Курс лекций по "Экономике торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Экономике торговли"

Файлы: 1 файл

Экономика торговли часть2.doc

— 760.50 Кб (Скачать файл)

 
 

      Задание 2

      Определите  уровень ТЗ на начало и конец периода, скорость обращения товаров, фактическую оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, и её отклонение от показателей прошлого года, а также сумму высвобожденных или «замороженных» средств, вложенных в товарные запасы, на основе следующих данных:

    1. ОРТ за отчётный год – 7500 тыс. руб.
    2. Товарные запасы (тыс. руб.):

      На 1.01. отчётного года – 505;

      На 1.04. отчётного года – 510;

      На 1.07. отчётного года – 520;

      На 1.10. отчётного года – 550;

      На 1.01. следующего года - 535.

    1. Фактическая оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, за прошлый год – 22 дня.
 
 

      Задание 3

      Выясните товарооборачиваемость в днях по плану и фактическую, её ускорение или замедление, сумму высвобожденных или «замороженных» средств, вложенных в товарные запасы.

      Исходные  данные:

      Тыс. руб.

План Факт
ОРТгод Средний запас товаров ОРТгод Средний запас  товаров
3600 640 3645 567

 

      Задание 4

      Дать  оценку состояния ТЗ на конец квартала, сравнить с нормативом и сделать  вывод.

      ОРТ за квартал – 2446,0 тыс. руб.

      ТЗ  на конец квартала – 1120,5 тыс. руб.

      Норма запасов – 37 дней. 
 
 
 
 

      Задание 5

      Определить  фактические запасы на конец квартала, их отклонение от нормы в днях и  в сумме. Рассчитать товарооборачиваемость  и скорость обращения товаров. Сделать  выводы.

      ОРТ магазина за квартал – 1496,0 тыс. руб.

      Поступление товаров за квартал – 1532,0 тыс. руб.

      Запасы  товаров на начало квартала – 446,7 тыс. руб.

      Норма товарных запасов – 31 день. 

      Задание 6

      Определить  объём ОРТ за II квартал на основе следующей информации:

      в I квартале товарооборачиваемость составила 23 дня; во II квартале средства, вложенные в товарные запасы, составят 950,0 тыс. руб.; оборачиваемость средств в товарах предполагается ускорить на 4 дня.

 

      Тема 3. Издержки обращения  торгового предприятия 

       
    1. Понятие, экономическая сущность и классификация  ИО
 

      Деятельность любого предприятия связана с определёнными затратами (издержками), которые отражают все фактические расходы на ведение текущей уставной деятельности в течение расчётного периода. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности.

     Все затраты предприятия можно разделить на явные, полностью отражаемые в бухгалтерском учёте и принимающими форму денежных платежей за пользование ресурсами, поступающими со стороны; и неявные (имплицитные) – это альтернативные издержки использования в лучшем варианте ресурсов, принадлежащих владельцам предприятия.

     В состав совокупных бухгалтерских затрат торгового предприятия включаются:

    -  затраты  на закупку товаров. При   этом средства, израсходованные  на закупку товаров, не затрачиваются  окончательно, а авансируются  и постоянно находятся в обороте. Они возмещаются за счёт собственных оборотных средств предприятия и краткосрочных кредитов банка;

    - финансовые  затраты, осуществляемые за счёт  прибыли предприятия (уплата штрафов,  пени, кредитов сверх ставки рефинансировании, убытки, произошедшие по случайным причинам); 

     - капитальные затраты;

     - текущие затраты по организации  процесса товарного обращения; 

     ИО  – это составная  часть текущих  затрат; или выраженные в денежной форме  затраты (расходы) торгового  предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю.

     Затраты, включаемые в состав ИО классифицируются по следующим признакам.

      1. По экономическим элементам:

         Согласно  гл. 25 НК РФ расходы предприятия в  зависимости от их характера, условий  осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией включают в себя:

    - материальные затраты (стоимость топлива и энергии всех видов, плата за воду, стоимость упаковочного материала, потери от недостачи материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли);

    - затраты на оплату труда (ФОТ, отнесённый на ИО);

    - отчисления на социальные нужды (ЕСН=35,6%);

    - амортизация основных фондов (износ по собственным и арендованным основным фондам);

    - прочие затраты  (затраты на оплату %% за кредит в рамках ставки рефинансирования, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку кадров и т.п.).

      1. По экономической природе:

    - чистые издержки – это расходы, связанные с доведением товаров до потребителя путём купли-продажи и смены форм стоимости (расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.);

    - дополнительные издержки – это затраты торгового предприятия, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения (расходы на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, подсортировку и упаковку товаров).

