Курс лекций по "Экономике торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Экономике торговли"

Файлы: 1 файл

Экономика торговли часть2.doc

— 760.50 Кб (Скачать файл)

      Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия:

    • уровень тарифов на перевозки;
    • изменение %% за пользование банковским кредитом;
    • уровень розничных цен на товары;
    • изменение арендной платы.
 

      4. Основные направления  экономии затрат  на реализацию  товаров

     Режим экономии – это система форм и методов планомерного сокращения затрат материальных. трудовых и финансовых ресурсов.

     К мероприятиям, дающим наибольший эффект в экономии ИО относятся:

  1. повышение в составе ОРТ удельного веса мелкооптовой продажи товаров;
  2. увеличение в общем объёме реализации удельного веса продажи товаров с низким уровнем издержкоёмкости;
  3. обоснованное нормирование потребности в ТЗ;
  4. снижение удельного веса ТЗ с высоким периодом обращения в общей сумме ТЗ;
  5. обеспечение достаточной широты и высокой устойчивости ассортимента товаров;
  6. сокращение дальности перевозки товаров;
  7. использование прогрессивной технологии транспортирования и продажи товаров;
  8. рациональное использование МТБ торгового предприятия;
  9. выбор оптимального режима работы;
  10. обеспечение опережающего роста производительности труда над средней заработной платой, что ведёт к снижению уровня расходов на оплату труда.

 

      Задания для практической работы №8

     по  дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

     для специальности 0602

    Тема: Издержки обращения торгового предприятия 

      Задание 1. В прошлом году ОРТ предприятия торговли составил 3050 тыс. руб., уровень ИО – 18,9% к обороту, в том числе условно-переменные расходы – 10,5% к обороту.

      В отчётном году сумма условно-постоянных расходов возросла на 37,0 тыс. руб. в  связи с установкой нового оборудования, издержкоёмкость условно-переменных расходов снизилась на 1,5%, а ОРТ увеличился на 7,3%.

      Рассчитать  за отчётный период ОРТ, сумму и уровень  издержек обращения, сумму относительной  экономии или перерасхода затрат на реализацию продукции. 

     Задание 2.  Издержки обращения по магазину в отчётном году сложились в сумме 2,4 млн. руб., что составляет 23% к обороту. В составе ИО условно-постоянные расходы занимают 26%. Определить сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов, а также размер ОРТ в отчётном году. 

     Задание 3. Данные анализа ИО за последние годы показали, что с ростом ОРТ на 1% ИО увеличиваются на 0,86%  (это означает, что коэффициент эластичности суммы ИО от ОРТ составляет 0,86). Уровень ИО в отчётном году – 15,24% к обороту; ОРТ в отчётном году – 85,4 млн. руб. В планируемом периоде ОРТ предполагается увеличить на 7%.

     Определить  на планируемый год сумму и  уровень ИО. 

     Задание 4.

      Рассчитать  недостающие показатели, определить относительную экономию или перерасход расходов на продажу по торговому предприятию в целом. Сформулировать вывод.

     Показатели      Прошлый год      Отчётный  год
     Сумма, тыс. руб.      В % к ОРТ      Сумма, тыс. руб.      В % к ОРТ
     Переменные  расходы      5248,1                    14,8
     Постоянные  расходы                            
     Итого расходов на продажу             24,3             24,8
     ОРТ      36700             37605       

 

     Задание 5. Рассчитать на планируемый год сумму и уровень ИО по статье «Расходы на транспортировку товаров» для розничного торгового предприятия, считая эти расходы пропорционально-переменными.

     В отчётном году ИО по указанной статье составили 491,5 тыс. руб., фактический ОРТ за отчётный год – 16750 тыс. руб. В планируемом году ОРТ возрастёт на 3%, а транспортные тарифы повысятся на 15%. 

     Задание 6. Определить сумму и уровень расходов по статье «Затраты по оплате процентов за пользование займом», если ОРТ в отчётном периоде – 89180 тыс. руб. Среднегодовая сумма собственных оборотных средств в оплате товаров – 4760 тыс. руб. Собственные средства в оплате товаров составляют 70%. Остальные средства будут сформированы за счёт банковского кредита. Ставка за пользование кредитом – 17% годовых.

 

     Задание 7. Рассчитайте для торгового предприятия сумму и уровень расходов по статье «Затраты по оплате процентов за пользование кредитом» за отчётный год.

     ОРТ в отчётном периоде составил 35420 тыс. руб., торговая надбавка – 23,5%, а оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы – 30 дней.

     Доля  собственных средств в оплате товаров – 58%. За пользование кредитом банк взимает 18% годовых. 
 

      Задание 8. В двух магазинах проанализировать выполнение плана расходов на продажу. Дать оценку работы предприятий, сделать выводы. В ходе анализа вычислить все показатели расходов: уровень расходов на продажу, размеры и темпы изменения уровня, а также сумму относительной экономии или перерасхода.

     Показатели      Магазин 1      Магазин 2
     План      Факт      План      Факт
     ОРТ, тыс. руб.      12650      13015      1240      1215
     Уровень расходов на продажу, %  
     24,5
               
     12,2
     Сумма расходов на продажу, тыс. руб.  
      
 
     3155
 
     128
      

 
 

     Задание 9. Рассчитайте сумму и уровень расходов на освещение по магазину на основе следующих данных:

    1. ОРТ – 42130 тыс. руб.
    2. Площадь:
    • торгового зала – 250 кв. м;
    • подсобных помещений – 80 кв.м;
    1. Норма освещения на 1 кв. м площади:
    • торгового зала – 0,20 кВт;
    • подсобных помещений – 0,01 кВт.
    1. Количество часов освещения в день – 8.
    1. Стоимость 1 кВт/час – 0,90 руб.

      Предприятие работает без выходных.

 

    

Тема 4. Цена и ценообразование  в рыночной экономике 

     1.Понятие  цены и её функции  в рыночной экономике 

     Цена  товара – денежное выражение его стоимости или сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать. Нижний предел цены устанавливает производитель – это себестоимость изготовления товара. Верхний предел цены ограничен доходами покупателей. По Маршаллу, равновесная цена – та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар, и та максимальная цена, по которой покупатель готов купить его.

     Цены  отдельных товаров могут значительно  отклоняться от стоимости этих товаров  под воздействием следующих рыночных факторов:

  • колебание спроса и предложения;
  • потребительские свойства товаров и их качество;
  • наличие товаров-заменителей;
  • инфляция;
  • конкуренция;
  • государственное регулирование цен.

    В рыночной экономике  цена выполняет четыре функции:

  1. Информационная функция, состоит в том, что цена дает информацию о стоимости товаров и отражает затраты трудовых и материальных ресурсов.
  2. Стимулирующая функция состоит в том, что стимулирует наиболее экономичные способы производства.
  3. Распределительная функция состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода. Эта функция реализуется через включение в цену косвенных налогов (НДС, акциз, таможенные пошлины).
  4. Балансирующая функция состоит в установлении соответствия между спросом и предложением, между производством и потреблением.
 

     2. Виды цен в рыночной экономике 

     Система цен в рыночной экономике характеризуется  взаимоотношением различных их видов. Цены, действующие в рыночной экономике  любой страны, классифицируются по следующим основным признакам:

     I. По характеру обслуживаемого  оборота:

    1. отпускные (оптовые)– цены на продукцию промышленных предприятий, по которым они реализуют её другим предприятиям, сбытовым организациям или др. посредникам, а также, в некоторых случаях, непосредственно потребителям;
    2. закупочные – цены, по которым перерабатывающие предприятия закупают продукцию у с/х производителей для последующей переработки;
    3. розничные – цены, по которым товары реализуются через розничную торговую сеть непосредственно потребителю;
    4. цены на строительную продукцию включают сметную стоимость объекта;
    5. тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
    6. тарифы на коммунальные, бытовые и социальные услуги;
    7. мировые – цены, применяемые в международных расчётах; это цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они рассчитываются в СКВ.

    II. В зависимости  от сферы регулирования: 

    1. свободные – цены, устанавливаемые только под воздействием спроса и предложения;
    2. договорно-контрактные – цены, которые устанавливаются в результате соглашения между продавцом и покупателем и действуют только в рамках одного контракта и не могут изменяться в течение этого времени;
    3. монопольные – цены на продукцию предприятий монополистов; они могут быть как монопольно высокие, так и монопольно низкие;
    4. демпинговые цены – это цены внешнего рынка, которые выступают как средство конкурентной борьбы. Они устанавливаются ниже цен на внутреннем рынке и часто ниже себестоимости;
    5. государственные цены устанавливаются государством. Система государственных цен состоит из фиксированных и регулируемых государством цен. В случае фиксированных цен цены жёстко регламентируются правительством, а в случае регулируемых цен правительство устанавливает только их предельный уровень. Все государственные цены в зависимости от территории действия подразделяются на единые (федеральные) и региональные.    

    Единые устанавливаются и регулируются федеральными органами власти. К ним относятся тарифы на природный газ, топливо, электроэнергию, направленные на производственные цели; тарифы на перевозки грузов, пассажиров и почты ж/д транспортом (кроме пригородных электропоездов); цены на продукцию ядерно-топливного комплекса и ВПК, цены на драгоценные металлы и сплавы.

    Региональные  устанавливаются местными органами власти и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных регионов. К ним относятся тарифы на газ, электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, отпускаемые населению; плата за жильё; тарифы на услуги пассажирского транспорта местного значения, включая перевозки пассажиров поездами пригородного сообщения.

   III. В зависимости  от метода включения  транспортных расходов  в цену товара (франкирование):

    1. франко-склад поставщика – означает, что расходы по транспортировке груза полностью оплачивает покупатель;
    2. франко-станция отправления – означает, что предприятие-изготовитель включает в цену продукции транспортные расходы до станции отправления;
    3. франко-вагон станция отправления (расходы по погрузке в вагон на станции отправления);
    4. франко-вагон станция назначения (расходы по транспортировке до станции назначения);
    5. франко-станция назначения (расходы по выгрузке продукции из вагона на станции назначения);
    6. франко-склад покупателя – означает, что предприятие-изготовитель все транспортные расходы включает в цену товара.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике торговли"