Курс лекций по "Экономике торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Экономике торговли"

Файлы: 1 файл

Экономика торговли часть2.doc

— 760.50 Кб (Скачать файл)

 
 

 

    

    Раздел  VII. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия 

  1. Понятие и тенденции международного разделения труда (МРТ)
 

    МРТ представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определённых видов товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой.

    По  мере экономического развития и углубления специализации стало невозможным  выпускать продукцию постоянно расширяющейся номенклатуры в рамках отдельных стран. Тенденция к расширению международного обмена товарами сталкивается с противоположной тенденцией к автаркии, т.е. экономической самообеспеченности одной страны или группы стран.

    В результате развития МРТ сложился мировой рынок, т.е. совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом международными экономическими отношениями.

    Мировой рынок зародился в 16 веке, в период великих географических открытий и  способствовал возникновению и развитию крупного промышленного производства.

    Чем выше экономический уровень развития страны, тем активней и многообразней  формы её внешнеэкономической деятельности.  

    2. Формы ВЭД предприятия 

    ВЭД предприятия (организации) – это  деятельность, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий и услуг через государственную границу. В настоящее время  основной формой ВЭД предприятий России является внешнеторговая деятельность. По действующему законодательству в России практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок.

    ВЭД осуществляется в двух направлениях:

  • импорт, т.е. ввоз в страну товаров, капиталов и услуг;
  • экспорт, т.е. вывоз из страны товаров, капиталов и услуг.

    Цели импорта:

  1. расширение производства и увеличение прибыли за счёт захвата новых внутренних рынков;
  2. модернизация и расширение МТБ предприятия за счёт закупки высококачественного и производительного импортного оборудования;
  3. обогащение ассортимента национального потребительского рынка.

    Цели экспорта:

  1. расширение производства и прибыли за счёт захвата новых внешних рынков;
  2. повышение технического уровня производства;
  3. увеличение валютных ресурсов предприятия.
 

    3. Внешнеторговый контракт 

    Для оформления внешнеэкономической сделки составляется внешнеторговый контракт – это документ, в котором наиболее полно отражены условия договора купли-продажи между импортёром (покупателем) и экспортёром (продавцом). Внешнеторговый контракт предусматривает обязательства одной стороны (экспортёра) передать товар в собственность другой стороне (импортёру), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену.

    Внешнеторговый  контракт включает несколько разделов, каждый из которых согласовывается  между продавцом и покупателем  в ходе переговоров. Текст контракта начинается с преамбулы, где указываются дата и место подписания контракта, полное юридическое наименование сторон.

    Раздел  I. Предмет контракта.

    Раздел  II. Качество товара.

    Раздел III. Цена и общая сумма контракта.

    Раздел IV. Срок поставки.

    Раздел  V. Условия платежа (валюта, место, срок и способ платежа).

    Раздел  VI. Сдача-приёмка (место, сроки сдачи-приёмки, проверка количества и качества товара).

    Раздел  VII. Упаковка и маркировка товара.

    Раздел  VIII. Санкции (за недобросовестное выполнение условий контракта).

    Раздел IХ. Арбитраж (определяется порядок  разрешения споров при исполнении контракта  между сторонами).

    Раздел  Х. Форс-мажор. (Форс-мажор – это обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению контракта, которые невозможно было предвидеть в момент подписания договора )стихийные бедствия, войны, блокады, забастовки, эпидемии и др.)

    Раздел  ХI. Прочие условия.

    Раздел  ХII. Юридические адреса сторон. 

    4. Основные виды внешнеэкономической стратегии государства 

    До  проведения предприятием внешнеторговой операции необходимо оценить внешнеэкономическую политику государства-экспортёра и государства-импортёра с точки зрения соответствия этой политики интересам фирмы. В зависимости от того, стимулирует или ограничивает государство ввоз или вывоз товара, выделяют четыре вида внешнеэкономической стратегии:

  1. стратегия изоляции – это исключение государства из мирохозяйственных связей. Эта политика проводится лишь из политических и идеологических соображений и экономически не оправдана;
  2. протекционизм – это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Она характеризуется ограничением ввоза товаров из-за рубежа. Эта политика применяется, когда отечественная продукция является неконкурентоспособной;
  3. фритредерство (свободная торговля) характеризуется уменьшением до минимума ограничений во внешней торговле. Применяется правительствами тех стран, которые не опасаются конкурентных преимуществ импортируемых товаров;
  4. политика наполнения дефицитного рынка характеризуется неограниченным ввозом товаров из-за рубежа. Применяется в случае большого дефицита национального потребительского рынка.
 

    5. Валютная система 

    Внешнеэкономическая деятельность предприятия ориентируется  на мировые цены. Мировая цена –  это денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Она выражается в СКВ.

    Существует  два определения валюты:

    1 –  это денежная единица данной  страны (национальная валюта);

    2 –  это денежные знаки иностранных  государств и иные платёжные  средства, используемые в международных расчётах.

    В зависимости от степени конвертируемости, т.е. возможности обмена на др. денежные знаки, различают следующие виды валют:

    Свободно-конвертируемая валюта (СКВ) – национальная денежная единица, которая свободно и неограниченно обменивается на др. иностранные валюты по любым видам операций (торговым, неторговым и банковским).

    По  степени конвертируемости валюты можно  расположить следующим образом:

  • люксембургский франк;
  • доллар США;
  • английский фунт стерлингов;
  • ЕВРО;
  • швейцарский франк;
  • японская иена.

    Частично-конвертируемая валюта (ЧКВ) – это валюты, которые  обмениваются лишь на некоторые иностранные  валюты и существуют ограничения  или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным  видам операций или для различных субъектов валютных сделок.

    Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ) – национальная валюта, которая функционирует в  пределах только одной страны и не обменивается ни на какие иностранные  валюты.

    Т.к. валюта является объектом купли-продажи, необходимо выработать соотношение обмена двух денежных единиц, т.е. валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой.

    Валютный  курс может быть фиксированным и плавающим.

    Фиксированный предполагает обмен одной валюты на другую на основе «золотого паритета», т.е. равенства.

    Плавающий устанавливается в зависимости от спроса и предложения на валюту. 

  Ý курса национальной валюты ß курса национальной валюты
Выгодно Импортёру товаров

Экспортёру  капиталов

Экспортёру  товаров

Импортёру капиталов

Невыгодно Экспортёру  товаров

Импортёру капиталов

Импортёру товаров

Экспортёру  капиталов


 
  1. Методы  государственного регулирования  ВЭД
 

    Механизм  регулирования ВЭД разработан в  соответствии с Законом РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД.

    Таможенно-тарифные и нетарифные методы направлены на регулирование операций по импорту и экспорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России.

    Тарифное  и нетарифное регулирование ВЭД  определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного  оформления:

    • счёт – фактура, в которой указываются перечень экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;
    • паспорт сделки экспортёра (импортёра), оформляемый в уполномоченных банках;
    • сертификат соответствия ГОСТу РФ (для товаров, требующих подтверждение безопасности);
    • лицензии на лицензируемые товары.

      Основным  таможенно-тарифным методом регулирования ВЭД является установление таможенных тарифов, которые представляют собой систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну и вывозимые из неё товары.

      Таможенные  пошлины выполняют следующие функции:

    1. Фискальную, т.е. обеспечивают пополнение доходной части бюджета;

    2.  Защитную – предохраняют национальную экономику от чрезмерной конкуренции.

    3.  Регулирующую – оказывают влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.

      В РФ используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах  мира экспортный тариф не применяется. Экспортный тариф в России был  введён 1.01.1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между  внутренними и мировыми ценами на ряд товаров6 газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

      Импортный таможенный тариф РФ предусматривает  три уровня ставок таможенных пошлин:

      • базовый – для товаров, происходящих из стран, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);
      • максимальный – для товаров, происходящих из стран, в которых не используется РНБ (например, Эстония), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки выше базовых;
      • минимальный – для товаров из развивающихся стран (Бразилия, Албания, Турция, Вьетнам и др. – всего 130 стран). Эти ставки меньше базовых.

     Кроме того, на территорию РФ осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. – всего 47 стран и из стран СНГ – участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).

     К основным нетарифным методам регулирования  ВЭД относятся лицензирование и  квотирование.

     Лицензирование предусматривает использование специальных разрешений – лицензий на ввоз и вывоз ряда товаров. Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год).

     Квотирование  – это ограничение импорта (экспорта) товаров, вводимое как защитная мера во избежание экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству отдельных товаров. 

Информация о работе Курс лекций по "Экономике торговли"