Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение специфики создания, системы управления и финансирования казенных предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике;
- определить особенности создания государственных предприятий;
- проанализировать зарубежный опыт функционирования государственных предприятий;
- установить специфику функционирования государственных предприятий в России;
- проанализировать механизм создания казенных предприятий;
- осуществить анализ механизма функционирования казенных предприятий;
- организовать анализ механизма управления казенным предприятием;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления казенными предприятиями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………..…6
1.1Государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике……………………………………………………………………….…6
1.2 Особенности создания государственных предприятий…………….11
1.3 Государственные предприятия: современный зарубежный опыт …………………………………………………………………………………….13
1.4 Государственные предприятия в экономике России: опыт, проблемы и перспективы ……………………………………………………....19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………...23
2.1 Анализ механизма создания казенных предприятий ………………23
2.2 Анализ механизма функционирования казенных предприятий …..29
2.3 Анализ механизма управления казенным предприятием ………….33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………………………………………..42
3.1 Формирование новой стратегии эффективного управления казенными предприятиями …………………………………………………….42
3.2 Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями……..45
3.3 Экономическое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями ……………………………………....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..61
1.4 Государственные
предприятия в экономике
В рамках данного вопроса стоит отметить то, что наиболее серьезные позиции государство занимает в такой отрасли как транспорт. Здесь «доля» государства составляет примерно 73 %.
При этом, главную роль в представленной отрасли играют железные дороги, газовые и нефтепроводы (более 90 % общероссийского грузооборота). Что касается непосредственно контроля, то здесь стоит отметить то, что железнодорожный транспорт контролируется ОАО «Российские железные дороги», которое, в свою очередь, на 100 % принадлежит именно государству. Контроль нефтепроводов осуществляется компанией «Транснефть», а магистральных газопроводов — «Газпромом». [22]
В такой сфере как производство судов, летательных и космических аппаратов доля государства составляет примерно 57 %, в следствие чего данная отрасль занимает второе место по уровню «огосударствления».
Данное обстоятельство обусловлено господством в представленной выше отрасли ведущих предприятий аэрокосмического комплекса, контроль за которыми организуется непосредственно государством.
Кроме того, достаточно сильна позиция государства в крупнейших судостроительных активах.
Так, например, государственное участие сильно в таких компаниях, как РСК МиГ, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Казанский вертолётный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, НПО «Сатурн», Объединённая судостроительная корпорация.
Необходимо так же отметить то, что государство, владея более 50 % РАО «Газпром», как следствие контролирует примерно 48 % всей газодобывающей промышленности.
Однако, и в данном случае есть свои особенности, так как «Газпром» не только добывает около 80 % российского газа, но и на сегодняшний день выступает в качестве монополиста в сфере экспорта данной товарной группы. [22]
Третье место по степени «огосударствления» занимает энергетика, доля государства в данной отрасли составляет примерно 35 %, что в свою очередь, определено сильными позициями в энергетических гигантах Московского региона («Мосэнерго», МОЭСК), а также в структурах федерального значения (ФСК ЕЭС, «РусГидро», ИНТЕР РАО ЕЭС, Холдинг МРСК).
При этом, представленные выше компании владеют контрольными или крупными пакетами акций в большинстве региональных МРСК, ОГК и ТГК.[22]
Производство электронных
В добыче нефти степень огосударствления снижается до 23 %. Большая часть отрасли находится в частных руках, тогда как государственный контроль осуществляется через активы «Роснефти» и «Газпромнефти». Эти две компании представляют государство и в нефтепереработке, где его позиции уже ослабляются до 8 %. Между тем, если оценивать роль нефтеперерабатывающих активов «Роснефти» и «Газпромнефти» по доле в выпуске продукции, а не по финансовым показателям, удельный вес этих компаний поднимется почти до 19 %.[22]
Позиции государства в таких отраслях, как добыча руд металлов и металлургия, достаточно слабы. Лишь в цветной металлургии степень огосударствления достигает 3 % за счёт приобретения «Ростехнологиями» контроля над ВСМПО-АВИСМА, тогда как в чёрной металлургии и добыче руд металлов полностью господствует частный сектор.[22]
Достаточно высока доля государства в транспортной обработке грузов и организации перевозок (19 %). Основное воздействие на формирование этого показателя оказывают «Газпром ПХГ», занимающийся системой подземных хранилищ газа, а также Новороссийский морской торговый порт, «Росморпорт», международный аэропорт Шереметьево.
В двух отраслях машиностроительного комплекса — производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов и производстве машин и оборудования — степень государственного участия достигает 17 % и 15 %, соответственно. Приобретение «Ростехнологиями» крупных пакетов в КАМАЗе и АвтоВАЗе позволило обеспечить государственное присутствие в автомобилестроении. НПЦ газотурбостроения «Салют», ряд крупнейших предприятий, входящих в Объединённую двигателестроительную корпорацию, которая является 100 %-й специализированной дочерней компанией ОАО «ОПК „Оборонпром“», а также две структуры «Газпрома» представляют «государственные» интересы в производстве машин и оборудования. [22]
Доля участия государства в тел
В целлюлозно-бумажной промышленности степень проникновения государства составляет 12 %. Она обусловлена доходами только одного предприятия — ФГУП «Госзнак», тогда как ключевые активы отрасли уже много лет находятся в частных руках. [22]
В строительстве (9 %) огосударствление связано в основном с деятельностью строительных структур РЖД, «Газпрома», ФСК ЕЭС.
Аналогичную долю — 9 % — в производстве алкогольных напитков государству удается удержать прежде всего за счёт республиканских «Татспиртпрома» и «Башспирта».[22]
В остальных отраслях уровень огосударствления незначителен, особенно в лёгкой и пищевой промышленности. Практически отсутствует государство в угледобывающей промышленности.
Структурно доля государства в различных отраслях представлена в приложении.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Анализ механизма создания казенных предприятий
В рамках данного вопроса стоит отметить то, что создание в России казенных предприятий основывается, прежде всего, на широко используемом опыте экономически развитых стран (Англия, Франция, ФРГ).[2, c. 122]
Именно в данных странах предприятия оборонных отраслей, связи, полиграфические и некоторые иные, как правило, получают статус казенных.
Однако, в отличие от российских предприятий они не имеют ни юридической, ни какой иной самостоятельности и представляют собой фактически подразделения, которые предстают в качестве правоотношений от имени государства.
В свою очередь, российские предприятия, по сравнению с выше указанными обладают большим кругом прав, но несмотря на это, в сравнении с предприятиями частного бизнеса, объем данных прав гораздо уже.
И так, при создании казенного предприятия
на территории Российской Федерации
предусматриваются следующие
Прежде всего, полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие». При этом, в качестве обязательного указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.[2, c. 124]
Так же, стоит отметить то, что предприятие может быть создано посредством учреждения, реорганизации уже существующего на момент создания унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, в том числе посредством изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления.
Непосредственно решение о создании казенного предприятия может быть принято только Правительством РФ по представлению органа исполнительной власти, ведомственном подчинении которого будет находиться казенное предприятие. [2, c. 126]
При этом, компетенция органов иных публичных образований по учреждению предприятий определяется нормативными актами соответствующих образований, а при их отсутствии осуществляется высшим органом исполнительной власти образования либо представительным органом - в муниципальных образованиях, где исполнительные органы не создаются. [2, c. 128]
В целях создания предприятия
федеральный орган
а) технико-экономическое
обоснование создания предприятия,
включающее в себя финансово-экономический
анализ состояния унитарного предприятия
с указанием структуры
б) проект устава предприятия;
в) проект программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период (далее - программа деятельности);
г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд (далее - смета доходов и расходов);
д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;
е) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления, содержащий сведения о рыночной стоимости имущества (за исключением случаев создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия).
В случае создания предприятия
путем реорганизации или
а) нотариально заверенные копии учредительных документов унитарного предприятия;
б) копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию на последнюю отчетную дату и годовой бухгалтерской отчетности за 3 предшествующих года с отметкой налогового органа.
Создание Предприятия осуществляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение о ликвидации Предприятия принимается Департаментом имущества города при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города.
И так, механизм создания казенного предприятия предполагает прохождение нескольких этапов, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Алгоритм создания КП
Этап первый- подготовка заявки о создании казенного предприятия.
В данном случае необходимо отметить то, что заявка на создание казенного предприятия ( далее Предприятие) должна содержать следующие сведения:
- цель создания Предприятия;
- предмет и основные виды деятельности Предприятия;
- ведомственная подчиненность Предприятия;
- укрупненный перечень
имущества (включая недвижимое)
К заявке должно быть обязательно
приложено технико-
Этап второй - предложения (заявка) о создании, реорганизации и ликвидации Предприятия направляются департаментом (комитетом, управлением), префектурой административного округа и управой района города, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департаментом имущества города в Межведомственную комиссию при Правительстве по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города.
Этап третий- Проекты актов о создании казенных предприятий вносятся уполномоченным органом в установленном порядке в Правительство Российской Федерации после чего принимается решение о возможности регистрации подобного предприятия, которое направляется в территориальный орган.
Этап четвертый - Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает в установленном порядке разделительный баланс или передаточный акт.
Этап пятый - Уполномоченный орган в месячный срок с даты государственной регистрации предприятия:
а) утверждает программу деятельности;
б) утверждает смету доходов и расходов;
в) назначает в установленном порядке руководителя предприятия;
г) согласовывает прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение (изменение) трудового договора с ним.
Заявка на ликвидацию, реорганизацию и изменение вида Предприятия должна содержать следующие сведения:
- причина ликвидации, реорганизации
(с указанием способа
Информация о работе Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования