристского продукта.
14. Сущность и задачи финансов туристской фирмы.
Финансы туристской фирмы - это экономические отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков и связанные с функционированием денежных фондов туристской фирмы.
Материальной основой рыночных отношений выступают деньги, так как они связывают интересы покупателя и продавца. Следовательно, рыночные отношения - это прежде всего финансовые отношения между участниками рынка. Необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, в процессе которого создаются и используются их централизованные и децентрализованные фонды.
Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях. Большинство экономистов признают, что финансы любой фирмы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.
В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования производственный процесс и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление.
Распределительная функция финансов предполагает, что туристская фирма в оптимальном размере должна быть полностью обеспечена необходимыми денежными средствами при соблюдении принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита или других заемных источников. Часть выручки, поступающей от реализации туристской продукции, направляется на возмещение затрат фирмы по формированию, производству и реализации туристского продукта, а другая ее часть представляет прибыль, из которой выплачиваются налоги в бюджет. Оставшаяся в распоряжении туристской фирмы часть прибыли распределяется между фондами: резервным, накопления, специального назначения и др.
Основой контрольной функции является ведение стоимостного учета затрат на производство и реализацию туристской продукции, на формирование доходов и учета их использования. Размер получаемых туристской фирмой доходов определяет возможности ее дальнейшего развития.
Оптимизация источников денежных средств - одна из главных задач управления финансами туристской фирмы. Эффективное и рациональное ведение хозяйства предопределяет положительные тенденции в развитии туристской фирмы. И наоборот, нарушение кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию туристской продукции снижают доходы туристской фирмы и возможности ее развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов сигнализирует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства, недостатках в управлении финансовыми ресурсами и организации производства. Игнорирование таких сигналов может привести к банкротству туристской фирмы.
15. Организация финансовых отношений в туристской деятельности.В процессе предпринимательской деятельности у туристских фирм возникают хозяйственные взаимосвязи со своими контрагентами (поставщиками и покупателями туристской продукции, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансово-кредитной системой и т. д.), в результате которых появляются финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией туристского продукта, оказанием дополнительных услуг, формированием финансовых ресурсов.
Финансовые отношения туристской фирмы в зависимости от их экономического содержания можно сгруппировать по определенным направлениям. Они возникают между:
- учредителями, акционерами (пайщиками) и туристской фирмой. Эти отношения связаны с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения (уставного капитала, фондов накопления, специального назначения и др.), а также с выплатой дивидендов;
- туристской фирмой и государством. Они связаны с формированием бюджетных и внебюджетных фондов и с их использованием. Денежные отношения приобретают форму налогов, обязательных платежей и взносов, а в случае получения средств -форму ассигнований, дотаций, субсидий;
- туристской фирмой и другими организациями. Связаны с производством и реализацией туристского продукта; уплатой и получением штрафов (пени, неустоек); внесением средств в уставные капиталы других организаций; участием в распределении прибыли, полученной в результате совместной деятельности с другими организациями. Эти отношения являются основными в хозяйственной деятельности, поскольку от эффективности их организации во многом зависит финансовый результат деятельности туристской фирмы;
- туристской фирмой и страховыми компаниями и организациями. Эти отношения возникают при страховании имущества, отдельных категорий работников фирмы, коммерческих и предпринимательских рисков;
- туристской фирмой и кредитно-банковской системой при уплате комиссий за расчетно-кассовое обслуживание,- получении и погашении кредитов, а также при уплате процентов за кредит, покупке и продаже валюты и оказании других банковских услуг;
- туристской фирмой и ее работниками при осуществлении: оплаты за труд, премирования, социальных выплат, удержания налогов с физических лиц, взыскания штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб.
Финансовые отношения, возникающие между туристской фирмой и другими организациями, обусловлены процессами формирования и реализации туристского продукта.
Туристские фирмы по роду своей деятельности разделяются на две категории: туроператоры и турагенты.
Туроператор - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается формированием, продвижением и реализацией туристского продукта.
Туристская фирма, выступающая в качестве туроператора на каком-либо сегменте туристского рынка, формирует турпродукт путем приобретения услуг у различных организаций и лиц (у авиакомпаний, страховых компаний, гостиниц, ресторанов
гостиниц, ресторанов, экскурсоводов В этом случае туристская фирма как туроператор в процессе своей деятельности вступает в финансовые отношения с множеством различных организаций по поводу производства туристского продукта. Готовый туристский продукт она реализует турагентам или непосредственно туристам. На этом этапе хозяйственной деятельности туроператор вступает в финансовые отношения с турагентами или туристами по поводу реализации туристского продукта.
