Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение специфики создания, системы управления и финансирования казенных предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике;
- определить особенности создания государственных предприятий;
- проанализировать зарубежный опыт функционирования государственных предприятий;
- установить специфику функционирования государственных предприятий в России;
- проанализировать механизм создания казенных предприятий;
- осуществить анализ механизма функционирования казенных предприятий;
- организовать анализ механизма управления казенным предприятием;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления казенными предприятиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………..…6
1.1Государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике……………………………………………………………………….…6
1.2 Особенности создания государственных предприятий…………….11
1.3 Государственные предприятия: современный зарубежный опыт …………………………………………………………………………………….13
1.4 Государственные предприятия в экономике России: опыт, проблемы и перспективы ……………………………………………………....19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………...23
2.1 Анализ механизма создания казенных предприятий ………………23
2.2 Анализ механизма функционирования казенных предприятий …..29
2.3 Анализ механизма управления казенным предприятием ………….33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………………………………………..42
3.1 Формирование новой стратегии эффективного управления казенными предприятиями …………………………………………………….42
3.2 Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями……..45
3.3 Экономическое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями ……………………………………....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования..docx

— 116.73 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  России отсутствует система долгосрочного  планирования, в стране лишь изучаются возможности формирования системы долгосрочного стратегического планирования экономики, которая могла бы быть аналогичной существовавшей в СССР, но для условий рыночной экономики. В некоторых работах для разработки вариантов развития хозяйства удаленных от центральных областей районов России предлагается использовать методологию транспортно-экономических балансов. Многоуровневая схема прогнозирования включает расчеты по ряду экономико-математических моделей, в том числе по оптимизационной межотраслевой межрайонной модели, имитационной модели прогнозирования грузопотоков, системе моделей отраслей, модели прогнозирования опорной транспортной сети, поведенческой модели генерирования гипотез, модели прогнозирования транспортно-технологических систем.

Принципиально важным как  нам представляется, является разделение народно-хозяйственного эффекта и  эффекта деятельности отдельных  компаний. Последний может быть выше в ряде случаев, но чаще всего это связано с большими потерями в других отраслях, других регионах и народном хозяйстве в целом. Обращаясь к вопросам развития регионов азиатской части России, можно отметить, что сегодня вновь заметно повышение заинтересованности в большей согласованности действий при решении проблем территорий. Популярным стало понятие территориальный кластер, тогда как ранее в отечественной практике использовалось понятие территориально-производственный комплекс (ТПК). В свою очередь, эти понятия могут быть «разведены» и использоваться применительно к соответствующим ситуациям. [5, c. 122]

В регионах ресурсного освоения в азиатской части России условия для формирования полноценных кластеров с самоорганизующейся конкурентной средой еще предстоит создать, но не во всех отраслях такое возможно. В данном случае больше подходит стратегия ГЧП в форме «ТПК-подход и объект», предполагающая одновременное участие и региональных, и федеральных структур власти по решению социальных, экологических и других проблем.

В России государственно-частное  партнерство в сфере внешнеэкономической деятельности реализуется на основе экономической политики государства. Эта деятельность в стране регулируется различными нормами, изложенными в законах РФ. К числу наиболее важных актов, регулирующих данную деятельность, относятся Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О таможенном тарифе».

Конкретный механизм регулирования  внешнеэкономической деятельности предприятий определяется постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они в частности определяют порядок выдачи лицензий и установления квот для ввоза и вывоза (для определенных товаров), величины таможенных пошлин, ставки таможенной очистки товаров, а также порядок их взимания.

В последние годы государство  практически полностью отказалось от административных методов регулирования  внешней торговли (кроме специфических  видов торговли), а также от квотирования экспорта.

Принимаются меры по созданию лучших условий для доступа российских экспортеров на рынки других государств.

При этом используются как  двусторонние так и многосторонние переговоры, участие в деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, которые призваны оказывать содействие рост торговли Российской Федерации с зарубежными государствами.

К числу важнейших направлений  в повышении рентабельности национального производства относится привлечение иностранных инвестиций и международная кооперация производства. Осуществление регулирования международной инвестиционной деятельности и международной производственной кооперации российских производственных предприятий осуществляется различными законами Российской Федерации. Государство оказывает содействие российским предприятиям в организации создания совместных предприятий и в привлечении иностранных инвестиций. [5, c. 125]

Согласно принятым документам, от взимания таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, а также имущество, ввозимое иностранными работниками совместных предприятий для собственных нужд.

Таким образом, можно сделать  вывод, что государство старается способствовать внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Предприятия, без каких либо ограничений, имеют право самостоятельного выхода на внешние рынки с целью продажи выпускаемой продукции на внешних рынках, осуществлять кооперирование производства и привлекать средства иностранных компаний, что существенно способствует повышению объемов и эффективности производства.

Однако решающую роль в  повышении эффективности производства товаров и их поставок на внешние рынки должны играть сами предприятия, а не государственные структуры. Только создавая современное конкурентоспособное производство, в том числе и высокотехнологичных товаров, повышая эффективность внешнеторговых операций, российские предприятия могут стать равноправными партнерами иностранных компаний.[5, c. 131]

В связи с присоединением России к ВТО, структура мер по поддержке предпринимательских структур на внешнем рынке несколько меняется.

Многие, ранее использовавшиеся меры, могут не совпадать с одобренными в рамках ВТО нормами. В этой связи необходимо ускорить выполнение программы адаптации отраслей российской экономики, в частности, автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения и фармацевтической промышленности, к условиям ВТО. «План мы разрабатывали вместе с депутатами и бизнесом. Там отражены меры поддержки, его не надо дополнять, надо ускорить», - заявил журналистам в ноябре 2012г. глава МЭР А. Белоусов. Он также отметил, что необходимо разработать систему поддержки экспорта в условиях ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в функционировании казенных предприятий, независимо от их типа и отраслевой принадлежности, имеется ряд особенностей:

- во-первых, это огромная инерционность их развития,

- во-вторых, невосприимчивость к быстроменяющимся условиям среды,

- в-третьих, относительно низкий уровень производительности труда.

Все это, обусловливается, с одной стороны, существовавшей долгое время централизованной системой управления ими, а с другой стороны, высокой степенью отчужденности работников от средств производства, не создающей заинтересованности у работников в лучшем их использовании. В условиях рынка сохранение этой черты чревато большими осложнениями и социальными последствиями. Следовательно, единственным выходом из этого положения является наделение казенных предприятий большой самостоятельностью в производственной и коммерческой областях деятельности.

Учитывая все сказанное  выше, с целью совершенствования функционирования и управления казенными предприятиями необходимо, прежде всего, разработать новую стратегию эффективного управления казенными предприятиями, для этого, в первую очередь, стоит данного вида предприятия структурировать, оптимизировать, развить среди них конкуренцию и найти способы привлечь частные деньги.

С целью оптимизации управления основной упор должен быть сделать  на повышение рациональности последнего. И здесь стоит отметить тот  факт, что главными условиями, при выполнении которых управление казенными предприятиями можно назвать рациональным выступают, следующие:

- во-первых, это уровень достижения  цели. Иными словами, степень   достижение социально-экономической  системой конечных результатов, в которых заключается общая цель организации;

-во-вторых,  достигнут определенный уровень результативности отдельных структурных подразделений организации;

-   в-третьих, это уровень удовлетворения потребности, проще говоря, конечные результаты сопоставимы с потребностью;

- в-четвертых, уровень  возможного расширения, иными словами  установлена потенциальная потребность, которая выступает в качестве отправной точки для создания новой цели и формирования условий устойчивого развития предприятия;

- в-пятых, достигнут определенный уровень результата по каждому виду функционального менеджмента, как обеспечение соответствия функциональных результатов их целям.

Что же касается возможности привлечения  частных капиталов, то в качестве основного способа выступает  развитие государственно-частного партнерства между государственными организациями и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.08.2008г. № 6 – ФКЗ, от 30.08.2008г. № 7) – ФКЗ . - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. 63 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. // Информационно - правовой портал «ГАРАНТ»

3. «Стратегия – 2020: Концепция социально-экономического развития России на период до 2020г» Электронное периодическое издание «РИАН РУ» Документы экспертной группы

4. Федеральный закон от 14.11. 2002г. № 161-ФЗ « О государственных, муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 08.12.2003г.) [Электронный ресурс] // Информационно - правовой портал «ГАРАНТ»

5. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. № 1024 « О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (с изменениями на 29 ноября 2000 года) [Электронный ресурс] //Информационно-правовая система Техэксперт

6. Закон № 229 - ОЗ от 8 декабря 2011года «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»  Изд. «Весть», №92, 09.04.2003

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Издательство Московского университета, 2009. - 352 с.

8. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 253 с.

9. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие - МГУ им.М.Ю. Ломоносова - М.: ИНФРА - М, 2010. - 122 с.

10. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник. - М.: Закон и право, в ред. 2009 г. - 154 с. 
Монографии

11. Басовский, Л.Е. Мировая экономика : курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2011. - 208 с.

12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекий. - М.: Юридическая литература, 2010. - 118 с.

13. Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 342 с.

14. Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике. / Под ред.И. И. Столярова. - М.: Агент, 1997. - 230 с.

15. Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 2009. - 272 с.

16. Руднев А.В. Методология формирования региональной стратегии управления недвижимостью. Диссертация. М.: ГУУ, 2006. 334 с.

17. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 554 с.

18. Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. - М.: МГУ, 1997. - 750 с.

19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1998. - 356 с.

20. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. - М.: Наука, 2011. - 370 с.

Научные статьи

21. Андрианов В. Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. 2011 - № 11-12, с.117 – 129

22. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2009, № 1-2

23. Бирюков В. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2010 - № 12, с.57 – 64

24. В. Варга Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭиМО. 2008 - №10-11 с.11-15

25. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2012 - № 7, с.28 – 37

26. Дробот Р.А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века // Социология и политология. 2008 - №3, с.25 – 38

27. Копейкин М.Ю. Роль государства в регулировании экономики // Реформирование экономики в России. 2010 - №3, с.15 – 17

28. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика // Экономика. 2012 - №1, с.8 – 23

29. Чеберко Е.Ф., Бобров А.В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития // Экономика. 2008 - №2, с.1 – 27

30. Симонян Н. О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели // Общество и экономика. - 2012 - № 3 -4, с.4 – 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Рисунок. Доля государства  в отраслях экономики 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования