Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:03, диссертация

Описание работы

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Файлы: 1 файл

Лекции по национальной экономике.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей – плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные  черты:

  • Устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);
  • Ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит выживание, социально-экономический прогресс.
  • Органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения;
  • Учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние, либо нейтрализующих их действие.
  • Адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс  практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов, стратегических программ и планов.

Этапы формирования стратегического плана.

Весь процесс планирования в экономической организации  можно разделить на две основные стадии:

  1. Разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование;
  2. Определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование)

Стратегия фирмы –  это совокупность ее главных целей  и основных способов достижения целей. Разрабатывать стратегию действия фирмы – значит определять общие направления ее деятельности. Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, так как стратегическое планирование требует высокой ответственности, многоплановой работы менеджера.

Тактическое или оперативное планирование – это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Деятельность фирмы, связанную  с планированием можно разделить  на несколько основных этапов:

Первый этап. Фирма проводит исследование внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, проводит сбор информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, проводит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.

Видение – идеальная  картина будущего. То состояние, которое  может быть достигнуто при самых  благоприятных условиях.

Миссия предприятия обычно выражается в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиль поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие, как «имидж».

Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, определяет разрыв между ними.

Четвертый этап. Проводится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Осуществляется среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годовые оперативные планы и проекты.

Восьмой этап. Реализация планов.

Девятый этап. Контроль результатов, что является основой для осуществления обратной связи при формировании следующего стратегического плана.

 

 Стратегические  программы экономического развития.

Программирование представляет собой вид деятельности, связанный с выбором наиболее значимых проблем развития социально-экономических систем, требующих комплексного подхода к их решению и целевого выделения ресурсов.

Программирование –  система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Результатом программирования является формирование программ социально-экономического развития страны, региона, города.

Программа представляет собой комплекс мероприятий (заданий), направленных на реализацию наиболее значимых целей, скоординированных между собой и увязанных по исполнителям, срокам и ресурсам. Все рассматриваемые программы носят целевой характер.

Государственные программы, направленные на решение отдельных хозяйственных задач подразделяются на несколько видов.

  1. Программы развития транспортной сети.
  • Среднесрочные или долгосрочные программы по реконструкции или новому строительству железных дорог, строительство высокоскоростных магистралей. Часто такие программы носят международный характер.
  • Программы строительства и реконструкции автомобильных дорог (международные транспортные магистрали, сеть сельских асфальтированных дорог и т.д.)
  • Комплексные транспортные программы, часто международные по объектам и финансированию (программа соединения Японских островов туннелями и эстакадами)

2. Аграрные программы.

Государственные аграрные программы дважды в год обсуждаются  в парламентах (один раз – проект, второй раз – отчет). Средства по аграрным программам включают кредиты, субсидии, прямое финансирование и идут на землеустройство, приобретение земли, покупку сельскохозяйственных машин, горючего, удобрений.

  1. Региональные программы.

Основная цель региональных программ – улучшить социально-экономическое состояние регионов или оказать помощь в развитии отраслей и предприятий, расположенных на территории регионов.

  1. Чрезвычайные программы разрабатывают и осуществляют во время возникновения критических ситуаций (стихийные бедствия, угроза взрыва социального недовольства, голод и др.). Такие программы являются краткосрочными и выполняются посредством административного регулирования.

Рабочим документом, используемым Правительством РФ в процессе регулирования социально-экономического развития, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В ее основу кладутся положения, содержащиеся в послании Президента РФ. Программа должна состоять из следующих десяти разделов:

I.    Итоги социально-экономического  развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации.

II. Концепция программы  социально-экономического развития  Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

III.   Макроэкономическая  политика.

IV.   Институциональные преобразования.

V.     Инвестиционная  и структурная политика.

VI.    Аграрная  политика.

VII.   Экологическая  политика.

VIII. Социальная политика.

IX.    Региональная  экономическая политика.

  1. Внешнеэкономическая политика.

Для решения задач  стратегического характера, касающихся отдельных экономических и социальных проблем развития российского общества, рабочие органы Правительства РФ – Минэкономики с участием заинтересованных ведомств и субъектов Федерации, разрабатывают Федеральные целевые программы.

Каждая такая программа имеет свой паспорт, в котором находят отражение следующие реквизиты:

  1. Наименование программы.
  2. Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного документа).
  3. Государственный заказчик, директор программы.
  4. Основные разработчики программы.
  5. Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели.
  6. Сроки реализации программы (подпрограмм).
  7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий.
  8. Исполнители подпрограмм и основных мероприятий.
  9. Объемы и источники финансирования.
  10. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
  11. Система организации контроля за исполнением программы.

В любой Федеральной  целевой программе описываются: содержание проблемы и необходимость  ее решения на основе использования  программно-целевого подхода; цели и задачи программы, основные пути решения поставленных программой задач; источники и объемы финансирования программы; механизм реализации программы; оценка эффективности программы; организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.

 

Организация стратегического  планирования   на                                                        макроуровне в Российской Федерации.

Непременным условием эффективного регулирования и стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих практическую деятельность в указанных сферах. Такая система органов в настоящее время создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Законодательные органы власти Российской Федерации, представленные Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет – ядро общегосударственной системы планирования.

Исполнительный орган  власти – правительство РФ, в  лице своих рабочих органов, осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. В систему рабочих органов Правительства РФ, принимающих непосредственное участие в регулировании экономики и плановой работе относятся прежде всего:

А) Министерства РФ: экономики, финансов, науки и технологий, природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, труда и социального развития, общего и профессионального образования, транспорта.

Б) Государственные комитеты РФ: по связи и информатизации; жилищной и строительной политике; по государственным резервам; по охране окружающей среды; стандартизации и сертификации и др.

Прогнозные и плановые документы разрабатываются и  утверждаются в два этапа:

Первый этап.

Министерство экономики  РФ при участии других федеральных  органов исполнительной власти с учетом ежегодного послания президента РФ Федеральному Собранию РФ разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны. Сценарные условия включают: целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, оценку основных экономических показателей социально-экономического развития.

Министерство финансов совместно с Министерством экономики  РФ и Центральным Банком РФ представляют предложения по направлениям бюджетной политики в Правительство РФ.

После одобрения сценарных  условий и направлений бюджетной  политики Правительством РФ – Министерство экономики РФ доводит их до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Второй этап.

Федеральные Министерства и ведомства подготавливают свои предложения с учетом отраслевых особенностей, которые использует Министерство экономики РФ при разработке прогнозных и плановых документов.

Министерство финансов РФ обеспечивает:

  • составление органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ на финансирование из федерального бюджета;
  • заявок на финансирование федеральных целевых программ;
  • поставок продукции для федеральных государственных нужд;
  • расчетов предельных объемов бюджетного финансирования отраслей экономики и регионов с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»