Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация
Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, которые являются государственными заказчиками федеральных целевых программ предложения по их реализации на территории конкретных субъектов РФ.
Для прогнозирования консолидированного бюджета органы исполнительной власти субъектов РФ представляют отчеты об исполнении бюджетов за истекший год и утвержденные бюджеты на следующий год.
Федеральные Министерства и ведомства готовят прогнозы социально-экономического развития. При этом учитываются предложения субъектов РФ по объемам поставок продукции для федеральных государственных нужд, по финансированию инвестиционных проектов. Соост5ествующие федеральные органы прогнозируют формирование и расходование средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, развитие рынка ценных бумаг, экономического сотрудничества в рамках СНГ, платежного баланса и т.д.
Министерство экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета.
Министерство финансов РФ в зависимости от имеющихся бюджетных средств корректирует показатели прогноза социально-экономического развития и передает в Министерство экономики РФ.
Министерство экономики РФ доводит до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ откорректированный (с учетом корректировки показателей) прогноз социально-экономического развития.
Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ представляют в Министерство экономики РФ уточненные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регионов с учетом результатов предварительного рассмотрения, оценки состояния экономики, возможных вариантов ее стабилизации.
Министерство экономики РФ представляет а Правительство РФ уточненный прогноз социально-экономического развития РФ; проект сводного финансового плана-баланса с разбивкой по субъектам РФ; перечень основных социально-экономических задач, решаемых в следующем году и федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет федерального бюджета.
После утверждения Правительством РФ прогноза социально-экономического развития РФ и других документов и их опубликованию в печати, они доводятся до исполнителей (министерств и регионов).
Далее указанные материалы используются при разработке бизнес-планов во всех предприятиях, независимо от форм собственности.
Концепция
развития национальной
Дальнейшее развитие экономики России будет осуществляться на основе Концепции долгосрочного развития экономики России.
Глобальной целью стратегии долгосрочного развития является радикальное улучшение качества жизни населения. Достижение глобальной цели связано с прохождением экономикой России трех основных этапов.
Первый этап реализации
Концепции долгосрочного
На первом этапе реализации Концепции экономический курс страны будет направлен на:
На протяжении этого этапа экономическая политика будет реализовываться по следующим основным направлениям:
Осуществление перечисленных мер приведет к сохранению положительных тенденций в экономике, что позволит повысить уровень жизни населения и стабилизировать социально-экономические процессы.
Второй этап реализации
Концепции долгосрочного
(2004 – 2007 гг.)
Второй этап будет характеризоваться ускоренным развитием, что является результатом произошедших ранее структурных сдвигов в экономике.
Главная задача второго
этапа – ускоренное обновление материально-технической
базы экономики, резкое повышение
эффективности и конкурентоспос
Для выхода России на соответствующие ее потенциалу позиции в мировой экономике необходимо достижение темпов экономического развития, по крайней мере вдвое превышающие среднемировые. Приоритетом данного этапа станет достижение максимальных темпов роста экономики – не менее 6% в год.
Третий этап реализации
Концепции долгосрочного
(2008 – 2015 гг.)
Приоритетом третьего этапа станет достижение долгосрочного экономического равновесия, характеризующегося стабильными темпами роста и постоянным обновлением технологической и производственной структур экономики. Это станет основной достижения главной цели -ускорения роста уровня жизни всех слоев населения.
Тема 4. Система потенциалов национальной экономики.
Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны.
Категория «совокупный
экономический потенциал
Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития.
Способы определения качественно-
Первый подход состоит в оценке ресурсов, которыми располагает национальная экономика.
Второй подход состоит в определении возможного экономического результата от использования всей массы ресурсов (природных, трудовых, финансовых и т.д.), вовлекаемых в хозяйственный оборот в том или ином периоде, в условиях, определяющих доступность и эффективность использования ресурсов.
Совокупный экономический
В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить следующие:
-объем и доступность
-достигнутый страной уровень развития технического прогресса, определяющий качество и производительность технической базы экономики;
-накопленный страной
Взаимосвязанное действие
этих факторов ведет к тому, что
в составе совокупного
Национальное
богатство как составная часть
совокупного
Важной составляющей совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны выступает национальное богатство.
Национальное богатство – это совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
Для оценки элементов
национального богатства
Кроме того, при оценке
национального богатства
-накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах;
-прямые иностранные инвестиции.
Баланс национального богатства является одним из заключительных счетов системы национальных счетов. В российской статистической практике национальное богатство представлено лишь в части ряда оценок по нефинансовым произведенным активам, а также по имуществу домашних хозяйств.
Система показателей
совокупного экономического
Наиболее универсальным показателем оценки совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны отдельных стран мира является валовой внутренний продукт (ВВП). Он характеризует не только современный уровень развития национальной экономики страны, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных сфер, отраслей, регионов, степень вовлеченности в мировые интеграционные процессы.
ВВП представляет собой конечный результат производственной деятельности предприятий, организаций и домашних хозяйств, участвующих в экономической деятельности на территории страны в течение длительного срока (не менее года).
Национальное богатство включает:
- основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги (основные фонды - машины, оборудование, здания, сооружения, продуктивный скот);
- запасы материальных оборотных средств - производственные запасы (сырье, материалы, топливо, запчасти, инструменты, хозтовары, семена, посадочные материалы, корма, животные на откорме, молодняк животных и др.), незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»