Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение специфики создания, системы управления и финансирования казенных предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике;
- определить особенности создания государственных предприятий;
- проанализировать зарубежный опыт функционирования государственных предприятий;
- установить специфику функционирования государственных предприятий в России;
- проанализировать механизм создания казенных предприятий;
- осуществить анализ механизма функционирования казенных предприятий;
- организовать анализ механизма управления казенным предприятием;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления казенными предприятиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………..…6
1.1Государственные предприятия: понятие, право и роль в экономике……………………………………………………………………….…6
1.2 Особенности создания государственных предприятий…………….11
1.3 Государственные предприятия: современный зарубежный опыт …………………………………………………………………………………….13
1.4 Государственные предприятия в экономике России: опыт, проблемы и перспективы ……………………………………………………....19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………...23
2.1 Анализ механизма создания казенных предприятий ………………23
2.2 Анализ механизма функционирования казенных предприятий …..29
2.3 Анализ механизма управления казенным предприятием ………….33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ……………………………………………………………..42
3.1 Формирование новой стратегии эффективного управления казенными предприятиями …………………………………………………….42
3.2 Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями……..45
3.3 Экономическое предложение по совершенствованию системы управления казенными предприятиями ……………………………………....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….58
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования..docx

— 116.73 Кб (Скачать файл)

- размер дебиторской и  кредиторской задолженности Предприятия,  а также оценка путей ее погашения;

- оценка последствий для  бюджета города от ликвидации, реорганизации или изменения вида Предприятия;

- направления использования  имущества ликвидируемого Предприятия  или перечень имущества (включая  недвижимое), передаваемого реорганизуемому Предприятию (Предприятию, вид которого предлагается изменить);

- предмет и основные  виды деятельности реорганизуемого  Предприятия (Предприятия, вид  которого предлагается изменить);

- ведомственная подчиненность  реорганизуемого Предприятия (Предприятия,  вид которого предлагается изменить).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ механизма  функционирования казенных предприятий 

Для начала отметим то, что  казенное предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе государственными организациями и поставщиками материально-технических ресурсов.[1, c. 101]

Казенные предприятия реализует свою продукцию по ценам и тарифам, согласованным с Правительством РФ и в порядке, определяемом правительством. При получении кредитов предприятием необходима гарантия Правительства РФ.

При этом, казенное предприятие обязано предоставлять государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения государственной системы сбора и обработки экономической информации.[1, c. 103]

Принципы функционирования казенных предприятий представлены на рисунке 2.


Принципы функционирования казенных предприятий



Является правопреемником                        Самостоятельно реализует      Не может создавать дочерних       

ликвидированного предприятия                производимую продукцию      предприятий и выступать

по ранее выделенным федеральным                                                               в качестве учредителей


средствам, а также в части  использо-

вания земли, недр и предоставленных

квот и лицензий.


Не может отчуждать закрепленное                                                Получает кредиты только при наличии


за ним недвижимое имущество,                                                     гарантий Правительства РФ

 сдавать его в аренду или  пользование, 


а также передавать в залог без согласия

Правительства РФ или уполномоченного

им органа.


Рисунок 2- Принципы функционирования казенных предприятий [1, c. 107]

Правительство РФ определяет порядок  планирования и финансирования деятельности казенных предприятий, в том числе по содержанию закрепленных за ними объектов социальной сферы, ценообразования на производимые ими товары, а также оплаты труда их работников.

Производственно-хозяйственная  деятельность  казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Уполномоченный орган доводит предприятию обязательный для исполнения и согласованный с Министерством экономического развития и торговли России и Минфином России план-заказ с учетом плана развития. План-заказ уточняется после утверждения федерального бюджета на соответствующий год. В плане-заказе устанавливаются:

• объем поставок продукции в  натуре и ассортименте, требования к качеству, сроки поставки, цены;

• фонд оплаты труда и норматив его уменьшения при невыполнении плана-заказа (увеличение оплаты производится за счет прибыли по установленным уполномоченным органом нормативам);

• лимит численности работников;

• объем и условия предоставления средств из федерального бюджета.

По согласованию с уполномоченным органом разрабатывается план развития предприятия, предусматривающий необходимые для обеспечения устойчивой работы мероприятия, а также задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей, созданию и освоению новых видов продукции, подготовке и переподготовке кадров, финансовые затраты и источники их покрытия.

