Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Отраслевая структура, сложившаяся в каждой данной стране, позволяет судить о том, к какой  группе государств - постиндустриальной, индустриальной или аграрной – она относится. Отраслевая структура производства отражает сформировавшуюся в процессе исторического развития систему распределения экономических ресурсов по видам деятельности, а также показывает долю каждой отрасли в объеме национального производства.

Территориальная структура  национальной экономики – это  расселение людей по территории страны на основе принятого административного  деления с учетом природных, экономических и этнических особенностей. Подобно отраслевой территориальная структура является многоступенчатой, следовательно, иерархичной.

Отраслевая и территориальная  структуры национальной экономики  в действительности являются не просто взаимосвязанными, а неотделимыми друг от друга: они представляют собой единство, которое лишь в теории и в практическом менеджменте разделено и может рассматриваться изолированно. О единстве отраслевой и территориальной структур свидетельствует наличие в них трех базовых элементов или категорий: люди; территория; отрасль.

Взаимосвязь отраслевой и территориальной структур проявляется  также в рассредоточении населения  по городским и сельским административным единицам, которые, в свою очередь, включаются в состав того или иного Федерального округа. Различные сочетания данных базовых элементов отраслевой и территориальной структур формируют в национальной экономике определенные пропорции.

 

Пропорции в  национальной экономике

Пропорции в НЭ – это  соотношения материально-вещественных элементов и рабочей силы в процессе общественного воспроизводства. Их можно изучать в самых разных аспектах, но для НЭ наиболее важными являются отраслевые и территориальные пропорции, которые формируются в процессе непрерывного движения товарных и стоимостных потоков в НЭ. Они могут устанавливаться стихийно, т.е. под воздействием законов рынка, а также планомерно в результате целенаправленных действий экономических субъектов, прежде всего, государства.

Пропорции в национальной экономике в конечном счете отражают распределение труда между отраслями  и сферами экономики, а также между различными территориями страны. К основным макроэкономическим пропорциям относятся:

- соотношение объемов производства в первичном, вторичном и третичном секторах общественного хозяйства;

- между стоимостью потребленных средств производства и величиной добавленной стоимости в составе ВВП;

- межотраслевые, отраслевые и внутри отраслевые пропорции;

- территориальные пропорции;

- внешнеэкономические и другие пропорции.

Все указанные пропорции  могут выражаться с помощью следующих  основных показателей: абсолютная численность занятых в различных секторах и их относительные доли в общем количестве занятых в НЭ или в определенной отрасли; стоимости основных фондов, распределенных по отраслям и регионам; объемам и структуре инвестиций и т.д.

Пропорции не являются раз  и навсегда данными – они динамичны  и изменяются под воздействием самых  разнообразных условий, например, потребностей, изменений в характере и форм производства, научно-техническим прогрессом. Важнейшими направлениями изменения пропорций в национальной экономике, наблюдаемыми в настоящее время в большинстве стран, являются следующие пять:

    1. опережающие темпы развития отраслей сферы услуг по сравнению с отраслями материального производства;
    2. рост удельного веса услуг в структуре ВВП;
    3. увеличение значимости внешнеэкономического фактора в функционировании национальной экономики вследствие глобализации;
    4. усложнение профессионально-квалификационной структуры занятых, появление в ней новых профессий и квалификаций и вымывание старых;
    5. усложнение структуры производства в результате появления новых отраслей, новых технологий и новых материалов.

Установление четких количественных макроэкономических пропорций  неизбежно вследствие единства и  взаимозависимости производства и  потребления. Проблема заключается в том, насколько полно соответствуют установившиеся пропорции интересам общества, государств, личности. Эта проблема является основной причиной, побуждающей государство, которое является главным координирующим субъектом национальной экономики, активно действовать – с одной стороны, поддерживать благоприятные для общественного производства пропорции, а с другой, пытаться разрушить или преобразовать нежелательные пропорции. Активная же экономическая политика предполагает целенаправленное формирование государством необходимых в сложившихся условиях макроэкономических пропорций.

 

 

 

Балансовый  метод регулирования национального  хозяйства

Этот метод имеет  широкое распространение в теории и практике хозяйствования. Он наиболее точно позволяет увязать стартовые условия какого-либо процесса с его результатами, причем, в тех показателях и единицах измерения, которые в данное время интересуют управляющего субъекта.

Балансовый метод –  это сопоставление взаимосвязанных  показателей экономической деятельности с целью выявления и измерения их взаимного влияния, а также определения резервов увеличения эффективности производства. В балансах связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов. В планировании балансовый метод используется как способ установления и соблюдения материально-вещественных, стоимостных и других макроэкономических пропорций. В практике государственного регулирования экономики используется система балансов, включающая в себя натуральные, стоимостные балансы, баланс трудовых ресурсов, сводный баланс, а также ряд частных балансов. Они различаются между собой по экономическому содержанию и характеру информации. Так, стоимостные балансы характеризуют процесс воспроизводства в денежном выражении и могут быть как укрупненными, так и детальными. Натуральные балансы разрабатываются по всем важнейшим видам продукции, измерение которой осуществляется, соответственно, в натуральных показателях.

  Впервые в экономической  теории этот метод анализа  воспроизводственных процессов продемонстрировал Ф. Кёнэ в своих «Экономических таблицах» в 1758 г., показав механизм установления пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта.

В НЭ производство выступает  как единство различных технологических процессов, в ходе которых происходит обмен различными видами продукции между отдельными секторами и отраслями. Для анализа функционирования экономики как целого и используется балансовый метод или, как его еще называют, метод «затраты – выпуск». Впервые этот метод был использован при построении баланса народного хозяйства СССР за 1923-1924 гг. Таблица межотраслевых связей, построенная по такой схеме, отражает элементы, образующие стоимость продукции по каждой отрасли и структуру распределения продукции каждой отрасли в национальной экономике. При этом по вертикали отражаются материальные затраты на производство продукции определенной отрасли, а по горизонтали – данные, показывающие, на какую сумму передано продукции из данной отрасли в другую отрасль на производственные нужды, т.е. на создание промежуточного продукта, а также на конечное потребление продукции данной отрасли.

Межотраслевые балансы  используются для анализа межотраслевых  связей и экономических процессов  в целях проведения вариантных расчетов темпов развития и пропорций в национальной экономике. Они позволяют глубоко и конкретно изучать отраслевую структуру не только валового, но и конечного продукта, используемого национального дохода, амортизационного фонда.

Сводный баланс народного  хозяйства есть комплексный общеэкономический баланс, содержащий обобщенные показатели по процессу общественного воспроизводства в целом. Главной задачей сводного баланса является определение важнейших общеэкономических пропорций и темпов экономического роста. Он охватывает развитие всех отраслей и секторов НЭ, а его показатели исчисляются в фактических и сопоставимых ценах.

 

Тема 3. Особенности прогнозирования и стратегического планирования национальной экономики.

 

Сущность и  содержание социально-экономического                         прогнозирования национальной экономики

Прогнозирование – вид  деятельности, направленный на научное  предвидение будущего состояния любой социально-экономической системы.

Прогнозирование – процесс  разработки прогнозов развития науки, отраслей производства, региона или страны в целом на основе  изучения достоверной информации.

Прогноз – научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем. Социально-экономическое прогнозирование является одним из важнейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на анализе социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Цели социально-экономического прогнозирования.

  1. Анализ тенденций развития экономики;
  2. Вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства
  3. Оценка возможных последствий принимаемых решений.
  4. Обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития страны, субъекта РФ, города.

Социально-экономическое прогнозирование является функцией государства. Согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995 года №115-ФЗ, государственное прогнозирование представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, Закон связывает прогнозирование с развитием рыночных отношений в стране.

Это означает, что государственные  предприятия строят свои взаимоотношения с государством, как собственником, на основе утверждаемых плановых показателей, а с предприятиями и организациями негосударственной собственности на принципах рыночного хозяйствования, и в этой части на них тоже распространяется порядок государственного прогнозирования.

В процессе реформирования экономики России прогнозированием по существу было заменено государственное планирование.

 

 Принципы  прогнозирования национальной экономики.

Социально-экономическое  прогнозирование базируется на следующих принципах:

  1. Принцип системности прогнозирования;
  2. Принцип научной обоснованности;
  3. Принцип комплексности;
  4. Принцип адекватности прогнозирования;
  5. Принцип вариантности прогнозирования;
  6. Принцип целенаправленности прогнозирования;
  7. Принцип альтернативности прогнозирования;
  8. Принцип эффективности прогнозирования;
  9. Принцип непрерывности прогнозирования;
  10. Принцип верификации прогнозирования.

Рассмотрим краткую  характеристику данных принципов прогнозирования:

Принцип системности  прогнозирования непосредственно связан с реализацией системного подхода к прогнозированию развития социально-экономических систем. Он означает, что с одной стороны любая социально-экономическая система рассматривается в процессе проведения прогнозных расчетов как единый объект, а с другой стороны, как совокупность самостоятельных направлений прогнозирования. Системность в прогнозировании предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующихся определенной иерархией и последовательностью.

Принцип научной обоснованности означает, что при проведении прогнозных расчетов на любом уровне управления национальной экономикой необходим учет действия объективных экономических законов. Прогнозирование развития социально-экономических систем должно основываться на широком использовании передовых методов и моделей как условии научного формирования прогнозов.

Принцип комплексности  требует, чтобы прогнозируемые социально-экономические системы рассматривались в комплексе, а не изолированно друг от друга. Действие данного принципа прогнозирования предъявляет соответствующие требования и к применению на практике системы методов прогнозирования, позволяющих получить действительно комплексный и обоснованный прогноз развития социально-экономической системы.

Принцип адекватности прогнозирования требует, чтобы методы и модели, применяемые в процессе проведения прогнозных расчетов, были бы адекватны (соответствовали) объекту прогнозирования. С этой целью необходимо провести всестороннее исследование, обеспечивающее проверку соотношения используемых теоретических положений, системы методов и моделей, исходной информации реальному содержанию функционирования и развития социально-экономических систем.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»