Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Реформы 1992 – 1998 г.

Главные задачи дальнейшего  этапа реформирования российской экономики: либерализация цен; разгосударствление экономики; приватизация государственной собственности; децентрализация управления; отказ от директивного планирования и переход к государственному регулированию; конверсия военного производства; всемерное развитие предпринимательства и малого бизнеса.

Реформаторы нового варианта рыночных преобразований понимали, что  такие глобальные изменения экономики невозможны без последующего длительного периода экономического спада и снижения уровня жизни.

Наступил 1998 год. В стране в этот период произошел экономический  кризис. Предпосылки экономического кризиса: падение темпов роста производства; инфляция; снижение жизненного уровня населения (снижение платежеспособности населения); проведение процесса деноминации; повышение курса доллара; большой дефицит государственного бюджета.

Внешний долг России в 1998 году приблизился к 150 млрд. долл., а внутренний составил сотни млрд. деноминированнных (в1998 г) рублей при ничтожных в сравнении с государственными долгами государственными резервами.

Для погашения долга  и получения дополнительных средств  в бюджет на краткосрочный период были выпущены ГКО (государственные казначейские обязательства) на которые можно было покупать акции предприятий, вкладывать деньги в ценные бумаги, расширить в обмен на них приток иностранных инвестиций.

Конечно, во всех неудачах неправильно было бы винить ошибочный  курс экономических реформ в России. Правильнее было бы говорить об ошибочной денежной, финансовой политике, проводимой на гране дефолта, банкротства страны.

Россия подошла к 2000 году в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 года.

 Этому способствовали:

Во-первых, усилия правительства  по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период;

Во-вторых, благоприятные  внешние условия, сформировавшиеся в 1999 году. Доля внешних факторов в приросте ВВП составляла в тот период почти 1/3.

 Факторы, улучшающие  экономическую динамику.

  1. Благоприятная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы).
  2. Быстрее, чем предполагалось, снижался объем импорта, что обусловило существенно более высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса: 33,4 млрд. долл. против 21,5 млрд. долл. по прогнозу и эффект импортозамещения товаров.
  3. Увеличилось поступление доходов в бюджет. Снижается задолженность по выплатам з/пл, погашена задолженность по выплатам пенсий.
  4. Сократилась безработица в стране.
  5. В 1999 году произошел сдвиг от сырьевой ориентации экономики к производству товаров с более высокой степенью переработки.
  6. Регулярно производятся платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов.
  7. Результаты социально-экономического развития страны в 1999 – 2000 гг. по ряду важнейших макроэкономических показателей оказались выше прогнозируемых (промышленное производство, инвестиции, ВВП).

V этап – с 2000 г.

Проведенные в последние  четыре года реформы, позволили решить значительное число задач. Основные показатели прогноза  социально-экономического развития России до 2008 г. представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Основные показатели прогноза социально-экономического

развития России до 2008 г.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2008

Инфляция, в % к декабрю  предыдущего года

 

20,2

 

18,6

 

15,1

 

10

 

8-10

 

6,5-8

 

5-7

ВВП, в % к предыдущему году

 

10

 

5

 

4,3

 

5,9

 

3,8-5,2

 

4,8-5,9

 

5,0-6,5

Продукция промышленности, %

 

11,9

 

4,9

 

3,7

 

5,9

 

3,6-4,7

 

4,0-5,2

 

4,6-5,7

Продукция сельского хозяйства, в % к пред. году

 

7,7

 

7,5

 

1,7

 

1,0

 

3,5-4,0

 

3,5-4,0

 

3,5-4,0

Инвестиции в основной капитал, в % к пред. году

 

17,4

 

8,7

 

2,6

 

9,3

 

6,6-8,0

 

8,2-9,5

 

8,2-9,5

Экспорт товаров, млрд. долл.

 

105,0

 

101,9

 

107,2

 

124,9

 

118,9

114,6 – 131,4

126-153

Импорт товаров, млрд. долл.

 

44,9

 

53,8

 

61,0

 

71,0

 

77,3

81,8 – 86,5

98 - 112

Реальные располагаемые доходы населения, в %

 

111,9

 

108,5

 

109,9

 

109,2

 

107,6

 

106,7 – 108,1

 

106,5 – 108,0

Расходы федерального бюджета, в % от ВВП

 

14,1

 

14,6

 

15,6

 

15,1

 

14,3

 

13,5

 

13,0


 

Источник: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы). Распоряжение Правительства РФ от 15.08.03 г. № 1163-р.

За данный период принят пакет налоговых законов, Трудовой и Земельный кодексы Российской Федерации,, новая редакция Таможенного кодекса, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», базовые законы, необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и электроэнергетики.  Осуществлена пенсионная реформа с введением накопительных механизмов.

Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес – снижено количество лицензируемых видов деятельности. Принят Федеральный закон « О техническом регулировании», который ограничивает сферу применения обязательных требований к продукции. В области реформирования системы налогообложения была введена «плоская шкала» подоходного налога и регрессивная шкала единого социального налога, снижен налог на прибыль, установлен налог на добычу полезных ископаемых.

В 2002 г. проведена Всероссийская  перепись населения. В сфере образования проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена. Признанием успешности российских реформ, обеспечивающих макроэкономическую стабильность, можно считать последовательное повышение за последние годы Организацией экономического сотрудничества и развития и международными рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга России, предоставление России Европейским Союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.

 

Тема 2. Механизм рыночной сбалансированности национальной               хозяйственной системы

 

Понятие экономического равновесия

Под сбалансированностью  экономики понимается определенное соответствие между ее важнейшими составными частями. Поскольку национальная экономика представляет собой многоуровневую хозяйственную систему страны и одновременно выступает как составная часть мировой системы, постольку и ее сбалансированность есть многоаспектное понятие. Для большинства стран в современных условиях механизм сбалансированности сводится к двум противоположным по характеру действия силам – рынку и государству, то есть сбалансированность есть результат стихийного и планомерного, целенаправленного установления пропорций.

Экономическое равновесие – это определенная сбалансированность в народном хозяйстве, то есть установление количественных пропорций между отдельными составными частями национальной экономики и воспроизводственного процесса в ней.

Сбалансированность национальной экономики есть достижение и поддержание такого соотношения между составными частями общественного хозяйства, которые в максимальной степени способствуют реализации долговременных макроэкономических целей данной страны. Достижение сбалансированности означает, что в данной стране на данный период времени решены следующие базовые экономические проблемы:

- рационально размещены производительные силы;

- эффективно используются факторные потенциалы;

- функционируют все необходимые для самостоятельного развития государства народнохозяйственные комплексы;

- страна выгодно для себя интегрирована в мировую экономическую систему;

- обеспечена экономическая безопасность государства.

 

Типы экономических  систем

Слово система в переводе с греческого означает целое, составленное из частей; соединение. Иными словами, система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих, таким образом, определенную целостность. Любая система имеет следующие обязательные свойства: иерархичность; многоуровневость; структурность.

Иерархичность системы  состоит в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего  к низшему. Каждый уровень выступает при этом как управляющий по отношению к нижележащему и управляемый по отношению к вышележащему уровню. Иерархически построенная система проявляется в структурной и функциональной дифференциации, т.е. каждый уровень системы специализируется на выполнении определенного круга функций. При переходе от нижележащих уровней к вышележащим циркулирующая в системе информация становится менее детальной и более обобщенной.

Многоуровневость системы  означает, что в ней функционируют  отдельные пласты, находящиеся в определенной связи друг с другом и характеризующие систему по различным критериям. Разделение системы на уровни по какому-либо критерию есть установление определенной иерархии. Например, в системе государственного управления в Российской Федерации четко выделены следующие уровни: федеральный, региональный, местный.

Структурность системы (от лат. Structura – строение, расположение, порядок) – наличие в ней устойчивых связей, обеспечивающее ее целостность. Структура выражает то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы.

Экономика, хозяйство  страны всегда функционирует определенным образом, т.е. как самостоятельная хозяйственная система, имеющая собственную структуру.

Экономическая система  – это совокупность всех производственных факторов, инфраструктуры, социальных институтов и прочих элементов, образующих некое общественное хозяйство.

Институциональная структура  общества, т.е. соотношение в нем  организаций различных форм собственности, и пропорция между методами государственного и рыночного воздействия на экономику связаны между собой и специфичны для отдельных стран. В настоящее время в экономической литературе выделяют пять типов экономических систем:

1. Традиционная экономика (натуральное хозяйство), основанная на обычаях, традициях;

2. Рыночная экономика, называемая также капитализмом свободной конкуренции;

3. Плановая или административно-плановая экономика, основанная на директивном планировании;

4. Смешанная экономика, в которой сочетаются плановые и рыночные методы регулирования;

5. Переходная экономика – неустойчивый тип системы, присущий странам, осуществляющим масштабные институциональные, в ряде случаев – технологические, преобразования.

Данные экономические  системы имеют место в современной  мировой экономике, но масштабы их распространения  не одинаковы. Так, все более редким типом становится традиционная экономика. В настоящее время не осталось ни одной страны, экономика которой целиком принадлежала бы к данному типу. Переходная экономика периодически наблюдается в странах, где спонтанно или целенаправленно происходят радикальные институциональные и/или технологические перемены. На сегодняшний день самым распространенным типом экономической системы является смешанная экономика, характерная для большинства стран мира.

Каждому типу экономической  системы присуща своя макроэкономическая сбалансированность, т.е. и свои критерии эффективности распределения ресурсов и готовых продуктов. Иными словами, не может быть однозначно определяемой сбалансированности для плановой и рыночной, традиционной и смешанной экономики.

 

Многоуровневость  национальной экономики.

Национальная экономика любой страны есть многоуровневая социально-экономическая система. Это означает, что в ней существует огромное количество связей между различными элементами, образующими тот или иной уровень организации, то есть это сложная иерархически взаимосвязанная структура.

С позиции масштабов  управления в национальной экономике  выделяются следующие три уровня:

- макросистемы – крупнейшие территориальные системы, например, территория страны или какой-либо автономии внутри государства;

- мезосистемы – территории средней величины, например, в РФ это территории федеральных округов или субъектов РФ;

- микросистемы – малые территориальные социально-экономические системы, например, город, район, сельский населенный пункт.

Сбалансированность национальной экономики в организационном отношении означает определенную упорядоченность ее элементов, структурированность или просто структуру. В практике хозяйствования принято выделять два аспекта структуры национальной экономики: отраслевой и территориальный.

В широком смысле отраслевая структура национальной экономики – это количественное соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами производства, присутствующими в данной стране. В зависимости от того, какова в действительности эта количественная пропорция между тремя базовыми секторами, по критерию технико-технологического развития определяется место страны в мировом рейтинге государств.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»