Курс лекций по "Экономике торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Экономике торговли"

Файлы: 1 файл

Экономика торговли часть2.doc

— 760.50 Кб (Скачать файл)

     Задание 7. Рассчитайте абсолютную сумму и уровень валового дохода для розничного торгового предприятия. Годовой объём ОРТ (без НДС) – 12000 тыс. руб. Уровень ИО – 12% к обороту. Необходимая прибыль – 25% к обороту. 

     Задание 8. Рассчитать прибыль от продаж, балансовую и чистую прибыль торгового предприятия на основе следующих данных, тыс. руб.:

    1. Выручка от продажи товаров без НДС (выручка нетто) – 12000;
    2. Покупная стоимость товаров без НДС – 9500;
    3. Издержки обращения – 1800;
    4. Проценты к уплате – 60;
    5. Проценты к получению – 50;
    6. Доходы от участия в других организациях – 40;
    7. Доходы от продажи имущества – 100;
    8. Доходы от сдачи торговых площадей в аренду – 80;
    9. Штрафы полученные – 13;
    10. Штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий договора – 6;
    11. Налог на прибыль – 24% от суммы балансовой прибыли.
 

     Задание 9. Рассчитайте сумму прибыли от продажи мясной продукции по магазину, если ОРТ по данной товарной группе составил в отчётном году с учётом НДС (10%) – 4025 тыс. руб., уровень реализованных торговых надбавок – 20%, ИО – 400 тыс. руб. 

     Задание 10. Сделайте прогноз суммы прибыли от продаж и рентабельности продаж по предприятию торговли на основе следующих данных.

     В отчётном году валовой доход составил 22,2% к обороту, ИО – 14,5% к обороту, а ОРТ (без НДС) – 23500 тыс. руб.

     В планируемом периоде предполагается увеличить оборот на 5,2%,  уровень  валового доход – на 1,3%, а сумму  ИО предполагается сократить на 0,5%. 

     Задание 11. Рассчитайте сумму прибыли и рентабельность продаж по торговому предприятию на планируемый год на основе следующих данных.

     В планируемом году предстоит направить  средства:

      • на развитие МТБ – 139 тыс. руб.;
      • на погашение кредита – 60 тыс. руб.;
      • на пополнение собственных оборотных средств – 104 тыс. руб.;
      • на социальное развитие коллектива – 45 тыс. руб.;
      • на прочие нужды – 16 тыс. руб.

      План ОРТ  – 18730 тыс. руб. Налоги и другие обязательные платежи от прибыли – 24%.

     Задание 12. Рассчитайте сумму прибыли и рентабельность продаж по торговому предприятию на основе следующих данных:

     1. ОРТ (с НДС) – 23500 тыс. руб.

     2.  Средний размер торговой надбавки  – 25% .

     3.  НДС – 18%;

     4.  Уровень ИО – 14% к обороту.

     Какова  чистая прибыль предприятия, если налог на прибыль – 24%, налог на имущество – 2% от среднегодовой стоимости имущества, другие налоги и отчисления от прибыли составляют в сумме 4,2 тыс. руб.?

     Стоимость имущества, облагаемая налогом на начало года – 7251 тыс. руб., а на конец года – 7425 тыс. руб. 
Раздел V. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
 

Тема 1. Технология планирования 

     1. Принципы, методы  и этапы планирования 

      Планирование – это непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации товарного обращения.

      Планирование  позволяет:

  • предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
  • избежать риска банкротства;
  • увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями;
  • повышать эффективность торгово-технологического процесса и улучшать финансовое состояние предприятия;
  • выявляет сильные и слабые стороны предприятия.

     Планирование  на государственном уровне носит  индикативный, т.е. рекомендательный характер

      Планирование  и прогнозирование строятся на научных  методах и принципах. Принципы –  теоретические положения, которыми необходимо руководствоваться в процессе планирования:

  1. принцип непрерывности предусматривает внесение уточнений в рассматриваемый план и его корректировку с учётом изменившихся обстоятельств;
  2. принцип участия(координации) означает, что каждое подразделение предприятия создаёт свои планы, которые затем согласовываются между собой. Существует два способа планирования: снизу-вверх и сверху-вниз;
  3. принцип научности означает, что при разработке планов должны использоваться маркетинговые исследования, анализ деятельности конкурентов, современные способы обработки информации на базе ЭВТ, экономико-математические модели и методы, а также передовой опыт отечественных и зарубежных предприятия;
  4. принцип рациональности предусматривает наиболее эффективное использование всех ресурсов и получение максимальной прибыли;
  5. принцип ведущих звеньев означает, что на предприятии необходимо выбирать основные мероприятия, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь.

      Планирование на предприятии осуществляется с помощью следующих методов, т.е. приёмов и способов:

  1. балансовый – обеспечивает пропорции между потребностями и необходимыми ресурсами. При использовании данного метода формируются следующие виды балансов:
  • материальные (топлива, оборудования и т.п.);
  • трудовые (рабочего времени, движения рабочей силы);
  • финансовые (баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план).
  1. нормативный заключается в использовании научно-обоснованных норм и нормативов:
  • норм затрат живого труда;
  • норм выработки;
  • норм материальных затрат;
  • нормативов использования машин и оборудования;
  • нормативов запасов товаров, материалов, топлива.
  1. экономико-математический состоит в нахождении количественного выражения связи между показателями и факторами, их определяющими, и последующим распространением (экстраполированием) этих зависимостей на плановый период.

     Процесс планирования осуществляется по следующим  этапам:

      1. Определение целей и задач развития предприятия.
      2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия, представляющий собой систему приёмов и методов изучения причинно-следственных связей экономических явлений и процессов.
      3. Прогнозирование возможных вариантов увязки ресурсов с потребностями фирмы.
      4. Разработка окончательного плана.
      5. Контроль за выполнением плана и его корректировка.
 

      2. Система  планов  торгового предприятия 

    Система  планов торгового предприятия включает следующие виды планов, разделяющиеся на группы в зависимости от определённых признаков:

      I. По уровню управления:

     - общефирменные планы (в целом по предприятию);

     - планы структурных подразделений  (филиалов, секций, отделов);

     - планы работы функциональных  служб (финансового, коммерческого,  маркетингового и др. отделов);

     II. По длительности планового периода:

     - стратегические планы (от пяти лет);

     - среднесрочные планы (от двух  до пяти лет);

     - текущие планы (на год);

     - оперативные планы, детализирующие  текущие планы по кварталам,  месяцам, декадам.

     III. По функционально-целевому назначению:

     - план торговой деятельности;

     - финансовый план;

     - коммерческий план, связанный с  товароснабжением;

     - план социального развития предприятия;

    - инвестиционный  план определяет наиболее выгодные  направления долгосрочных финансовых  вложений;

    - бизнес-план  применяется при создании нового  предприятия или смене вида деятельности с целью получения кредита и успешного выхода на рынок. 

    3. Основные показатели  текущего плана 

     Текущее планирование является основным видом  планирования и служит основой оперативно-хозяйственного управления торговым предприятием. Комплексные годовые планы текущей деятельности включают следующие разделы:

      1.    План ОРТ (общий объём, ассортиментная структура, расчёт ТЗ, объём поступления товаров на предприятие).

      2.   План дохода от основной и других видов деятельности.

    1. План ИО, включая показатели по труду и заработной плате.
    2. План прибыли.
    3. Финансовый план.
    4. План развития МТБ.
    5. План социального развития предприятия.

     Показатели  текущих планов по своему содержанию делятся на количественные (объём ОРТ, численность работающих, величина основного и оборотного капитала, занимаемая площадь, размер прибыли и ФОТ и др.) и качественные (рентабельность, УВД, УИО, ПТ, ТО, F , коэффициенты, характеризующие уровень платёжеспособности, финансовой устойчивости и др.).

     В зависимости от форм выражения показатели подразделяются на абсолютные и относительные. 
 

 

Тема 2. Планирование ОРТ 

     2.1. Планирование ОРТ  по общему объёму 

     При планировании общего объёма ОРТ используются следующие методы:

      • опытно-статистический;
      • экономико-статистический;
      • экономико-математическое моделирование;
      • комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

      При применении  любого из методов сначала  определяется ожидаемый ОРТ, т.к. в  момент составления плана ещё  нет фактических данных об ОРТ  за отчётный, предплановый период.

     Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объём ОРТ исходя из сопоставимого объёма ОРТ за текущий год и среднегодового темпа изменения ОРТ за несколько лет, предшествующих планируемому году.

     

     При применении экономико-статистического метода основываются на сглаживании данных о темпах прироста ОРТ за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится методом скользящей средней для трёх близлежащих лет.

      Расчёт  скользящих средних состоит в  определении средних величин  из трёх уровней ряда с отбрасыванием  при вычислении каждой новой скользящей средней одного уровня слева и  присоединением одного уровня справа.

 

     

 и т.д.

     Среднегодовое изменение ОРТ  определяют по формуле 

, где

Кn – последний показатель в ряду выравненных средних;

К1 – первый показатель в ряду выравненных средних.

n – количество показателей выравненного ряда средних.

      Значение  прироста ОРТ на планируемый год определяется по формуле:

       

     

     Метод экономико-математического  моделирования предполагает использование трендовой модели. Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой. Самым объективным является подход, основанный на графическом анализе ОРТ.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике торговли"