Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Методология – совокупность теоретических положений и принципов, определяющих систему и методы регулирования развития экономических и социальных систем, процесс разработки управленческих решений.

Метод – инструмент (механизм), применяемый в процессе формирования управленческих решений, позволяющий разработать  стратегию государственного регулирования развития национальной экономики и тактику государственного регулирования.

Стратегия государственного регулирования – основополагающая часть управления экономикой, формирующая  основные управленческие задачи.

Тактика государственного регулирования  - составная часть управления экономикой, обеспечивающая решение управленческих задач.

Следовательно, общая  задача курса – рассмотреть наиболее важные тенденции развития экономической деятельности в рамках страны. Поскольку страна рассматривается как часть мировой экономической системы, необходимо проанализировать особенности развития национальной экономики во взаимосвязи с мировыми экономическими процессами.

 

Типы национальных хозяйственных систем.

Регулирование национальной экономики в общем виде – это реакция государства на трудности и противоречия в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества. Но уровень и конкретные формы государственного регулирования экономики различаются в зависимости от типа производственных отношений и особенностей исторического развития страны.

Различают пять основных типов хозяйственных систем:

  1. Традиционная нерыночная система;
  2. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);
  3. Административно-командная система;
  4. Современная рыночная экономика (современный капитализм);
  5. Экономика переходного периода.

Рассмотрим эти хозяйственные  системы  с позиций уровня и  форм государственного воздействия на  экономику стран.

Традиционно нерыночная система относится к экономически неразвитым странам. Государство, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, направляет средства на развитие инфраструктуры и социальную поддержку беднейших слоев населения. Для развивающихся стран, создающих независимую экономику. Государственное регулирование особенно важно, так как социально-экономическое развитие страны осуществляется под воздействием государства.

 

Рыночная экономика  свободной конкуренции сформировалась в XVIII веке и, в основном, прекратила свое существование в начале XX века. Влияние государства на экономическую жизнь страны было незначительным. Основным механизмом регулирования макроэкономической деятельности являлся рынок свободной конкуренции, где уровень цен и их колебание являются индикатором общественных потребностей. По мере усложнения системы социально-экономических отношений, увеличения масштабов производства требуется изменение механизма управления национальной экономикой. Возможно два пути дальнейшего экономического развития страны:

  • совершенствование рыночного механизма;
  • переход к директивной централизованной системе управления.

В условиях административно-командной системы вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества достигает наивысшего масштаба. Государственная собственность практически на все экономические ресурсы создала основу для централизованного экономического управления. Это привело к развитию административно-командной системы, при которой государство практически полностью контролирует производство и распределение продукции.

 

Современная рыночная экономика представляет собой альтернативу административно-командной системе и является гибкой системой, оперативно приспосабливающейся к изменяющимся внутренним и внешним условиям ведения экономической деятельности. Однако, при достижении определенного уровня экономического развития, определяемого концентрацией производства и капитала, механизм рыночного саморегулирования не может выступать регулятором общественного воспроизводства и возникает объективная необходимость государственного регулирования экономики.

 

Экономика переходного  периода (от административно-командной к современной рыночной экономике) присуща многим странам постсоциалистического направления развития. Особенности данного типа экономической системы: а) демонополизация экономики; б) разгосударствление собственности; в) приватизация собственности. Современная экономика в России представляет собой взаимосвязь элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы экономического развития.

 

Системный подход к исследованию национальной экономики.

В современных условиях научно-обоснованный подход к управлению социально-экономическими системами  должен основываться на применении системного подхода.

Системный подход предполагает с одной стороны рассмотрение любого объекта и явления в качестве динамически развивающегося целого, а с другой стороны – разделение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.

С позиций системного подхода национальная экономика любой страны может быть рассмотрена как открытая социально-экономическая система.

Под социально-экономической  системой принято понимать совокупность социально-экономических объектов, характеризующихся определенным набором связей между ними и их частями, функционирующими как единое целое и подчиненных единой цели. Во всех случаях социально-экономическая система является целостным образованием, состоящим из взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых частей, причем, свойства этих частей зависят от системы в целом, а свойства системы – от свойств ее частей.

Каждая социально-экономическая  система предусматривает наличие  трех основных элементов: среды (территории) в которой она функционирует и развивается, совокупности отраслей – как основы хозяйственной деятельности и проживающего на данной территории населения. Система рассматривается как единое взаимосвязанное целое по отношению к внутренним составным частям системы, которые называются подсистемы. Социально-экономическая система любого иерархического уровня включает в свой состав четыре основные подсистемы:

  1. Экономическая подсистема;
  2. Экологическая подсистема;
  3. Социальная подсистема;
  4. Демографическая подсистема.

В качестве основных видов  социально-экономических систем можно  назвать следующие виды:

  • Национальная экономика страны в целом;
  • Отраслевые социально-экономические системы;
  • Региональные социально-экономические системы;
  • Различные типы предприятий.

