Личный доход (ЛД) - определяется как национальный
доход за вычетом взносов на социальное
страхование, налогов на прибыль корпораций,
нераспределенных прибылей корпораций
плюс трансфертные платежи (перевод валюты
или золота из одной страны в другую или
передача права владения ценными бумагами).
Располагаемый доход - это личный доход минус налоги
на личный доход.
Главным методом оценки
уровня развития национальной экономики
с помощью указанных показателей
является исследование динамики их функционирования за определенный
период.
Другими важными показателями,
характеризующими развитие национальной экономики, являются:
- показатель темпов инфляции;
- уровень занятости работников;
- дефицит государственного бюджета (превышение расходов над доходами);
- соотношение экспорта и импорта.
Для выполнения анализа
развития экономических систем применяются
дополнительные показатели:
- соотношение темпов роста цен и темпов роста доходов;
- склонность населения к сбережениям;
- объем долгосрочных кредитных вложений;
- динамика курса национальной валюты;
- уровень потребления продуктов и другие.
При формировании оценки
развития национальной экономики также
используется единая система показателей,
отражающая развитие 16 основных направлений
ее деятельности. В расширенном виде эти
показатели используются при формировании
прогнозов развития отраслей национальной
экономики:
1. Оценка спроса:
Ожидаемый
спрос потребления на важнейшие
виды продукции.
- Приватизация (по основным отраслям народного хозяйства и промышленности):
- Общее количество государственных и муниципальных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе;
- Объем выпускаемой продукции приватизированными предприятиями;
- Численность работников на приватизированных предприятиях;
- Размер денежных средств, получаемых от приватизации предприятий;
- Общая площадь жилых домов государственного жилищного фонда, подлежащая приватизации.
- Промышленность.
- Объем выпускаемой продукции;
- Количество предприятий по отрасли, в том числе :
- Государственных предприятий.
- Конверсия.
- Удельный вес гражданской продукции в общем объеме произведенной продукции в %%;
- Количество товаров народного потребления.
- Агропромышленный комплекс.
- Количество сельскохозяйственных предприятий, в том числе: колхозов, совхозов, фермерских, личных и т.д.;
- Объем выпускаемой сельскохозяйственной продукции;
- Производство продукции перерабатывающей промышленности.
- Лесное хозяйство.
- Лесоустройство;
- Лесовосстановление;
- Рубки леса, в том числе по уходу за лесами.
- Инвестиции.
- Объем капитальных вложений, в том числе:
- средства государственных предприятий,
- средства инвестиционных фондов,
- средства федерального бюджета,
- средства бюджетов территорий,
- средства негосударственных предприятий,
- другие источники – меценатство,
- иностранные инвестиции,
- ввод в действие производственных мощностей,
- ввод в действие социальных объектов.
- Финансы.
- Прибыль (доходы) по структуре;
- Расходы по структуре.
- Труд и занятость.
- Численность населения;
- Трудовые ресурсы;
- Занятость (количество занятых ресурсов);
- Численность безработных;
- Миграция населения (въезд – выезд).
- Денежные доходы и расходы населения.
- Доходы населения (оплата труда, пенсии, пособия);
- Расходы и сбережения населения
- Среднемесячная оплата
труда (по отраслям народного
хозяйства).
- Потребительский рынок.
- Объем розничного товарооборота, в том числе:
- государственная торговля,
- кооперативная торговля,
- негосударственная торговля.
- Производство товаров народного потребления (товарооборот): продовольственные, непродовольственные товары;
- Объем реализации платных услуг населению.
- Развитие отраслей социальной сферы.
- Ввод жилых домов за счет всех источников финансирования;
- Средняя обеспеченность населения общей площадью квартир;
- Ввод в действие объектов социально-культурной сферы (по видам объектов).
- Охрана окружающей среды.
- Объем капитальных вложений на природоохранные и природовосстановительные мероприятия;
- Объем забора воды;
- Объем сброса загрязненных сточных вод;
- Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
- Ввод в действие сооружений для очистки сточных вод;
- Ввод в действие пылегазоулавливающих установок;
- Ввод в действие берегоукрепительных сооружений;
- Площадь рекультивируемых земель;
- Средства экологических фондов;
- Расход средств из экологических фондов.
- Взаимопоставки важнейших видов продукции.
- по странам СНГ;
- по регионам.
- Внешнеэкономическая деятельность.
- Объем экспорта;
- Объем импорта.
- Государственные программы.
- Объем финансовых средств, в том числе по видам программ;
- Объем капитальных вложений, в том числе по источникам финансирования;
- Ввод в действие производственных объектов, мощностей.
- Ввод в действие непроизводственных объектов, мощностей.
