Кадровое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение кадрового планирования и прогнозирования в организации.
В качестве объекта исследования было выбрано Открытое акционерное общество «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
Предметом данной работы выступает процесс кадрового планирования и прогнозирования в ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК».
В связи с данной целью были поставлены решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы кадрового планирования и прогнозирования: методы, задачи, технологии;
описать механизмы кадрового планирования в ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»;
рассмотреть проблемы кадрового планирования и прогнозирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
1.1Понятие, сущность и задачи кадрового планирования и прогнозирования 5
1.2 Этапы и виды кадрового планирования и прогнозирования 10
1.3Методы и технологии кадрового планирования и прогнозирования 17
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая_ Кадровое планирование и прогнозирование.docx

— 128.20 Кб (Скачать файл)

По существу, каждая организация  занимается кадровым планированием  вопрос только в уровне постановки вопроса. Некоторые организации  проделывают в этом плане серьезные  исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении  планирования персонала.

Процесс планирования не является однородным и включает в себя ряд  составляющих частей, которые в свою очередь также имеют сложную  структуру.

Как бы там ни было, но долговременный успех любой организации, несомненно, зависит от наличия необходимых  служащих в необходимое время  на правильно выбранных должностях. Организационные цели и стратегии  достижения этих целей имеют значение лишь тогда, когда люди, обладающие требуемыми талантами, навыками и умением, занимаются решением поставленных задач [6,с.501].

Недобросовестно выполненное, и тем более - вовсе проигнорированное, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое  короткое время.

С помощью эффективного кадрового  планирования можно "заполнить" вакантные  позиции, а также и уменьшить  текучесть кадров, оценивая возможности  карьеры специалистов в пределах компании.

Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах её работников. Для организации важно располагать  в нужное время, в нужном месте, в  нужном количестве и с соответствующей  квалификацией таким персоналом, который необходим для решения  производственных задач, достижение её целей. Кадровое планирование должно создавать  условия для мотивации более  высокой производительности труда  и удовлетворённости работой. Людей  привлекают в первую очередь те рабочие  места, где созданы условия для  развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Одной из задач кадрового планирования является учёт интересов всех работников организации. Следует помнить, что  кадровое планирование тогда эффективно, когда оно интегрировано в  общий процесс планирования деятельности организации [5, c.120].

Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:

- сколько работников, какого  уровня квалификации, когда и  где будут необходимы (планирование  потребности в персонале);

- каким образом можно  привлечь необходимый персонал;

- как сократить излишний  персонал, учитывая социальные аспекты  (планирование привлечения или  сокращения штатов);

- каким образом можно  использовать работников в соответствии  с их способностями (планирование  использования кадров);

- каким образом можно  целенаправленно содействовать  повышению квалификации кадров  и приспосабливать их знания  к меняющимся требованиям (планирование  кадрового развития);

- каких затрат потребуют  планируемые кадровые мероприятия  (расходы по содержанию персонала) [6, c.388].

Предпосылки кадрового планирования:

1. Готовность руководства  организации к интеграции личностного  аспекта в общее планирование  и к созданию для этого необходимых  организационных и кадровых предпосылок.

2. Выбор частных аспектов  кадрового планирования, которым  следует отдать.предпочтение. Как показывает опыт, разумно начинать планирование с определения потребности в кадрах, решения вопроса их привлечения или увольнения, а позже дополнить его планированием использования и развития кадров, расходов.

3. Выбор периода планирования  на первом этапе его введения  можно было бы ограничить одним—двумя  годами, постепенно дополняя его  среднесрочным (до трех лет)  и долгосрочным планированием  (свыше трех лет).

4. Решение о том, насколько  дифференцированным должно быть  кадровое планирование, зависит  от типа организации: чем разнообразнее  квалификация сотрудников, необходимая  для решения производственных  задач, тем более дифференцирование  следует определять плановые  даты.

5. Минимальный набор информационных  документов с возможностью различать  данные, касающиеся рабочих мест, органов управления, кадров и статистики [5, c.113].

 

1.2 Этапы и виды кадрового планирования и прогнозирования

 

По срокам кадровое планирование подразделяется на:

  • долгосрочное (прогноз от 3-х и более лет);
  • краткосрочное (не более 1 года).

Долгосрочное  кадровое планирование. Инструментом долгосрочного кадрового планирования является план человеческих ресурсов, который, как правило, предполагает попытку прогнозирования на 3-5 лет вперед.

Компания должна оценить  спрос на труд, потенциальные возможности  предложения и состояние внешней  среды деятельности. Составляется план человеческих ресурсов, указывающий, какое  количество и каких именно работников может потребоваться в будущем. Основными пунктами, которые следует принимать в расчет, являются следующие.

1. Создание группы кадрового  планирования компании, включая  менеджеров, ответственных за выполнение  основных функций в компании.