Для функционирования любого вида социально-экономических систем характерны следующие основные особенности.

  1. Любая социально-экономическая система представляет собой упорядоченную целостность, которая является результатом взаимодействия составных элементов. Система – это не просто сумма составляющих ее элементов, а совокупность всех элементов, создающих единое взаимосвязанное целое.
  2. Социально-экономическая система обладает свойством самостабилизации, что означает, что она достигает динамического баланса между внутренними элементами и внешней средой, факторы которой пытаются нарушить ее устойчивое равновесие.
  3. Для любой социально-экономической системы характерно свойство иерархизации, связанное с тем, что системы, которые функционируют как единое целое на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами  этой системы.
  4. Для социально-экономических систем характерна многовариантность развития, вытекающая из взаимозаменяемости ресурсов и элементов системы в более или менее широких пределах.
  5. Важным свойством социально-экономической системы является динамический характер связей и ограничений, т.е. управляющие параметры выбираются из определенного множества допустимых альтернатив и прямо воздействуют на изменения самого этого множества в последующие периоды времени.

 

Национальная  экономика как многоуровневая система   страны.

Национальная экономика – как многоуровневая социально-экономическая система с большим количеством связей между элементами представляет собой сложную иерархически взаимосвязанную структуру, которая является основной сбалансированного и целенаправленного управления всеми областями деятельности отраслевого и территориального комплекса.

Управление национальной экономикой осуществляется на всех уровнях экономических систем:

  • Макросистемы – крупнейшие территориальные системы (государства);
  • Мезосистемы – территориальные системы средней величины (федеральные округа, субъекты РФ);
  • Микросистемы – малые территориальные системы (города, муниципальные округа, сельские населенные пункты, их взаимосвязь).

Иерархия структуры  управления выражается прежде всего  в иерархии органов власти по всем уровням национальной экономики. Органы власти более низшего иерархического уровня подчинены органам власти более высшего иерархического уровня.

Национальная экономика  как многоуровневая социально-экономическая  система значительное место занимает в формировании раздела экономической теории, именуемого – макроэкономика.

Макроэкономика  - это  раздел экономической теории, помогающий выяснить, как функционирует экономическая система на уровне страны в целом.

Макроэкономическая система  – это результат взаимодействия трех основных уровней организации общественного производства:  рабочего места, предприятия,  национального хозяйства. Все эти уровни представляют собой систему, в которой каждый элемент выполняет свои специфические функции.

На уровне страны выявляются закономерности социально-экономического развития, новые явления и тенденции, которые учитываются в хозяйственной деятельности всех субъектов.

На уровне предприятий (фирм) экономические закономерности практически реализуются. Изучаемые на макроуровне экономические процессы объединяют в категории, такие как: валовый общественный продукт, национальный доход, эффективность общественного производства, фонд накопления и т.д.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные  хозяйствующие субъекты (работник, предприниматель и т.д.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресурсы, самодеятельное население и т.д.

Цель макроэкономического  анализа – выявление сложившейся  ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Выявление реальной ситуации с ресурсами, занятостью, динамикой  развития производства, доходами населения и т.д. способствует определению экономического поведения каждого из хозяйствующих субъектов.

Важнейшими требованиями для достижения цели макроэкономического анализа являются:

  1. Наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических показателей;
  2. Глобальный исторический подход к анализу народного хозяйства страны;
  3. Признание пагубности вмешательства в экономику страны без знания объективно действующих экономических законов и реальной оценки действия сложившейся экономической системы;
  4. Понимание того, что макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны и результаты этого конкретного исследования могут использоваться в практике других стран с большой осторожностью;
  5. Ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, что предполагает поддержание социально-приемлемых различий в уровнях доходов населения страны.

Следовательно социально-экономические  системы разного уровня на основе системного подхода также взаимовязаны и взаимозависимы и представляют собой единый хозяйственный комплекс страны, имеющий внутреннюю сбалансированность и жесткую иерархию органов власти и управленческих структур.

 

 Понятие  о структуре национальной экономики.

Национальная экономика  по характеру экономических процессов  функционирует в двух взаимосвязанных формах:

  • Отраслевая форма национальной экономики;
  • Территориальная форма национальной экономики.

Основным связующим  элементом этих форм национальной экономики  выступают социальные условия жизнедеятельности  населения.

В структуре национальной экономики существует три взаимосвязанных элемента:

  • Отраслевой комплекс – совокупность отраслей экономики страны;
  • Территория страны – пространство, ограниченное государственными границами, в пределах которой размещается отраслевой комплекс и проживает население;
  • Население страны – как основной поставщик трудовых ресурсов и потребитель материальных благ.

Развитие отраслевой формы национальной экономики должно строиться на основе процесса образования территориально-экономических комплексов с созданием конкурентоспособного внутреннего рынка страны.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»