Фонд оплаты труда определяется на основе рекомендуемой государством тарифной сетки, а в отношении  руководителей предприятия —  на контрактной основе. Формы оплаты, размеры ставок, соотношения между отдельными категориями работников по оплате, система премирования определяются руководителем в соответствии с Положением об оплате труда работников, структура и штаты утверждаются руководителем в пределах фонда оплаты и лимита численности. Предприятие обязано поддерживать численность работников в пределах, установленных Правительством РФ (уполномоченным им органом), регулировать занятость, обеспечивать безопасные условия труда.[1, c. 112]

Продукция, произведенная предприятием в соответствии с планом-заказом, на которую не распространяется государственное регулирование цен, реализуется по ценам, устанавливаемым уполномоченным органом. Продукция, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым предприятием, или на договорной основе.

За счет доходов от реализации продукции  осуществляется финансирование, связанное  с выполнением плана-заказа, плана  развития, с производственным и социальным развитием, мероприятиями по мобилизационной подготовке. При нехватке средств они выделяются предприятию из федерального бюджета после представления уполномоченным органом сведений в Министерство экономического развития и торговли России и Минфин России об их расходовании и результатах деятельности за предыдущий год. Решение о выделении средств из бюджета принимает Правительство РФ.

Прибыль направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития, на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли изымается  в доход бюджета. Часть доходов от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности предприятие может использовать самостоятельно.[1, c. 115]

В заключении отметим то, что общенародная собственность, которой по сути и являются казенные предприятия, выражает отношение, свойственное всему обществу, а не отдельному конкретному коллективу.

Именно поэтому экономически она является объектом отношений  всего общества и представляет собой  не что иное, как социальный гарант защиты всего общества. Она должна обеспечивать выполнение интересов, которые  затрагивают все общество. Таким  коренным интересом всего общества является создание условий для такого развития производительных сил, которое  обеспечивало бы максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся в условиях увеличивающегося дефицита факторов производства.

Мировая практика свидетельствует, что достижение этих условий происходит с помощью проведения государством соответствующей экономической  политики (налогообложение, условия  кредитования, лицензирование, дотации  и т. д.). Фундаментом, на котором строится такая политика, ее материальной основой  является наличие государственного сектора в лице государственных  предприятий, которые дают возможность  государству влиять на динамику и  направленность развития рынка важнейших  товаров и экономики страны в  целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ механизма  управления казенным предприятием 

Для начала отметим то, что  собственно сама организация деятельности казенного предприятия базируется в первую очередь, на правах юридического лица, предоставленных предприятию с целью выполнения последним поставленных задач (по производству, работам, услугам).

При этом, одним из главных элементов организации деятельности выступает вопрос о порядке распределения и применения прибыли, которая была получена в процессе хозяйственной деятельности казенного предприятия. [2, c. 145]

В качестве органов управления казенным предприятием выступают его директор и заместители.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:[2, c. 17]

1) принимает решение о  создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет,  виды деятельности унитарного  предприятия, а также дает согласие  на участие унитарного предприятия  в ассоциациях и других объединениях  коммерческих организаций;

3) определяет порядок  составления, утверждения и установления  показателей планов (программы) финансово-хозяйственной  деятельности унитарного предприятия;

Реализация этого права  на практике, прежде всего, означает, что  собственник имущества может (и  должен) устанавливать перечень показателей  финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, а также  контролировать их выполнение.

4) утверждает устав унитарного  предприятия, вносит в него  изменения, в том числе утверждает  устав унитарного предприятия  в новой редакции;

5) принимает решение о  реорганизации или ликвидации  унитарного предприятия в порядке,  установленном законодательством,  назначает ликвидационную комиссию  и утверждает ликвидационные  балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный  фонд государственного или муниципального  предприятия;

7) назначает на должность  руководителя унитарного предприятия,  заключает с ним, изменяет и  прекращает трудовой договор  в соответствии с трудовым  законодательством и иными содержащими  нормы трудового права нормативными  правовыми актами;

8) согласовывает прием  на работу главного бухгалтера  унитарного предприятия, заключение  с ним, изменение и прекращение  трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую  отчетность и отчеты унитарного  предприятия;

10) дает согласие на  распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных  федеральными законами, иными нормативными  правовыми актами или уставом  унитарного предприятия, на совершение  иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на  создание филиалов и открытие  представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на  участие унитарного предприятия  в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о  проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) имеет другие права  и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Собственник имущества казенного  предприятия помимо указанных правомочий, вправе:[2, c. 153]

- изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в  суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать  имущество унитарного предприятия  из чужого незаконного владения.

Правомочия собственника имущества федерального казенного  предприятия по созданию, реорганизации  и ликвидации федерального казенного  предприятия, утверждению устава и  внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.[2, c. 155]

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в  собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации  или муниципальному образованию.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в  собственности субъекта Российской Федерации, не могут быть переданы субъектом Российской Федерации Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Информация о работе Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования