Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение специфики создания, системы управления и финансирования казенных предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике;
- определить особенности создания государственных предприятий;
- проанализировать зарубежный опыт функционирования государственных предприятий;
- установить специфику функционирования государственных предприятий в России;
- проанализировать механизм создания казенных предприятий;
- осуществить анализ механизма функционирования казенных предприятий;
- организовать анализ механизма управления казенным предприятием;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления казенными предприятиями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………..…6
1.1Государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике……………………………………………………………………….…6
1.2 Особенности создания государственных предприятий…………….11
1.3 Государственные предприятия: современный зарубежный опыт …………………………………………………………………………………….13
1.4 Государственные предприятия в экономике России: опыт, проблемы и перспективы ……………………………………………………....19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………...23
2.1 Анализ механизма создания казенных предприятий ………………23
2.2 Анализ механизма функционирования казенных предприятий …..29
2.3 Анализ механизма управления казенным предприятием ………….33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………………………………………..42
3.1 Формирование новой стратегии эффективного управления казенными предприятиями …………………………………………………….42
3.2 Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями……..45
3.3 Экономическое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями ……………………………………....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..61
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию. [2,c. 158]
Руководитель унитарного
предприятия (директор, генеральный
директор) является единоличным исполнительным
органом унитарного предприятия. Руководитель
унитарного предприятия назначается
собственником имущества
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.[2, c. 161]
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
Определенные ограничения установлены Законом об унитарных предприятиях для руководителей предприятий. В частности, руководитель унитарного предприятия не вправе:[2, c. 165]
-быть учредителем (участником) юридического лица;
-занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
-заниматься предпринимательской деятельностью;
-быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
- принимать участие в забастовках.
Кроме того, руководитель унитарного предприятия должен периодически проходить аттестацию.
Таким образом, к руководителю
унитарного предприятия предъявляются
требования, характерные для требований,
предъявляемых к
Создание специальных органов не исключает единоличной ответственности руководителя унитарного предприятия за результаты деятельности предприятия и за принимаемые решения. Таким образом, подобные органы являются совещательными, решения, принимаемые ими, учитываются при принятии управленческих решений, но не обязательны к исполнению.
Контроль за деятельностью унитарного предприятия.
Бухгалтерская отчетность унитарного
предприятия в случаях, определенных
собственником имущества
Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.[2, c. 178]
Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Из сказанного можно сделать
вывод о том, что унитарное
предприятие подлежит двойной проверке
- независимыми аудиторами и органом,
осуществляющим полномочия собственника,
и другими уполномоченными
Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона о бухгалтерском учете государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 274 БК РФ федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.[2, c. 181]
Кроме того, состав бухгалтерской
отчетности унитарного предприятия
определяется собственником имущества
и включает дополнительные формы
отчетности. В частности, все унитарные
предприятия обязаны
Кроме того, руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по установленной форме. Отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.
Руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отчетом доклад о финансово- хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:[2, c. 183]
- структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции; структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
- реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
- использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;
- выполнение федеральных инвестиционных программ;
- достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;
- при наличии программы деятельности предприятия -- обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;
- информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;
- реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;
- данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период;
- данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- программа деятельности предприятия на очередной год.
Схема управления казенным предприятием представлена на рисунке 3.
Собственник имущества КП
Принимает решение о создании КП
Осуществляет полноценное руководство
деятельностью КП
Осуществляет прямой контроль за
деятельностью ниже стоящего персонала
и всего предприятия
Руководитель (директор)
Организует выполнение
решений собственника имущества
казенного предприятия
Заместитель руководителя
Принимает непосредственное участие
в определении основных показателей
деятельности казенного предприятия
Подотчетен директору КП
Рисунок 3- Схема управления казенным предприятием
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
3.1 Формирование
новой стратегии эффективного
управления казенными
И так, с целью формирования новой стратегии эффективного управления казенными предприятиями, прежде всего, необходимо данного вида предприятия структурировать, оптимизировать, развить среди них конкуренцию и найти способы привлечь частные деньги.
Все это необходимо осуществить в рамках перехода на модель бюджетного программирования, иначе реформа рискует остаться незавершенной.
В настоящее время, в плане обеспечения качества, доступности и эффективности социальных государственных услуг, Россия начиная с 1997 года ходит по кругу. Цели, поставленные более десяти лет назад, так и не достигнуты и до сих пор остаются повесткой дня. Более того, устоявшийся бюджетный сектор совершенно не соотносится с курсом на инновации, провозглашенным президентом.
Таким образом, для того, чтобы сдвинуть «воз» с мертвой точки, необходимо определить три основных направления развития и совершенствования управления казенными предприятиями:
- первое направление,
это, прежде всего,
- второе направление, это развитие реструктуризации сектора ГУП и МУП при наиболее полном использовании инструментов повышения качества государственных услуг;
- третье направление это, развитие конкуренции и частных источников финансирования социально значимой деятельности.
И так, рассмотрим каждое из представленных направлений более подробно.
Так, с целью оптимизации сети казенных учреждений необходимо идти по пути «укрупнения»: присоединять слабые организации к более крупным. При этом, казенные предприятия с низкими показателями качества и эффективности стоит ликвидировать. Подобная участь должна коснуться и тех казенных предприятий, которые дублируют деятельность друг друга.
Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.
1. Государственное регулирование,
2. Государственное
Социальную напряженность, сокращение рабочих мест и ухудшение качества и доступности услуг, которые могут стать неприятным последствием таких мер, стоит нивелировать мероприятиями по трудоустройству и программами развития объединенных учреждений.
Что касается направления развития реструктуризации сектора ГУП и МУП при наиболее полном использовании инструментов повышения качества государственных услуг, то здесь имеет место наличие нескольких рисков.
Во-первых, угроза свертывания
или формального проведения реформы.
В первом случае «предупреждающими
маячками» являются предусмотренное
83-ФЗ снижение экономической свободы
автономных учреждений и поправки в
ГК, предусматривающие
Во- вторых, отсутствие четких критериев классификации казенных, бюджетных и автономных учреждений и показателей их качества.
Именно поэтому, наиболее приоритетным направлением должно стать развитие конкуренции между казенными предприятиями.
Информация о работе Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования