Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение специфики создания, системы управления и финансирования казенных предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике;
- определить особенности создания государственных предприятий;
- проанализировать зарубежный опыт функционирования государственных предприятий;
- установить специфику функционирования государственных предприятий в России;
- проанализировать механизм создания казенных предприятий;
- осуществить анализ механизма функционирования казенных предприятий;
- организовать анализ механизма управления казенным предприятием;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления казенными предприятиями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………..…6
1.1Государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике……………………………………………………………………….…6
1.2 Особенности создания государственных предприятий…………….11
1.3 Государственные предприятия: современный зарубежный опыт …………………………………………………………………………………….13
1.4 Государственные предприятия в экономике России: опыт, проблемы и перспективы ……………………………………………………....19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………...23
2.1 Анализ механизма создания казенных предприятий ………………23
2.2 Анализ механизма функционирования казенных предприятий …..29
2.3 Анализ механизма управления казенным предприятием ………….33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………………………………………..42
3.1 Формирование новой стратегии эффективного управления казенными предприятиями …………………………………………………….42
3.2 Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями……..45
3.3 Экономическое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями ……………………………………....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..61
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Управление
государственной и
на тему: «Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования»
Выполнила: студентка ГМУ-3-10/1-3,5 ____________ А.А. Эпштейн
специальность курс группа подпись И.О.Фамилия
Проверил: д.э.н., профессор _______________ А
подпись
Москва – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………..…6
1.1Государственные предприятия:
понятие, право и роль в экономике………………………………………………………
1.2 Особенности создания государственных предприятий…………….11
1.3 Государственные предприятия:
современный зарубежный опыт ………………………………………………………………………………
1.4 Государственные предприятия в экономике России: опыт, проблемы и перспективы ……………………………………………………....19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ СОЗДАНИЯ,
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………
2.1 Анализ механизма создания казенных предприятий ………………23
2.2 Анализ механизма функционирования казенных предприятий …..29
2.3 Анализ механизма управления казенным предприятием ………….33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………………………
3.1 Формирование новой стратегии эффективного управления казенными предприятиями …………………………………………………….42
3.2 Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями……..45
3.3 Экономическое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями ……………………………………....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….58
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим.
Правовой статус казенных учреждений,
их полномочия, правомочность и
В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них длился весь 2011 год.
Необходимо так же отметить то, что товары и услуги, которые производятся на базе государственных предприятий в последующем применяются для удовлетворения социальных нужд населения, удовлетворение которых не может быть осуществлено за счет частного предпринимательства. В частности к последним относятся - социальные программы, общественная безопасность граждан, оборона, экология, государственное управление и др.
Учитывая все сказанное выше становится очевидным то, что при рассмотрении государственных предприятий, прежде всего стоит обратить внимание на то, что функция сектора государственного управления отлична от функций прочих секторов экономики. Суть данной функции сводится к оказанию населению и обществу в целом нерыночных услуг.
Целью данного исследования является рассмотрение специфики создания, системы управления и финансирования казенных предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике;
- определить особенности
создания государственных
- проанализировать зарубежный
опыт функционирования
- установить специфику
функционирования
- проанализировать механизм создания казенных предприятий;
- осуществить анализ
механизма функционирования
- организовать анализ механизма управления казенным предприятием;
- разработать предложения
по совершенствованию системы
управления казенными
Объектом данного исследования выступают казенные предприятия как нового типа юридического лица.
Предметом являются особенности формирования и управления казенными предприятиями.
Структурно работа представлена следующим образом: введение, три главы, заключение и список литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, а так же определена цель и основные задачи работы.
В первой главе представлены теоретические
основы управления государственными предприятиями,
в том числе рассмотрены
Во второй главе представлен анализ функционирования казенных предприятий, в том числе осуществлен анализ механизма создания и управления казенными предприятиями.
В третье главе содержаться
В заключении сформулированы кратко основные предложения.
Информационная база исследования в данной работе представлена официальными данными Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов, фактическими материалами, представленными в ведомственных справочниках, результатами трудов отечественных ученых, а также информация размещенная в сети Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1 Государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике
Для начала необходимо отметить то, что государственное предприятие предстающее в качестве юридического лица, которое преследует определенные коммерческие цели, характеризуется наличием черт, которые в целом присущи всем субъектам российского гражданского права и соответствуют нормам Гражданского Кодекса РФ. [14, c. 68]
Однако, в то же время, в соответствии со ст. 113 - 115 ГК РФ, государственные предприятия все же имеют ряд особенностей, которые отличают данный вид предприятий от прочих коммерческих организаций.
Рассмотрим данные черты более подробно.
И так, государственные предприятия как юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной в результате чего, учредителями рассматриваемого вида предприятий выступает непосредственно государство (субъект Российской Федерации). [14, c. 69]
Кроме того, непосредственно от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, права собственника имущества государственного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации) в рамках их компетенции, которая определена соответствующими актами, характеризующими статус данных органов.
В свою очередь, собственник имущества, создавая государственное предприятие и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов) прав на указанное имущество. [14, c. 70]
Помимо этого, государственные предприятия в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности, могут так же владеть и пользоваться чужой собственностью, которая, как правило, принадлежит другому субъекту.
Таким образом, рассмотренные выше особенности в частности: полная государственная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность государственного предприятия, сохранение права собственности на имущество, закрепленное за таким предприятием, у его учредителя формируют унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas - единство) природу данного юридического лица.[14, c. 73]
Стоит так же отметить то, что в случае создания государственного предприятия с использованием чужой собственности, ГК РФ в рамках данной организационно-правовой формы наделяет субъект определенными полномочиями, которые носят вещный характер.
В результате чего, имущество принадлежит государственному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, однако, несмотря на все это, оно все же остается неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками государственного предприятия.
Государственное предприятие не имеет права формировать в качестве юридического лица иное государственное предприятие посредством передачи ему части собственного имущества (дочернее предприятие).
Как правило, государственное предприятие имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Помимо этого, государственное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
В зависимости от объема имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности, на практике рассматривают следующие виды государственных предприятий: [14, c. 78]
- государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие;
- государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Что касается правового режима функционирования государственных предприятий, то здесь стоит отметить то, что деятельность данного вида предприятий регулируется ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях, который был принят 14.11.2002, и этот законодательный акт существенно дополнил правовое положение УП. [14, c. 81]
Федеральный закон «О государственных
и муниципальных унитарных
Данное обстоятельство обусловлено тем, что до этого момента многие вопросы либо решались на подзаконном уровне, который отличался отсутствием единообразия, либо вообще оставался открытым.
Уже глава I кроме определения унитарного
предприятия и ряда норм, отражающих
признаки юридического лица, содержит
ряд новелл, которые не только во
многом меняют правовой статус государственных
и муниципальных унитарных
Итак, изменения и дополнения Закона применительно к нормам ГК РФ касаются следующего:[14, c. 96]
- во-первых, создание государственного предприятия посредством на объединения имущества, которое находится в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, не допускается;
- во-вторых, государственное предприятие, в случае возникновения необходимости может быть преобразовано. Подобного рода необходимости будут рассмотрены в следующем параграфе;
- в-третьих, в качестве учредителя государственного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
- в-четвертых, государственное
предприятие считается
- в-пятых, устав унитарного предприятия должен содержать: полное и сокращенное фирменное наименование предприятия; указание на место его нахождения; цели, предмет, виды деятельности; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества; наименование органа его управления (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; иные предусмотренные данным Законом сведения;
Информация о работе Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования