Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 02:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение кадрового планирования и прогнозирования в организации.
В качестве объекта исследования было выбрано Открытое акционерное общество «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
Предметом данной работы выступает процесс кадрового планирования и прогнозирования в ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК».
В связи с данной целью были поставлены решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы кадрового планирования и прогнозирования: методы, задачи, технологии;
описать механизмы кадрового планирования в ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»;
рассмотреть проблемы кадрового планирования и прогнозирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
1.1Понятие, сущность и задачи кадрового планирования и прогнозирования 5
1.2 Этапы и виды кадрового планирования и прогнозирования 10
1.3Методы и технологии кадрового планирования и прогнозирования 17
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
По состоянию на 01.01.2012г. Беларусбанк занимает 1-е место по активам и собственному капиталу в рейтинге белорусских банков.
На 01.01.2012 г. собственный капитал – 18,7 трлнруб (1,73 млрд евро); активы – 102,4 трлн руб; чистая прибыль 607,1 млрд руб.
ОАО "АСБ Беларусбанк" предлагает своим клиентам более 100 видов банковских услуг и продуктов, в том числе по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию, депозитным операциям, лизингу, факторингу, инкассации, международным и межбанковским расчетам, валютно-обменным и конверсионным операциям, операциям с банковскими картами, консалтинговые и депозитарные услуги.
Акционеры Беларусбанка:
Руководство банка предъявляет высокие требования к образованию и квалификации персонала. Особенно поощряется стремление к приобретению знаний и навыков, освоению новейших банковских технологий. Большое внимание уделяется эффективному развитию системы внутрибанковского обучения персонала, а также системе повышения квалификации на различных курсах и семинарах в республике и за рубежом. В банке создан специализированный отдел по работе с персоналом. В его функции входит:
-Подбор, расстановка кадров банка;
-Оформление приема, перевода и увольнения работников, предоставление отпусков;
-Подготовка приказов
об установлении работникам
-Подготовка и проведение аттестации работников.
-Организация работы с резервом кадров;
-Организация подготовит
специалистов в ВУЗах и
Его работой в банке
на современном этапе достигается
то, что отличительной чертой каждого
сотрудника банка сегодня являются
стремление к совершенству на своем
рабочем месте, доброжелательность
и профессионализм, которые обеспечивают
высокий уровень обслуживания клиентов
и качество предоставляемых услуг.
Важность наличия данного отдела обусловлена
тем, что высокий профессиональный уровень,
инициативность персонала, нестандартные
подходы к решению проблем клиентов, способность
к адекватной оценке любых ситуаций - залог
эффективной работы банка.
Работа АСБ “Беларусбанк” основывается
на Банковском законодательстве Республики
Беларусь. Банковское законодат
АСБ «Беларусбанк» осуществляет
следующие виды операций:
- привлечение денежных средств физических
и юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетного
и кассового обслуживания
- валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных
металлов в случаях,
- привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады (депозиты);
- выдача банковских гарантий;
- доверительное управление
денежными средствами по
- инкассация наличных
денежных средств, платежных
- выпуск в обращение
банковских пластиковых
- выдача ценных бумаг,
подтверждающих привлечение
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг).
Все свои активные операции банк осуществляет в пределах собственных и привлеченных средств, деятельность его основана на принципах хозяйственного расчета и банку передается часть прибыли, остающейся в распоряжении банка с учетом результатов его деятельности.
Банк принимает на кредитно-расчетное обслуживание предприятия и организации расположенные, как правило, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. По всем операциям, счетам и вкладам клиентов гарантируется соблюдение коммерческой тайны. Справки об операциях и состоянии счетов могут выдаваться самим владельцам счетов или другим лицам в соответствии с законодательством.
Трудовые ресурсы (кадры) банка являются главным ресурсом каждого банка, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности банка и его конкурентоспособности. Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов банка заключается в следующем, что каждый наемный работник может:
Трудовые ресурсы являются активной частью производственных сил, а значит, организация их деятельности и эффективность использования напрямую влияют на результаты экономической деятельности банка.
Объектом анализа трудовых ресурсов на уровне банка является совокупность количественных и качественных показателей, измеряющих эффективность применения живого труда.
Экономический потенциал страны, национальное богатством качество жизни определяются главным образом состоянием трудовых ресурсов, уровнем развития трудового и человеческого потенциала. В связи с этим анализ трудовых ресурсов особенно актуален в условиях рыночной экономики, так как в ходе его проведения оценивание возможностей для наращивания темпов расширенного воспроизводства, осуществляется систематический контроль за образованием и использованием фонда заработной платы, рациональным расходованием денежных средств, направляемые на оплату, соблюдение штатной дисциплины, соответствием размера оплаты труда работников прожиточному минимуму.
Под эффективной занятостью в условиях
рыночных трудовых отношений понимают
такую степень использования
рабочей силы, при которой достигается
соответствие или превышение результатов
над затратами. Эффективность использования
кадров существенно зависит от профессионально-
Потребность в персонале определяется величиной спроса на продукцию, работы и услуги. Спрос на трудовые ресурсы является производным от готовых услуг, выполняемых с помощью данных человеческих ресурсов.
В условиях рынка необходимый
В АСБ "Беларусбанк" можно
выделить следующие структурные подразделения:
- Руководство;
- Юридический отдел;
- Отдел по работе с персоналом;
- Финансово-экономический отдел;
- Отдел бухгалтерского учета;
- Отдел по работе с физическими лицами;
- Отдел по работе с юридическими лицами;
- Отдел кредитования населения;
- Отдел кассовой работы и инкассации;
- Отдел ревизий;
- Отдел автоматизации;
- Отдел безопасности;
- Административно-
- Отдел маркетинга
- Операционный отдел;
- Отделения;
- Обменные пункты валют;
- Операционные передвижные кассы;
В последние годы все больше распространяется практика подразделения персонала в зависимости от его функций на три основные категории: руководители, специалисты, исполнители. Данный вид деления персонала представлен на рисунке 2.1 [Источник: собственная разработка].
Рисунок 2.1 – Категории персонала
Руководители - работники, занимающие
должности руководителей
Специалисты - работники, выполняющие
инженерно-технические, экономические
и другие функции. К ним относятся инженеры,
экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты,
нормировщики, техники и др.
Исполнители - работники, осуществляющие
подготовку и оформление документов, хозяйственное
обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки,
табельщики, чертежники, копировщицы,
архивариусы, агенты и др.).
Соотношение работников по категориям
характеризует структуру трудовых ресурсов
банка. В зависимости от характера
трудовой деятельности персонал банка
подразделяют по профессиям, специальностям
и уровню квалификации.
Профессия - определенный вид деятельности
(занятий) человека, обусловленный совокупностью
знаний и трудовых навыков, приобретенных
в результате специального обучения.
Специальность - вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.
Квалификация - степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения работы или функций определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).
Работу с кадрами в
банке осуществляют все линейные
руководители, а также некоторые
функциональные отделы и менеджеры:
отдел кадров, отдел труда и
заработной платы, отдел технического
обучения, управляющие (директора, менеджеры)
персоналом. Управление персоналом связано
с разработкой и реализацией кадровой
политики, основными целями которой являются:
- удовлетворение потребности банка в
кадрах;
-обеспечение рациональной
расстановки, профессионально-
-эффективное использование
трудового потенциала банка;
Реализация этих целей предполагает
выполнение многих функций, а именно:
- планирование, наем и размещение рабочей
силы, включая отбор, ориентацию и адаптацию;
- обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации;
- оценку персонала (проведение аттестации работников, продвижение по службе и организация карьеры);
-определение условий найма,
труда и его оплаты;
-мотивацию труда и соблюдение дисциплины;
-обеспечение формальных и неформальных
связей, создание благоприятного психологического
климата в коллективе;
- реализацию социальных функций (льготное питание в банке, помощь семье, организация отдыха и др.);
- контроль за безопасностью труда.
Создание нормальных
условий труда на всех рабочих
местах служит основой высокой
трудовой отдачи персонала.
На примере филиала ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» проанализируем качественный состав трудовых ресурсов организации, представленный в таблице 2.1 [13].
Таблица 2.1 - Качественная характеристика персонала организации
Показатели |
2009 год |
Удельный вес, % |
2010 год |
Удельный вес, % |
2011 год |
Удельный вес, % |
Изменение 2011 г. к 2010 г. | |
+; - |
% | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Группы работников: по полу |
||||||||
Мужчины |
10 |
34,5 |
7 |
26,9 |
7 |
28 |
- |
1,1 |
Женщины |
19 |
65,5 |
19 |
73,1 |
18 |
72 |
-1 |
-1,1 |
итого |
29 |
100 |
26 |
100 |
25 |
100 |
-1 |
|
по образованию |
||||||||
Имеющие высшее образование |
11 |
37,9 |
11 |
42,3 |
11 |
44 |
- |
1,7 |
Имеющие среднее спец.образование |
10 |
34,5 |
9 |
34,6 |
9 |
36 |
- |
1,4 |
Имеющие проф.техн. образование |
8 |
27,6 |
6 |
23,1 |
5 |
20 |
-1 |
-3,1 |
Итого |
29 |
100 |
26 |
100 |
25 |
100 |
-1 |
|
по стажу работы в банковской системе: от 1 до 5 лет |
||||||||
от 1 до 5 лет |
6 |
20,7 |
6 |
23,1 |
5 |
20 |
-1 |
-3,1 |
от 5 до 10 лет |
9 |
31 |
7 |
26,9 |
7 |
28 |
- |
1,1 |
от 10 до 15 лет |
6 |
20,7 |
5 |
19,2 |
5 |
20 |
- |
0,8 |
от 15 до 20 лет |
7 |
24,1 |
6 |
23,1 |
6 |
24 |
- |
0,9 |
свыше 20 лет |
1 |
3,5 |
2 |
7,7 |
2 |
8 |
- |
0,3 |
Итого |
29 |
100 |
26 |
100 |
25 |
100 |
-1 |
|
по возрасту, лет |
||||||||
от 20 до 30 |
8 |
27,6 |
8 |
30,8 |
8 |
32 |
- |
1,2 |
от 30 до 40 |
10 |
34,5 |
8 |
30,8 |
7 |
28 |
-1 |
-2,8 |
от 40 до 50 |
9 |
31 |
8 |
30,8 |
7 |
28 |
-1 |
-2,8 |
от 50 до 60 |
2 |
6,9 |
2 |
7,6 |
3 |
12 |
1 |
4,4 |
Итого |
29 |
100 |
26 |
100 |
25 |
100 |