Фирма-туроператор может также формировать туристский продукт путем приобретения услуг у другой фирмы-туроператора по приему туристов, оказывающей весь комплекс услуг. Остальные услуги (по доставке туристов к месту пребывания, страхованию, обеспечению туристов заграничными паспортами, визами) туристская фирма формирует сама. В этом случае фирма-туроператор выступает в качестве и турагента, и туроператора одновременно. Следовательно, на туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денежных средств и турпродукта, которые движутся друг другу навстречу.
Описанная схема формирования туристского продукта обусловливает соответствующие финансовые отношения, в которые вступает турфирма в процессе хозяйственной деятельности.
Схема финансово-хозяйственных взаимоотношений туроператора, формирующего туристский продукт путем приобретения услуг у различных организаций и лиц, представленаТурагент- это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается продвижением и реализацией туристского продукта, сформированного туроператором. Турагент, как правило, выступает в роли посредника между туроператором и покупателем туристского продукта. Схема финансово-хозяйственных отношений туристской фир-мы-турагента представлена на рис. 1.2.
16. Особенности кредитования турфирм. Сегодня кредитование в банке, если это не является целевым финансированием государства, это некий бутик. То есть эксклюзив, который могут получить только уверенные и грамотные компании и финансисты, правильно объяснившие банку, почему у них сегодня нет денег, несмотря на общее пояснение, что денег нет в системе. Кредитование в нынешних условиях – это тоненький ручеек, который, к сожалению, ощущается только теми, кто постоянно в этой системе. Мы, как консультанты, видим массу клиентов, которые пытаются получить кредит в банке. В 99% случаев результат отрицательный. Но тот 1%, кто получил кредит, получил его именно тогда, когда шло искреннее обсуждение и поиск решения проблем вместе с банкирами. Для получения кредита заемщику необходимо проделать определенную работу. Она будет заключаться в том, чтобы донести до банка информацию о своем финансовом состоянии, показать свои положительные черты, сильные стороны, достижения в бизнесе.
Со стороны банка также проводятся определенные мероприятия, которые позволяют определить степень платеже- и кредитоспособности заемщика.
Для решения вопроса о целесообразности предоставления кредита тому или иному заемщику последний обязан представить в коммерческий банк определенный набор документов: копии учредительных документов заемщика, заверенные нотариально (свидетельство о регистрации предприятия, устав, учредительный договор технико-экономическое обоснование окупаемости проекта копии договоров (контрактов) в подтверждение сделки
В зависимости от финансового состояния заемщика и иных обстоятельств указанный перечень может быть, значительно расширен. В результате анализа предоставленных документов, а также, возможно, проведения исследований и оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, его деловой репутации, платежеспособности (особенно когда рассматривается вопрос о предоставлении достаточно крупных сумм на значительный срок) принимается решение о выдаче кредита.
Оформление кредитной сделки производится путем заключения кредитного договора. После того, как заемщик предоставил заявку на получение кредита, и если получен положительный результат ее рассмотрения, стороны переходят к проведению переговоров, в которых определяются намерения потенциального заемщика о размерах предполагаемой к получению ссуды, срока кредитования, размерах процентной ставки за пользования ссудой, виды обеспечения, способы и сроки погашения и т.д.
Что такое кредит на отдых
Кредит на отдых – это разновидность потребительской суммы, которую можно оперативно взять на одну цель – оплату своего отдыха. Кредит на отдых, по своей сути, это одна из разновидностей экспресс-кредитования. Для него типично быстрое оформление с минимумом документов и короткий срок погашения, от трех до 12 месяцев. Поэтому процентная ставка для кредитов на отдых, как правило, несколько выше, чем по нецелевым потребительским кредитам (кредитам не неотложные нужды). Сумма кредита на отдых выдается только на стоимость путевки (то есть на карманные расходы вам никто денег не даст) и обычно безналичным путем перечисляется на счет турфирмы, с которой у заемщика заключен договор на оказание соответствующих услуг. Наличными кредиты на отдых выдают значительно реже. Размер кредита ограничен суммой около $10 тыс. Но имейте в виду: как правило, в кредит не может быть приобретен так называемый горящий тур. Иногда турагенства при оплате путевок в кредит предоставляют скидки от 3% до 10%.