Экономика туриизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:00, шпаргалка

Описание работы

1 Предмет экономики туризма.
Экономика туризма изучает экономические отношения, которые возникают в процессе производства, распределения и использования турпродукта для удовлетворения потребности людей.
Туризм- категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы. Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:
1. историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);
2. специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);
3. конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.);
4. информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений. [7.с.21]

Файлы: 1 файл

билеты экономика.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

В состав материально-технической базы туризма входят: туристская фирма (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т.п.

Туристская фирма - крупное туристское предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок на них. Туристская фирма объединяет в своем составе гостиницу с предприятиями питания, автотранспортное предприятие, экскурсионное бюро и другие подразделения.

Классификацию объектов материально-технической базы туризма можно провести по следующим признакам: по видам предоставляемых услуг, по экономическим элементам и видам собственности объектов материально-технической

По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у других хозяйствующих субъектов (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц (квартиры, комнаты).

По своему составу, мощности, количеству и качеству отдельных элементов материально-техническая база туризма в регионе должна соответствовать потребностям туристов. Без такого соответствия резко снижаются уровень и качество туристского обслуживания населения, что, в свою очередь, вызывает уменьшение объема выручки от реализации туристского продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Сущность и задачи финансов туристской фирмы.

Финансы туристской фирмы - это экономические отноше­ния, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков и связанные с функциониро­ванием денежных фондов туристской фирмы.

Материальной основой рыночных отношений выступают деньги, так как они связывают интересы покупателя и продавца. Следовательно, рыночные отношения - это прежде всего фи­нансовые отношения между участниками рынка. Необходимым условием их возникновения является реальное движение денеж­ных средств, в процессе которого создаются и используются их централизованные и децентрализованные фонды.

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функ­циях. Большинство экономистов признают, что финансы любой фирмы выполняют две основные функции: распределитель­ную и контрольную.

В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования производст­венный процесс и тем самым связывающие воедино все фа­зы воспроизводственного процесса: производство, обмен и по­требление.

Распределительная функция финансов предполагает, что туристская фирма в оптимальном размере должна быть полно­стью обеспечена необходимыми денежными средствами при соблюдении принципа: все расходы должны быть покрыты соб­ственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита или других заемных источников. Часть выручки, поступающей от реализации тури­стской продукции, направляется на возмещение затрат фирмы по формированию, производству и реализации туристского про­дукта, а другая ее часть представляет прибыль, из которой вы­плачиваются налоги в бюджет. Оставшаяся в распоряжении туристской фирмы часть прибыли распределяется между фон­дами: резервным, накопления, специального назначения и др.

Основой контрольной функции является ведение стоимост­ного учета затрат на производство и реализацию туристской продукции, на формирование доходов и учета их использования. Размер получаемых туристской фирмой доходов определяет возможности ее дальнейшего развития.

Оптимизация источников денежных средств - одна из глав­ных задач управления финансами туристской фирмы. Эффек­тивное и рациональное ведение хозяйства предопределяет по­ложительные тенденции в развитии туристской фирмы. И на­оборот, нарушение кругооборота средств, рост затрат на произ­водство и реализацию туристской продукции снижают доходы туристской фирмы и возможности ее развития, конкурентоспо­собность и финансовую устойчивость. В этом случае контроль­ная функция финансов сигнализирует о недостаточном воздей­ствии распределительных отношений на эффективность произ­водства, недостатках в управлении финансовыми ресурсами и организации производства. Игнорирование таких сигналов может привести к банкротству туристской фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Организация финансовых отношений в туристской деятельности.В процессе предпринимательской деятельности у туристских фирм возникают хозяйственные взаимосвязи со своими контр­агентами (поставщиками и покупателями туристской продук­ции, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансово-кредитной системой и т. д.), в ре­зультате которых появляются финансовые отношения, связан­ные с организацией производства и реализацией туристского продукта, оказанием дополнительных услуг, формированием финансовых ресурсов.

Финансовые отношения туристской фирмы в зависимости от их экономического содержания можно сгруппировать по опре­деленным направлениям. Они возникают между:

- учредителями, акционерами (пайщиками) и туристской фирмой. Эти отношения связаны с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения (устав­ного капитала, фондов накопления, специального назначения и др.), а также с выплатой дивидендов;

- туристской фирмой и государством. Они связаны с форми­рованием бюджетных и внебюджетных фондов и с их использо­ванием. Денежные отношения приобретают форму налогов, обя­зательных платежей и взносов, а в случае получения средств -форму ассигнований, дотаций, субсидий;

- туристской фирмой и другими организациями. Связаны с производством и реализацией туристского продукта; уплатой и получением штрафов (пени, неустоек); внесением средств в уставные капиталы других организаций; участием в распреде­лении прибыли, полученной в результате совместной деятель­ности с другими организациями. Эти отношения являются ос­новными в хозяйственной деятельности, поскольку от эффек­тивности их организации во многом зависит финансовый ре­зультат деятельности туристской фирмы;

-  туристской фирмой и страховыми компаниями и организа­циями. Эти отношения возникают при страховании имущества, отдельных категорий работников фирмы, коммерческих и пред­принимательских рисков;

- туристской фирмой и кредитно-банковской системой при уплате комиссий за расчетно-кассовое обслуживание,- получе­нии и погашении кредитов, а также при уплате процентов за кредит, покупке и продаже валюты и оказании других банков­ских услуг;

- туристской фирмой и ее работниками при осуществлении: оплаты за труд, премирования, социальных выплат, удержания налогов с физических лиц, взыскания штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб.

Финансовые отношения, возникающие между туристской фирмой и другими организациями, обусловлены процессами формирования и реализации туристского продукта.

Туристские фирмы по роду своей деятельности разделяются на две категории: туроператоры и турагенты.

Туроператор - это хозяйствующий субъект или индивиду­альный предприниматель, который занимается формированием, продвижением и реализацией туристского продукта.

Туристская фирма, выступающая в качестве туроператора на каком-либо сегменте туристского рынка, формирует турпродукт путем приобретения услуг у различных организаций и лиц (у авиакомпаний, страховых компаний, гостиниц, ресторанов

гостиниц, ресторанов, экскурсоводов  В этом случае туристская фирма как тур­оператор в процессе своей деятельности вступает в финансовые отношения с множеством различных организаций по поводу производства туристского продукта. Готовый туристский про­дукт она реализует турагентам или непосредственно туристам. На этом этапе хозяйственной деятельности туроператор вступа­ет в финансовые отношения с турагентами или туристами по поводу реализации туристского продукта.

Фирма-туроператор может также формировать туристский продукт путем приобретения услуг у другой фирмы-туроперато­ра по приему туристов, оказывающей весь комплекс услуг. Ос­тальные услуги (по доставке туристов к месту пребывания, страхованию, обеспечению туристов заграничными паспортами, визами) туристская фирма формирует сама. В этом случае фир­ма-туроператор выступает в качестве и турагента, и туроперато­ра одновременно. Следовательно, на туристском рынке проис­ходит непрерывное движение потоков денежных средств и турпродукта, которые движутся друг другу навстречу.

Описанная схема формирования туристского продукта обу­словливает соответствующие финансовые отношения, в которые вступает турфирма в процессе хозяйственной деятельности.

Схема финансово-хозяйственных взаимоотношений туропе­ратора, формирующего туристский продукт путем приобретения услуг у различных организаций и лиц, представленаТурагент- это хозяйствующий субъект или индивидуаль­ный предприниматель, который занимается продвижением и реализацией туристского продукта, сформированного туропе­ратором. Турагент, как правило, выступает в роли посредника между туроператором и покупателем туристского продукта. Схема финансово-хозяйственных отношений туристской фир-мы-турагента представлена на рис. 1.2.

 

16. Осо­бенности кредитования турфирм. Сегодня кредитование в банке, если это не является целевым финансированием государства, это некий бутик. То есть эксклюзив, который могут получить только уверенные и грамотные компании и финансисты, правильно объяснившие банку, почему у них сегодня нет денег, несмотря на общее пояснение, что денег нет в системе. Кредитование в нынешних условиях – это тоненький ручеек, который, к сожалению, ощущается только теми, кто постоянно в этой системе. Мы, как консультанты, видим массу клиентов, которые пытаются получить кредит в банке. В 99% случаев результат отрицательный. Но тот 1%, кто получил кредит, получил его именно тогда, когда шло искреннее обсуждение и поиск решения проблем вместе с банкирами. Для получения кредита заемщику необходимо проделать определенную работу. Она будет заключаться в том, чтобы донести до банка информацию о своем финансовом состоянии, показать свои положительные черты, сильные стороны, достижения в бизнесе.

Со стороны банка также проводятся определенные мероприятия, которые позволяют определить степень платеже- и кредитоспособности заемщика.

Для решения вопроса о целесообразности предоставления кредита тому или иному заемщику последний обязан представить в коммерческий банк определенный набор документов: копии учредительных документов заемщика, заверенные нотариально (свидетельство о регистрации предприятия, устав, учредительный договор технико-экономическое обоснование окупаемости проекта копии договоров (контрактов) в подтверждение сделки

В зависимости от финансового состояния заемщика и иных обстоятельств указанный перечень может быть, значительно расширен. В результате анализа предоставленных документов, а также, возможно, проведения исследований и оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, его деловой репутации, платежеспособности (особенно когда рассматривается вопрос о предоставлении достаточно крупных сумм на значительный срок) принимается решение о выдаче кредита.

Оформление кредитной сделки производится путем заключения кредитного договора. После того, как заемщик предоставил заявку на получение кредита, и если получен положительный результат ее рассмотрения, стороны переходят к проведению переговоров, в которых определяются намерения потенциального заемщика о размерах предполагаемой к получению ссуды, срока кредитования, размерах процентной ставки за пользования ссудой, виды обеспечения, способы и сроки погашения и т.д.


Что такое кредит на отдых

Кредит на отдых – это разновидность потребительской суммы, которую можно оперативно взять на одну цель – оплату своего отдыха. Кредит на отдых, по своей сути, это одна из разновидностей экспресс-кредитования. Для него типично быстрое оформление с минимумом документов и короткий срок погашения, от трех до 12 месяцев. Поэтому процентная ставка для кредитов на отдых, как правило, несколько выше, чем по нецелевым потребительским кредитам (кредитам не неотложные нужды). Сумма кредита на отдых выдается только на стоимость путевки (то есть на карманные расходы вам никто денег не даст) и обычно безналичным путем перечисляется на счет турфирмы, с которой у заемщика заключен договор на оказание соответствующих услуг. Наличными кредиты на отдых выдают значительно реже. Размер кредита ограничен суммой около $10 тыс. Но имейте в виду: как правило, в кредит не может быть приобретен так называемый горящий тур. Иногда турагенства при оплате путевок в кредит предоставляют скидки от 3% до 10%.

Информация о работе Экономика туриизма