      1. По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы:

    - прямые ИО – это затраты, которые в полном объёме могут быть отнесены на ту или иную товарную группу;

    - косвенные ИО –  это затраты, которые невозможно без предварительных расчётов распределить между товарными группами. Их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (чаще всего – заработной плате торгово-оперативных работников, а также пропорционально торговой площади, объёму ОРТ и т.п.). К ним относятся заработная плата АУП, расходы на содержание здания торгового предприятия (коммунальные услуги, ремонт, амортизация здания), транспортные расходы и т.д.  
     

      1. По степени зависимости от изменения объёма ОРТ:

    - условно-постоянные  ИО – это затраты торгового предприятия, абсолютная сумма которых остаётся постоянной при изменении объёма ОРТ. Они существуют даже тогда, когда предприятие не работает. К ним относятся расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря; амортизация основных средств, расходы на оплату труда АУП с отчислениями на социальные нужды; часть прочих расходов. Эти издержки являются постоянными только в коротком периоде деятельности. Они не зависят от объёма реализации только до тех пор, пока не требуется увеличение производственных мощностей, численности персонала. Постоянные издержки, приходящиеся на единицу реализованной продукции (средние постоянные издержки), по мере роста ОРТ снижаются, что ведёт к общему сокращению ИО по предприятию;

    - условно-переменные ИО это затраты, величина которых находится в непосредственной зависимости от объёма ОРТ. К ним относятся: транспортные расходы, расходы на газ, топливо, электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подсортировку, упаковку товаров; расходы на рекламу; потери товаров и технологические отходы; расходы на тару; расходы на оплату труда торгово-оперативных работников с отчислениями на социальные нужды и некоторые виды прочих расходов. Среди условно-переменных расходов выделяют:

    • пропорционально-переменные, которые изменяются в том же темпе и в том же направлении, что и ОРТ;
    • прогрессивно-переменные изменяются более высокими темпами, чем ОРТ;
    • дегрессивно-переменные изменяются в меньшей степени, чем объём ОРТ.
 

    2. Номенклатура и  состав ИО по  видам затрат 

       Номенклатура  и состав расходов, включаемых в ИО торговых предприятий разработана в соответствии с классификацией по видам затрат для учёта, анализа и планирования и включает в себя 13 основных комплексных статей. (Соломатин А.Н., стр. 208-211; Николаева Т.И., стр. 186-188).

    1. Транспортные расходы.
    2. Расходы на оплату труда.
    3. Отчисления на социальные нужды.
    4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
    5. Амортизация.
    6. Расходы на ремонт основных средств.
    7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
    8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
    9. Расходы на рекламу.
    10. Затраты по оплате процентов за пользование кредитом в рамках ставки рефинансирования.
    11. Потери товаров и технологические отходы.
    12. Расходы на тару.
    13. Прочие расходы.
 

       3. Показатели эффективности  ИО 

       ИО  – один из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Экономия ИО способствует росту производительности труда и повышению уровня рентабельности.

       К показателям ИО относят:

       - абсолютная сумма  ИО;

       - уровень ИО (издержкоёмкость  реализации товаров);

       - издержкоотдача;

       - рентабельность ИО.

       1) Абсолютная сумма  ИО определяется путём суммирования расходов по всем статьям. Этот показатель характеризует, во что обходится конкретному предприятию продвижение товаров к покупателю. Абсолютная сумма ИО тесно связана и зависит от абсолютной суммы ОРТ.

       2) Уровень ИО (издержкоёмкость реализации товаров) характеризует сумму затрат, приходящуюся на 100 руб. ОРТ, или УВ ИО обращения в общем объёме ОРТ.

       3) Издержкоотдача  характеризует ОРТ, полученный на 100 руб. произведённых затрат.

        4) Рентабельность ИО характеризует сумму прибыли, полученную на 100 руб. произведённых затрат.

       5) Сумма относительной  экономии (-) или перерасхода  (+) ИО

 

      Величина  ИО зависит от внутренних и внешних  факторов:

         Внутренние факторы, зависящие от деятельности торговых организаций:

    • тип торгового предприятия;
    • местоположение;
    • товарная специализация и ассортиментная структура;
    • физико-химические свойства товаров;
    • сезонность производства и потребления ряда товаров;
    • состояние коммерческой деятельности и экономическое положение торгового предприятия;
    • соотношение собственного и заёмного капитала;
    • состояние МТБ торгового предприятия;
    • условия организации и оплаты труда работников;
    • товарооборачиваемость.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике торговли"