Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:00, шпаргалка
1 Предмет экономики туризма.
Экономика туризма изучает экономические отношения, которые возникают в процессе производства, распределения и использования турпродукта для удовлетворения потребности людей.
Туризм- категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы. Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию:
1. историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);
2. специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);
3. конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.);
4. информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений. [7.с.21]
этнические туристские потоки (путешествующие на историческую родину, эмигранты, народы с родственными языками, культурой, интересующиеся взаимными поездками и т.д.); все больший приток в туристское движение молодежи (подростковый, молодежно-студенческий туризм);
тенденции семейных путешествий в среднем возрасте (специализированные семейные
туры). Реализация турпродукта может быть оптовой и розничной.
9. Закономерности функционирования туристского рынка.
Современный туристский рынок выполняет следующие специфические функции:
- Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которая отражается по средствам взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.
- Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется по средствам сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещения затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
- Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.
Туристский рынок имеет свои специфические особенности:
- Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке. - При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
- На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов
.
- Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.
- На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.
Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.
Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.
.
10. Поведение потребителей на туристском рынке
Поведение потребителей характеризуются: объемом потребительских услуг, реакцией на изменение цены предложения, доходы потребителей туристских услуг, цены предложения на услуги, не ценовые факторы. Объем потребностей услуг-определяется в основным доходом потребителей. Сущ. Минимальный уровень дохода, начиная с которого становится возможным путешествие. Реакция на изменение цены- предложение туристских услуг для различных групп потенциальных потребителей зависит не только от дохода, но и от неценовых факторов Слабая реакция-не эластичность спроса или повышение или снижение цен. Проявляются со стороны групп из богатых слоев общества, которые не придают существенного значения изменения расходов туризма: это также характерно для тяжелобольных нуждающихся в курортном лечении определенного вида
11. Сегментация туристского рынка.
Для организации эффективной и прибыльной деятельности туристские предприятия используют сегментацию рынка. Сегментация рынка — это деление рынка на части (сегменты), которые характеризуются общностью требований потребителей. Любой из этих сегментов может быть выбран в качестве целевого рынка. Сегментация туристского рынка может дать ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого сегмента. В туризме существует тенденция выделения сегментов по
значительные средства, часто за счет сбережений возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают три сегмента: Молодежный туризм (до 30 лет); Туризм среднего возраста (30-50 лет) ; Туризм третьего возраста (старше 50 лет). Молодежный туризм– это более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых. Для данного сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к познанию, общению и наличия свободного времени.
Для туризма среднего возраста–характерно преобладание семейного туризма. Это особенно важно при создании туристских комплексов в курортной местности.
Данный сегмент предъявляет повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсиям, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Необходимо в данном случае также помнить, что лица среднего возраста – это экономически активное население. Поэтому их желание совершать туристское путешествие связано с
потребностью в отдыхе, связанном со сменой обстановки.
Ярко выраженной причиной сезонности данного сегмента является концентрация периодов отпусков и каникул.
Туризм третьего возраста требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия диетического питания, размещение в тихих и спокойных гостиницах. Особенностью данного сегмента является отсутствие ярко выраженной сезонности. Существуют и другие сегментации туристского рынка. Например, эксперты ВТО на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним или даже относительно низким уровнем дохода. Основной целью их путешествия являются отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Для этого сегмента не характерно стремление к резкой смене впечатлений. Их, напротив, привлекает обстановка, не требующая смены привычек. Это касается как размещения, так и питания, которое должно быть ориентировано на интернациональную кухню. Эта категория туристов не имеет больших средств, чувствительна к ценам на услуги и в то же время крайне требовательна к их качеству. Основной принцип – за свои деньги получить все сполна.
Туристы, относящиеся к данному сегменту могут проявлять интерес к различным экскурсиям, которые могут сделать их путешествие более престижным при рассказе о нем друзьям, родственникам и знакомым.
Сувениры для этих туристов служат вещественным доказательством совершенной поездки, поэтому каждый турист обязательно купит хотя бы один дешевый сувенир.
В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия на близкие расстояния, в основном до ближайшего моря.
Ко второму сегменту относятся лица с уровнем доходов выше среднего. Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основной целью путешествия для них является отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом в выборе места отдыха второй мотив превалирует.
К данному сегменту относятся любители дальних путешествий, проявляющие интерес к культуре и обычаям посещаемой страны.
Поскольку у данных туристов познавательный мотив превалирует, то они могут примириться с отсутствием комфорта при посещении интересующего их региона в том случае, если иной возможности посетить данный регион нет.
Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем дохода. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений.
Здесь представлены две возрастные категории: средний и третий возраст. Если лица третьего возраста путешествуют в составе групп, то представители среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых.
Для этого сегмента интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Причем это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.
Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его образуют люди разных возрастных категорий и с разным уровнем доходов, но на путешествие готовы израсходовать
12. Понятие и состав туристской индустрии. Характеристика отдельных типов предприятий туристской индустрии.
Коммерческая направленность туристских фирм приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли промышленности по производству сувениров и товаров туристского назначения.
Это позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс туристско-сервисных предприятий и дать ему название туристской индустрии.
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ представляет собой совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса.
В более широком плане туристскую индустрию можно определить как народнохозяйственный комплекс, включающий: пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; различные специализированные предприятия и предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера, так называемые «вторичные» для туризма отрасли (в частности, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, промышленность сувениров, пищевая промышленность, многие отрасли сельского хозяйства и т.д.), а также широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. Это услуги: • по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, ботели, пансионаты, санатории, туристские базы). Туристы могут размещаться на частных квартирах, в домах, арендуемых у местного населения, палатках, домиках-прицепах, караванингах на судах, в поездах, на яхтах и т.д.; • по обеспечению туриста питанием (рестораны, столовые, кафе, закусочные, кафетерии, бары и т.п.); • по перемещению туриста по стране посещения и другим странам различными видами пассажирского транспорта (поездами, круизными судами, морскими, речными и авиачартерными рейсами, автобусами и др.). Развитие транспортной системы и появление специализированного туристского транспорта сделали значительно более доступными поездки туристов в зарубежные страны как по затратам средств, так и по времени. Выбор транспортных средств зависит от географического положения страны посещения, отдаленности от страны выезда и обусловлен также социальным изложением туристов и уровнем их доходов; • Реклама представляет собой одну из разновидностей социальной информации, т.е. средств связи между людьми. Эта информация несет в себе активный элемент новизны. Роль рекламы в туризме чрезвычайно велика, так как она оказывает непосредственное влияние на характер и размер спроса туристского продукта. Именно реклама определяет уровень информированности населения о рыночном предложении и туристских ресурсах той или иной территории. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию к физических и духовных сил;
• сбытовые услуги туристских агентов (разработка маршрутов путешествий, бронирование мест на транспорте и в гостиницах, предоставление информации о туристских ресурсах того или иного района земного шара, имеющихся там средствах размещения, таможенных и пограничных формальностях и курсах валют стран посещения и др.), бюро путешествий, экскурсионных бюро (гидов-переводчиков, экскурсоводов, групповодов и т.д.); • по удовлетворению культурных потребностей туристов (посещение театров, кино, концертных залов, музеев, выставок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и исторических заповедников; осмотр памятников истории и культуры; посещение фестивалей, спортивных соревнований и других мероприятий); • по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, различных конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках и выставках); • торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и др.); • контрольно-административных органов (пограничных, валютных, карантинных, полицейских служб, а также органов, оказывающих услуги по оформлению документации - паспортов, виз и др.); • служб охраны природы, исторического и культурного наследия; • информационных служб; • средств информации (газеты, журналы и т.д.); • государственных туристских органов (комитеты, департаменты и т.п.); • туристских объединений. С экономической точки зрения туристская индустрия есть единый производственно-имущественный комплекс, объединяющий материально-техническую базу, сырье и рабочую силу.
13. Материально-техническая база туризма. Для осуществления своей деятельности туристские хозяйствующие субъекты должны располагать разнообразными средствами труда. Совокупность средств труда, функционирующих в туризме, составляет его материально-техническую базу. Материально-техническая база туризма включает сеть туристских сооружений (здания), их техническое оснащение (оборудование, инструмент), транспортные средства и другие основные фонды. По характеру участия в производственно-обслуживающем процессе и способу перенесения стоимости подавляющая часть средств труда относится к основным фондам.
Однако понятие «материально-техническая база» шире понятия «основные фонды», что обусловлено следующим: во-первых, по действующему бухгалтерскому учету в состав основных фондов не включаются предметы, функционирующие менее одного года, независимо от стоимости и предметы стоимостью менее 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за единицу независимо от срока их службы; во-вторых, материально-техническая база туризма включает, кроме собственных основных фондов, также часть основных фондов, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам и гражданам, которые предоставили их в аренду туристской фирме. Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).