2. Задачи человеческих  ресурсов в достижении целей  компании с учетом:

  • планов в области капитального оборудования (заносимого на баланс компании);
  • реорганизации, например, централизации или децентрализации;
  • изменений ассортимента или объема выпускаемой продукции;
  • финансовых ограничений.

3. Характеристика использования  человеческих ресурсов, в частности:

  • численность работников разных категорий;
  • расчет текучести кадров по каждой категории работников и анализ влияния высоких или низких показателей текучести кадров на эффективность деятельности компании;
  • объем выполненной сверхурочной работы;
  • оценка эффективности деятельности нынешнего персонала и его потенциала;
  • общий уровень оплаты труда в сравнении с уровнем оплаты в других компаниях.

4. Внешняя среда деятельности  компании:

  • положение с набором персонала;
  • демографические тенденции;
  • местные планы в области жилищного строительства и развития транспорта;
  • национальные соглашения относительно условий работы;
  • политика государства в области образования, выхода на пенсию, предоставления региональных субсидий и т.д.

5. Потенциальное предложение  на рынке труда, в частности:

  • влияние локальной иммиграции и эмиграции;
  • последствия набора и увольнения избыточной рабочей силы местными компаниями;
  • возможность привлечения к работе тех категорий работников, которые не привлекаются в настоящее время, например, работников, занятых неполный рабочий день.

После рассмотрения и координации  всех названных факторов можно составить план человеческих ресурсов, подробно отражающий, сколько именно работников по количеству, функциям, квалификации, местам работы и размещению следует использовать на разных стадиях будущего периода. В плане должно быть отражено:

  • перечень мест работы и должностей, которые могут появиться, претерпеть какие-либо изменения или быть упраздненными;
  • в какой степени возможна перестановка или переподготовка персонала;
  • необходимые изменения на уровне руководителей как среднего, так и высшего звеньев;
  • потребности в профессиональном обучении;
  • программы набора, сокращения избыточного персонала или увольнения по выслуге лет;
  • возможности для обратной связи в случае необходимости корректировки плана или задач компании;
  • меры, предусмотренные для улаживания любых проблем с персоналом в связи с дефицитом или избытком рабочей силы (например, ранний выход на пенсию или другие процедуры сокращения персонала).

Краткосрочное кадровое планирование. Оно, как правило, осуществляется на основании краткосрочного плана рабочей силы или оперативного плана, который рассчитан на период не более одного года и является наиболее распространенным на практике, чем план человеческих ресурсов.

Оперативный план работы с  персоналом — это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных  анкет получить данные:

  • о постоянном составе сотрудников (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
  • о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура, удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных работников и т.д.);
  • о текучести кадров;
  • о потере времени из-за простоев, по болезни;
  • о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков);
  • о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработанная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
  • об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

Информация о персонале должная отвечать следующим требованиям:

  • быть простой — содержать столько данных и только в том объеме, сколько и в каком объеме необходима в данном конкретном случае;
  • быть наглядной — сведения необходимо представлять таким образом, чтобы дать возможность быстро определить главное, а не скрывать его за многословием. Для этого следует использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;
  • быть однозначной — сведения должны быть ясными, в их толковании должна быть семантическая, синтаксическая и логическая однозначность;
  • быть сопоставимой — сведения необходимо приводить в сопоставимых единицах и относить к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и не ее;
  • быть преемственной — сведения о кадрах, подаваемых за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы представления;
  • быть актуальной — сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т.е. представляться без задержек [9, c. 173].

Кадровое планирование имеет  много измерений. Помимо временного подразделения на долгосрочные и  краткосрочные, важным является подразделение  кадрового планирования на стратегическое, тактическое и оперативное. Каждый из этих видов планирования имеет свои цели, мероприятия и потенциалы по группам функций каждой системы управления персоналом.

Цели кадрового планирования должны формулироваться систематически. Сюда относят цели организации и  цели её персонала. При планировании целей необходимо учитывать правовые нормы, а также принципы политики организации. Формирование целей в  кадровой области происходит перманентно  путём переговоров по широкому кругу  вопросов, в которых участвуют  все заинтересованные стороны с  различными потенциалами власти. Плановый процесс целеполагания становится только тогда, когда он проводится с  систематической последовательностью.

Этапами процесса планирования целей являются: поиск целей, анализ целей и их ранжирование, оценка возможностей реализации, выбор и реализация целей, контроль и их ревизия. На ступени стратегического  планирования речь идёт о генеральных  целях, которые затем конкретизируются в тактическом и оперативном планировании.

Планирование мероприятий охватывает инструментарий разработки программ, который должен быть применен для реализации кадровых функций. Инструментарий и программы используются ответственными за принятие решений по реализации кадровых целей и функций. Для планирования комплексных кадровых мероприятий по функциональным подсистемам при помощи инструментария проводится предварительный анализ системы производственных целей в области управления персоналом.

Информация о работе Кадровое планирование