Таким образом, рассмотрение
организации экономической деятельности и взаимоотношений экономических
субъектов разных уровней является одним
из элементов институционального направления
экономического анализа.
В первую очередь при
выполнении анализа национальной экономики
исследуется динамика развития следующих
основных отраслевых элементов национальной экономики:
Промышленность,
Строительство,
Сельское хозяйство,
Лесное хозяйство,
Транспорт,
Связь,
Наука и научное обслуживание,
Информационно-вычислительное
обслуживание,
Торговля и общественное
питание,
Народное образование,
Культура и искусство,
Здравоохранение, физическая
культура и социальное обеспечение,
Охрана окружающей среды,
Жилищно-коммунальное хозяйство и
бытовое обслуживание населения,
Кредитование и государственное
страхование,
Система органов управления
и др.
Подотраслями национальной
экономики, в частности, подразделениями промышленности могут быть выделены
следующие:
- Электроэнергетика,
- Топливная промышленность,
- Черная и цветная металлургия,
- Химия и нефтехимия,
- Машиностроение и металлообработка,
- Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,
- Промышленность строительных материалов,
- Легкая промышленность,
- Пищевая промышленность.
Классификацией отраслей
национальной экономики зафиксировано
более 400 отраслевых подразделений разного
уровня.
Национальная экономика
как социально-экономическая система
структурно представляет собой совокупность
пропорций и отношений, которые характеризуют
развитие ее элементов в данных
условиях и в данный момент.
Пропорции – это относительная
величина, определяющая значимость элементов,
составляющих рассматриваемую экономическую
систему.
Отношения – это взаимосвязь,
которая устанавливается. с одной стороны, между
элементами. составляющими экономическую
систему. а с другой стороны. между рассматриваемой
экономической системой и другими подобными
системами.
Выделяют два типа
структур, подвергаемых экономическому
анализу:
- Экономические структуры. характеризующие деятельность простых и комплексных экономических систем.
- Экономические структуры, создающие условия для деятельности экономических систем.
В рамках первого типа
экономическая структура национальной
экономики страны анализируется по следующим
параметрам:
- Характер производственной деятельности отраслей национальной экономики страны;
- Размеры экономических элементов: мелкие, средние. крупные;
- Экономическая система;
- Тип экономической организации (управления): централизованно управляемый. конкурентный. смешанный, властных экономических групп;
- Распределение активного населения: уровень занятости, структура безработицы и ее виды и т.п.;
- Распределение национального дохода между группами:
- экономическими - производственная сфера, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.,
- социальными - непроизводственная сфера (работающие, пенсионеры, студенты и т.д.).
- Ориентация экономической деятельности на внутренний или международный рынок.
В дополнение к перечисленным
критериям экономического анализа могут быть приняты и
другие. в зависимости от целей анализа.
В рамках второго типа
структур анализируют:
- демографические структуры,
- социальные структуры,
- институциональные структуры: распределение политических полномочий, отношения между властями и т.д.
- ментальные структуры: суждения, концепции. верования и т.д.
Между структурами первого
и второго типа устанавливаются
определенные отношения. которые создают проблемы
взаимной совместимости, имеющие решающее
значение для экономического роста национальной
экономики.
Кроме перечисленных
критериев структурного экономического
анализа необходимо анализировать временные
аспекты экономической деятельности:
изменения – медленные и последовательные,
изменения резкие и скачкообразные.
Структурный анализ развития национальной экономики страны
позволяет понять общее функционирование
системы, выявить зоны «неоднородности»
в развитии отраслей национальной экономики.
На основе структуры
анализа разрабатывается экономическая
политика государства. Главным принципом выработки эффективной экономической
политики является необходимость адаптироваться
к существующим структурам, чтобы лучше
трансформировать их рост посредством
вырабатываемых реформ.
Этапы реформирования
российской экономики
и их особенности.
Реформирование экономики
в России осуществлялось в четыре
этапа:
I этап – 1957 – 1965 гг.
II этап – 1965 – 1985 гг.
III этап –1986 – 1990 гг.
IV этап –1990 – 2000 гг.
V этап – с 2000 г.
Рассмотрим особенности основных этапов развития экономики
России.
I этап – 1957
– 1965 гг.
Экономическая реформа 1957
года – перевод управления национальной
экономикой от отраслевого управления
к территориально-отраслевой схеме управления посредством образования
Совнархозов. В результате данного процесса
произошло перераспределение функций
управления хозяйства в пользу региональных
структур.
Однако, указанная система
управления не дала ожидаемых результатов. В результате реформы 1957 года было
упразднено свыше 140 общесоюзных, союзно-республиканских
и республиканских министерств, а находившиеся
в их ведении предприятия переданы в подчинение
Совнархозов, созданных в пределах области,
края, республики.