Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
Отраслевая структура, сложившаяся в каждой данной стране, позволяет судить о том, к какой группе государств - постиндустриальной, индустриальной или аграрной – она относится. Отраслевая структура производства отражает сформировавшуюся в процессе исторического развития систему распределения экономических ресурсов по видам деятельности, а также показывает долю каждой отрасли в объеме национального производства.
Территориальная структура национальной экономики – это расселение людей по территории страны на основе принятого административного деления с учетом природных, экономических и этнических особенностей. Подобно отраслевой территориальная структура является многоступенчатой, следовательно, иерархичной.
Отраслевая и территориальная структуры национальной экономики в действительности являются не просто взаимосвязанными, а неотделимыми друг от друга: они представляют собой единство, которое лишь в теории и в практическом менеджменте разделено и может рассматриваться изолированно. О единстве отраслевой и территориальной структур свидетельствует наличие в них трех базовых элементов или категорий: люди; территория; отрасль.
Взаимосвязь отраслевой
и территориальной структур проявляется
также в рассредоточении
Пропорции в национальной экономике
Пропорции в НЭ – это
соотношения материально-
Пропорции в национальной
экономике в конечном счете отражают
распределение труда между
- соотношение объемов производства в первичном, вторичном и третичном секторах общественного хозяйства;
- между стоимостью потребленных средств производства и величиной добавленной стоимости в составе ВВП;
- межотраслевые, отраслевые и внутри отраслевые пропорции;
- территориальные пропорции;
- внешнеэкономические и другие пропорции.
Все указанные пропорции могут выражаться с помощью следующих основных показателей: абсолютная численность занятых в различных секторах и их относительные доли в общем количестве занятых в НЭ или в определенной отрасли; стоимости основных фондов, распределенных по отраслям и регионам; объемам и структуре инвестиций и т.д.
Пропорции не являются раз и навсегда данными – они динамичны и изменяются под воздействием самых разнообразных условий, например, потребностей, изменений в характере и форм производства, научно-техническим прогрессом. Важнейшими направлениями изменения пропорций в национальной экономике, наблюдаемыми в настоящее время в большинстве стран, являются следующие пять:
Установление четких количественных макроэкономических пропорций неизбежно вследствие единства и взаимозависимости производства и потребления. Проблема заключается в том, насколько полно соответствуют установившиеся пропорции интересам общества, государств, личности. Эта проблема является основной причиной, побуждающей государство, которое является главным координирующим субъектом национальной экономики, активно действовать – с одной стороны, поддерживать благоприятные для общественного производства пропорции, а с другой, пытаться разрушить или преобразовать нежелательные пропорции. Активная же экономическая политика предполагает целенаправленное формирование государством необходимых в сложившихся условиях макроэкономических пропорций.
Балансовый
метод регулирования
Этот метод имеет
широкое распространение в
Балансовый метод –
это сопоставление
Впервые в экономической теории этот метод анализа воспроизводственных процессов продемонстрировал Ф. Кёнэ в своих «Экономических таблицах» в 1758 г., показав механизм установления пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта.
В НЭ производство выступает как единство различных технологических процессов, в ходе которых происходит обмен различными видами продукции между отдельными секторами и отраслями. Для анализа функционирования экономики как целого и используется балансовый метод или, как его еще называют, метод «затраты – выпуск». Впервые этот метод был использован при построении баланса народного хозяйства СССР за 1923-1924 гг. Таблица межотраслевых связей, построенная по такой схеме, отражает элементы, образующие стоимость продукции по каждой отрасли и структуру распределения продукции каждой отрасли в национальной экономике. При этом по вертикали отражаются материальные затраты на производство продукции определенной отрасли, а по горизонтали – данные, показывающие, на какую сумму передано продукции из данной отрасли в другую отрасль на производственные нужды, т.е. на создание промежуточного продукта, а также на конечное потребление продукции данной отрасли.
Межотраслевые балансы используются для анализа межотраслевых связей и экономических процессов в целях проведения вариантных расчетов темпов развития и пропорций в национальной экономике. Они позволяют глубоко и конкретно изучать отраслевую структуру не только валового, но и конечного продукта, используемого национального дохода, амортизационного фонда.
Сводный баланс народного хозяйства есть комплексный общеэкономический баланс, содержащий обобщенные показатели по процессу общественного воспроизводства в целом. Главной задачей сводного баланса является определение важнейших общеэкономических пропорций и темпов экономического роста. Он охватывает развитие всех отраслей и секторов НЭ, а его показатели исчисляются в фактических и сопоставимых ценах.
Тема 3. Особенности прогнозирования и стратегического планирования национальной экономики.
Сущность и
содержание социально-экономического
Прогнозирование – вид деятельности, направленный на научное предвидение будущего состояния любой социально-экономической системы.
Прогнозирование – процесс разработки прогнозов развития науки, отраслей производства, региона или страны в целом на основе изучения достоверной информации.
Прогноз – научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем. Социально-экономическое прогнозирование является одним из важнейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на анализе социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.
Цели социально-экономического прогнозирования.
Социально-экономическое прогнозирование является функцией государства. Согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995 года №115-ФЗ, государственное прогнозирование представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, Закон связывает прогнозирование с развитием рыночных отношений в стране.
Это означает, что государственные предприятия строят свои взаимоотношения с государством, как собственником, на основе утверждаемых плановых показателей, а с предприятиями и организациями негосударственной собственности на принципах рыночного хозяйствования, и в этой части на них тоже распространяется порядок государственного прогнозирования.
В процессе реформирования экономики России прогнозированием по существу было заменено государственное планирование.
Принципы
прогнозирования национальной
Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах:
Рассмотрим краткую характеристику данных принципов прогнозирования:
Принцип системности прогнозирования непосредственно связан с реализацией системного подхода к прогнозированию развития социально-экономических систем. Он означает, что с одной стороны любая социально-экономическая система рассматривается в процессе проведения прогнозных расчетов как единый объект, а с другой стороны, как совокупность самостоятельных направлений прогнозирования. Системность в прогнозировании предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующихся определенной иерархией и последовательностью.
Принцип научной обоснованности означает, что при проведении прогнозных расчетов на любом уровне управления национальной экономикой необходим учет действия объективных экономических законов. Прогнозирование развития социально-экономических систем должно основываться на широком использовании передовых методов и моделей как условии научного формирования прогнозов.
Принцип комплексности требует, чтобы прогнозируемые социально-экономические системы рассматривались в комплексе, а не изолированно друг от друга. Действие данного принципа прогнозирования предъявляет соответствующие требования и к применению на практике системы методов прогнозирования, позволяющих получить действительно комплексный и обоснованный прогноз развития социально-экономической системы.
Принцип адекватности прогнозирования требует, чтобы методы и модели, применяемые в процессе проведения прогнозных расчетов, были бы адекватны (соответствовали) объекту прогнозирования. С этой целью необходимо провести всестороннее исследование, обеспечивающее проверку соотношения используемых теоретических положений, системы методов и моделей, исходной информации реальному содержанию функционирования и развития социально-экономических систем.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»