Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 02:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение кадрового планирования и прогнозирования в организации.
В качестве объекта исследования было выбрано Открытое акционерное общество «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
Предметом данной работы выступает процесс кадрового планирования и прогнозирования в ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК».
В связи с данной целью были поставлены решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы кадрового планирования и прогнозирования: методы, задачи, технологии;
описать механизмы кадрового планирования в ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»;
рассмотреть проблемы кадрового планирования и прогнозирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
1.1Понятие, сущность и задачи кадрового планирования и прогнозирования 5
1.2 Этапы и виды кадрового планирования и прогнозирования 10
1.3Методы и технологии кадрового планирования и прогнозирования 17
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК» 20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Необходимо отметить, что полностью эффективным кадровое планирование является лишь в том случае, если оно вовлечено в общий процесс планирования. В качестве интегрированной составной части планирования кадровое планирование имеет своей задачей предоставление работающим рабочих мест в нужный момент и в необходимом количестве в соответствии с их способностями и склонностями.
Кадровая проблема в целом –
это проблема формирования и развития
профессионального кадрового
Сегодняшний уровень подготовки
персонала в целом позволяет
обеспечивать стабильное функционирование
банка. Вместе с тем, дальнейшее развитие
в условиях изменяющейся экономической
ситуации в стране и возрастающая
конкуренция со стороны других банков
требуют существенного
Совершенствование управления банком – это всегда применение чего-то нового. Чего-то, что еще не использовалось, и это всегда будет проблемой.
Самое главное - должны быть сильные стимулы, побуждающие коллектив искать новое, экспериментировать, стремиться к творчеству. Такие стимулы необходимо создать в каждой сфере жизни коллектива: материальной, морально-психологической, организационной. Во-первых, каждый сотрудник, стремящийся найти и предложить нечто действительно полезное и новое в деятельности банка, своего отдела, в своей собственной работе, должен поощряться премиями, продвигаться по службе, посылаться на дополнительную учебу. Во-вторых, должен быть организован во всех подразделениях банка, на всех уровнях управления процесс коллективного обсуждения наиболее значимых проблем, поиск их решения с привлечением вышестоящих руководителей, ученых, аналитиков, с опорой на опыт соседних подразделений, банков-конкурентов, зарубежных партнеров. Тогда в коллективном сознании и поведении образ новатора будет носить выраженную положительную окраску, обладать привлекательностью, вызывать особое уважение и желание подражать.
Некоторые предложения по совершенствованию:
Создание новой системы контроля над персоналом. Современная система контроля над работой персонала, практикуемая в развитых странах, существенно отличается от привычных для нас форм. В отечественной практике такой контроль - это в основном проверка выполнения сотрудниками их обязанностей, а также поручений руководства. Обычно любой этап контроля заканчивался замечаниями в адрес проверяемых. Сейчас в ряде стран все шире используется идея гуманизации контроля. Он применяется как способ выявления проблем, в решении которых сотрудникам необходима помощь со стороны руководства. И действительно, как показывает практика, чаще всего сотрудник работает плохо не потому, что безответственен, а потому, что ему не хватает опыта, знаний, понимания целей организации в целом. Кроме того, ему часто не хватает положительных стимулов в работе в виде дружеской поддержки, похвалы, одобрительной оценки его действий. Прекрасным инструментом, обеспечивающим создание такой обстановки в коллективе и служит контроль. Он должен осуществляться руководителем в виде совместного с сотрудником анализа его работы, поиска истинных причин его неудач, а затем тут же переходить в учебу сотрудника руководителем, передачу его опыта, подробный инструктаж. И на это нельзя жалеть времени. Опыт наиболее удачливых компаний показывает, что самые выгодные вложения - в кадры, в человеческий потенциал.
Если процесс контроля
сопровождается благожелательной оценкой
усилий и результатов работы сотрудника
и любые его достижения отмечаются
публично на совещаниях и собраниях
коллектива, то сотрудник сам будет
стремиться поддержать систему контроля.
Ведь она позволяет ему реализовать
важнейшую человеческую потребность
- в чувстве собственной
В ходе контроля порой приходится и критически оценивать работу сотрудника. И этот метод, безусловно, стоит использовать, поскольку критика - инструмент действенный. Но при одном условии - если она справедлива, то есть звучит не сразу после обнаружения начальником недостатков и упущений в работе сотрудника, а только после совместного анализа их причин. Еще лучше, если удается подвести сотрудника к такому пониманию ситуации, чтобы он сам признал свои недочеты. Критика, справедливость которой осознана сотрудником и, тем более, высказана им самим в свой адрес, не унижает и не ожесточает его, не воздвигает психологических барьеров между ним и его руководителем и, главное, является прекрасным стимулом развития. Если же сотрудник не может в полной мере понять и признать свою вину, то целесообразно критику в его адрес высказать не в форме резких оценок и замечаний, а в виде пожеланий не допускать в будущем подобных просчетов. Целесообразно в этой же беседе с сотрудником совместно с ним разработать план действий, улучшающих ситуацию. Вот некоторые приемы, позволяющие индивидуальный контроль со стороны руководителя дополнить коллективным контролем сотрудников:
Если эти приемы контроля не дают необходимых результатов и сотрудник продолжает работать без должной самооценки, ответственности и инициативы, то допустимо ужесточение контроля с установлением оговоренных с сотрудником сроков и форм исполнения данных ему заданий. Если результаты положительны, то желательно перейти к описанным выше формам контроля в виде сотрудничества; если они отрицательны, то целесообразно помочь сотруднику изменить его функции в соответствии с уровнем его знаний, опыта, особенностей характера и способности к адекватной самооценке. Если новые должностные обязанности также оказываются ему не по силам - его целесообразно уволить.
Развитие горизонтальных связей между структурными подразделениями банка. Расширение и углубление связей между подразделениями целесообразно проводить в виде формализованных процедур. Неформальные же связи, которые обладают не меньшей значимостью, разовьются сами на их основе.
Связи осуществляются в виде
обмена между подразделениями
Многие работники банков надеются, что введение или совершенствование существующей внутренней компьютерной сети кардинально изменит ситуацию. Однако эти надежды неверны: компьютерная сеть - лишь техническое средство, оно не управляет информацией. Полностью могут изменить ситуацию лишь совместное, сознательное и регулярное проектирование и корректировка структуры и содержания информационной системы банка. Обмен информацией нельзя сводить только к обмену документами по текущим вопросам или введению текущих текстовых файлов в компьютерную сеть. Не менее важно постоянно обмениваться аналитическими и прогностическими оценками. Например, сильные колебания на валютном рынке существенно влияют на ситуацию в других сферах, в которых работает банк: на рынок кредитов, фондовый рынок и т. д. Специалисты по валютным операциям, если они следят за динамикой своего рынка, могут в определенной мере предсказать его конъюнктуру и сориентировать другие структурные подразделения на упреждающие действия. Так и любой отдел, работая в своем узком секторе, может помогать банку как единому организму реагировать на изменение ситуации. Только такой подход к информационному обмену позволяет гибко управлять балансом банка, постоянно меняя приоритеты в зависимости от доходности той или иной сферы банковской деятельности. В очень небольшом банке все перечисленные виды деятельности - аналитическую, прогностическую, координирующую может осуществлять всего лишь один человек, например председатель правления. А в банке, расширяющем масштабы работы, есть необходимость иного распределения функций. На первый взгляд аналитическую и прогностическую работу должен выполнять специалист-аналитик, или же аналитический отдел. Практика ряда отечественных банков показывает, что становление аналитических служб происходит долго и трудно. Кроме того, даже там, где они вышли на хороший уровень, результатами их работы другие подразделения, как правило, не умеют грамотно пользоваться. Поэтому более желателен иной подход - овладение хотя бы несложным аналитическим инструментарием каждым отделом банка.
Рационализация процедур
взаимодействия руководителей и
персонала банка. Необходимость
высвобождения рабочего времени
руководства банка для решения
стратегических вопросов требует внесения
некоторых изменений в процессы
его взаимодействия с персоналом.
Следует упорядочить формы
Параллельные ступени
карьеры сотрудников. Известно, что
представления работников о своей
будущей деловой карьере могут
становиться главным стимулом их
активности и эффективной работы.
Однако при существующих традициях
в отечественных банках работник,
начиная с уровня главного специалиста
отдела, может быть повышен в должности
только при переходе на руководящую
работу - начальником отдела и т.д.
Вместе с тем, далеко не у всех специалистов,
выдвигаемых руководителями, есть соответствующие
способности, знания и опыт. В ряде
западных фирм, которые столкнулись
с этой проблемой, введена так
называемая “двойная лестница” карьеры.
Это означает, что специалист может
расти профессионально, не переходя
на административную должность. Так, после
главного специалиста могла бы, например,
следовать должность “
Введение системы самообучения персонала. Опыт отечественных банков показывает, что знания, приобретенные работниками в различного рода обучающих учреждениях - вузах, на семинарах, курсах, в частности зарубежных, - недостаточны. Им не хватает системности и практической направленности. Восполнить пробелы чаще всего удается лишь в ходе практической работы, если, конечно, она организована так, чтобы обеспечивать обучающий эффект. Во многих западных корпорациях созданы эффективные системы внутрифирменного обучения.
В ходе написания курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты кадрового планирования и прогнозирования, описаны механизмы кадрового планирования и прогнозирования и выявлены проблемы кадрового планирования и прогнозирования.
Важнейшим первым шагом кадрового планирования компании является формулировка задач компании в области ассортимента продукции, методов производства, рынков сбыта и т.д. Отсюда вытекает необходимость человеческих ресурсов, которая соотносится с существующей на рынке труда конъюнктурой, чтобы на основе этого разработать план человеческих ресурсов.
Содержание процесса кадрового
планирования выражается в подготовке
прогнозов, программ и планов кадрового
обеспечения производственной фирмы,
требуемой численности, квалификации
и эффективности, а также в
анализе рынка труда и
По срокам кадровое планирование подразделяется на:
Долгосрочное кадровое планирование. Инструментом долгосрочного кадрового планирования является план человеческих ресурсов, который, как правило, предполагает попытку прогнозирования на 3-5 лет вперед.
Краткосрочное кадровое планирование. Оно, как правило, осуществляется на основании краткосрочного плана рабочей силы или оперативного плана, который рассчитан на период не более одного года и является наиболее распространенным на практике, чем план человеческих ресурсов.
Кадровое
планирование имеет много
В кадровом планировании и прогнозировании выделяют количественные и качественные показатели.
При количественном планировании используются следующие методы
1.Балансовый метод.
2.Нормативный метод.
3.Статистически метод При качественном планировании выделяют следующие методы:
1.Метод экспертной оценки.
2.Метод групповых оценок.
3.Метод Дельфи
Отдельно выделяют методы
определения необходимой
В кадровом планировании и прогнозировании можно выделить следующие технологии планирования трудовых ресурсов: