Курс лекций по "Экономике торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Экономике торговли"

Файлы: 1 файл

Экономика торговли часть2.doc

— 760.50 Кб (Скачать файл)

   IV. В зависимости  от воздействия  инфляции:

    1. текущие или фактические, т.е. действующие в отчётном году;
    2. сопоставимые, т.е. цены, скорректированные на уровень инфляции.
 

   3. Структура розничной  цены 

      Ценообразование – это комплексный процесс  установления цены, включающий следующие  этапы:

      • определение издержек производства;
      • постановка задач ценообразования;
      • определение спроса;
      • анализ цен на товары у конкурентов;
      • выбор метода ценообразования. Ценовая стратегия включает описание методики установления цены и расчёт ожидаемого уровня рентабельности, позволяющего проникнуть на рынок, сохранить и увеличить долю рынка в условиях конкуренции, получить достаточную прибыль.

        Методика  определения цены: «лидер» - политика мощных фирм – монополистов; «следование в фарватере» - для мелких фирм, которые принимают политику крупных фирм; «атака» - завоевание лидирующих позиций на рынке за счёт резкого снижения себестоимости или ИО, либо путём внедрения новых технологий; «снятие сливок» - политика, используемая при введении на рынок нового товара (услуги); «внедрение» - политика внедрения товара, не представляющего ничего нового в техническом плане, которая проводится путём продажи сначала по очень низким ценам и затем постепенного их повышения;

    Расчёт розничной  цены начинается с определения отпускной  цены.

    Структурными  элементами отпускной  цены являются себестоимость, прибыль и косвенные  налоги.

      Основным  методом расчёта отпускной цены является т.н. затратный метод, или «издержки + прибыль», согласно которому отпускная цена рассчитывается по следующей формуле

 

      С – себестоимость изготовления продукции;

      П – необходимый для производителя  размер прибыли;

      Нкосв – косвенные налоги (НДС, акциз, таможенные пошлины).

      Себестоимость – база установления цены на продукцию и представляет собой издержки предприятия-изготовителя по производству и реализации продукции. Для определения цены изделия рассчитывается калькуляция себестоимости единицы продукции, представляющая собой совокупность следующих статей:

    1. сырьё и материалы за вычетом возвратных расходов;
    2. покупные изделия и п/ф;
    3. топливо и энергия на технологические цели;
    4. ЗП основных производственных рабочих;
    5. отчисления на социальные нужды;
    6. расходы на подготовку и освоение производства;
    7. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
    8. общепроизводственные расходы;
    9. общехозяйственные расходы;
    10. потери от брака;
    11. прочие производственные расходы;
    12. внепроизводственные (коммерческие) расходы.

      Акциз – это косвенный налог, устанавливаемый государством на отдельные виды высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства полученной сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством РФ. К ним в РФ относятся: спирт питьевой, коньяки и др. винно-водочные изделия, виноградные вина, шампанское, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных сортов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, бензин, ювелирные изделия, изделия из хрусталя, меха, кроме детского ассортимента. Ставка акциза может быть выражена в %% к стоимости товара (5 – 90%%), а может быть выражена в твёрдой сумме в рублях.

      НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров. Ставка НДС составляет 10% и 18% в зависимости от вида товара. Ставка в размере 10% установлена на продовольственные товары первой необходимости (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйцо, соль, сахар, муку, макароны, хлеб и х/б изделия и т.п.) и товары для детей (около 20 видов: обувь, одежда, канцелярские товары и т.п.). На все другие товары и услуги устанавливается ставка в размере 18%.

      В сфере реализации (в торговле) к  отпускной цене предприятия-производителя устанавливается надбавка, которая представляет собой плату за посредничество в доведении товара от производителя к покупателю. В зависимости от звеньев товародвижения выделяют следующие виды надбавок:

      1. Снабженческо-сбытовая  надбавка используются при реализации товаров через торгово-закупочные, заготовительные и снабженческо-сбытовые организации. Она включает в себя ИО и прибыль снабженческо-сбытовых организаций. Размер надбавки устанавливается организацией самостоятельно в %% к цене приобретения товара. На практике цены снабженческо-сбытовой организации называются ценой закупки, которая рассчитывается по следующей формуле

      2. Торговая надбавка  устанавливается торговой организацией самостоятельно исходя их конъюнктуры рынка, в процентах к ценам приобретения товара и включает в себя ИО торговой организации и прибыль. При помощи торговой надбавки формируется розничная цена товара, по которой товары реализуются населению через розничную торговую сеть. Торговая надбавка является основным источником валового дохода торгового предприятия.

     Задания для практической работы №9

     по  дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

     для специальности 0602

    Тема: Ценообразование на предприятиях торговли 

      Задание 1. Определить цену закупки снабженческо-сбытовой организации, если организация закупила у производителя товар по цене 12 рублей (с НДС); снабженческо-сбытовая надбавка составила 15% к цене приобретения. 

      Задание 2. Оптовая база закупила у изготовителя товар по цене 250 руб. за кг (без НДС). Снабженческо-сбытовая надбавка установлена самой базой в размере 25% к цене приобретения. Ставка НДС согласно законодательству – 18%. Определить цену закупки. 

      Задание 3. Предприятие розничной торговли приобрело товар непосредственно у производителя по цене 60 руб. (без НДС). Торговая надбавка установлена в размере 20% к цене приобретения. Ставка НДС в соответствии с законодательством РФ – 18%, ставка акциза – 55%. Какова розничная цена товара? 

      Задание 4. Торговое предприятие приобрело у посреднической организации товар, отпускная цена которого с учётом НДС составила 28,5 руб. Снабженческо–сбытовая надбавка – 30%, а торговая надбавка – 28%. Рассчитать розничную цену товара. 

      Задание 5. Розничная цена единицы товара составила 4000 руб., снабженческо-сбытовая надбавка – 15%, ставка акциза – 20%, торговая надбавка – 25%, ставка НДС – 18%. Определить, по какой цене товар был закуплен у производителя и долю отпускной цены в розничной цене. 

      Задание 6. Определить отпускную цену на товар, если себестоимость его выпуска – 600 руб. за единицу, приемлемая для производителя рентабельность – 20% к затратам, ставка акциза – 15%, ставка НДС – 18%. 

      Задание 7. Определить возможную рентабельность производства товара (R =П/С*100), если по условиям реализации он может успешно продаваться по розничной цене не выше 100 руб. за единицу. Обычная торговая надбавка – 15%, снабженческо-сбытовая надбавка – 10%, ставка НДС – 18%. Себестоимость изготовления товара – 50 руб.

       

      Задание 8. Издержки производства пива составляют 8,2 руб. за 1л. Норма прибыли для производителя – 14%. Производитель поставляет товар в магазин, который применяет торговую надбавку в размере 25%. Товар облагается акцизом по твёрдой ставке 72 коп. за 1 л. НДС – в соответствии с законодательством. Определить розничную цену кружки пива (0,5 л). 

      Задание 9. Определите размер посреднической надбавки в процентах к отпускной цене, если известно, что продукция реализуется в розничный магазин через оптового посредника по цене 18,7 руб. (с НДС) за единицу в количестве 120 шт. ИО оптового посредника составляют 328,8 руб. Прибыль посредника в процентах к ИО – 30%.  

      Задание 10. Фирма оказывает услуги по выполнению копировально-множительных работ. Копировально-множительная техника арендуется. Арендная плата за использование шести копировальных машин 7500 руб. в месяц. Плата за аренду помещения 5000 руб. в месяц. Затраты на заработную плату обслуживающего персонала 8500 руб. в месяц, прочие постоянные затраты – 500 руб. в месяц. Затраты на бумагу, красители и ремонт – 1,2 руб. в расчёте на копию. Планируемый объём работ в месяц – 50 тыс. копий. Каков будет процент прибыли, если цена одной копии не должна превышать 2,20 руб.? Ставка НДС – в соответствии с законодательством. 

     Тема 5. Валовой доход торгового предприятия 

    1. Сущность  и источники образования  валового дохода

     ВД  – показатель, характеризующий финансовый результата хозяйственной деятельности торгового предприятия и определяемый как превышение выручки от реализации товаров и услуг (без НДС)  над затратами по их приобретению за определённый период времени; разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

     ВД  от реализации создаётся за счёт торговых надбавок на реализуемую продукцию.

     ВД  как экономическая категория  представляет собой часть розничной цены на товар, которая предназначается для покрытия ИО и образования прибыли.

      Функции ВД:

    1. является источником образования прибыли;
    2. является источником возмещения издержек обращения;
    3. является источником пополнения собственных оборотных средств;
    4. ВД является источником поступления средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
 
    1. Показатели  валового дохода и  факторы на него влияющие
 

    ВД  исчисляется двумя основными  показателями: абсолютной суммой (в  рублях) и уровнем.

    1) абсолютная сумма – это сумма реализованных торговых надбавок

      

      ИО  – сумма издержек обращения торгового  предприятия;

      П – размер прибыли торгового предприятия.

    2) уровень ВД характеризует удельным весом ВД в общем объёме ОРТ; или сумму ВД, приходящуюся на 100 руб. ОРТ

      

                                                                                                                                                                         

      На  величину и уровень ВД оказывают  влияние внутренние и внешние  факторы:

      К внутренним, зависящим от деятельности предприятия, факторам относятся:

    • Объём и ассортиментная структура ОРТ. При увеличении ОРТ растёт сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса ВД.
    • Средний уровень торговой надбавки (ВД). В рыночных условиях торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству видов продукции и товаров. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объёме доходов (в случае низкой надбавки), а с другой – сохранить цены на конкурентно способном уровне (если надбавка достаточно высока);
    • Выбор поставщика и условия продажи товаров. Правильный выбор поставщика определяет цену поставки сырья и товаров, их качество, форму оплаты, гарантированную частоту и комплектность поставок, что обеспечивает стабильность и прибыльность работы предприятия торговли;
    • Количество и качество дополнительных услуг. Профиль предприятия и профессионализм руководства предопределяет количество и широту предоставления дополнительных услуг. Платные дополнительные услуги увеличивают сумму ВД, однако, косвенное влияние бесплатных консультаций, привлекающих покупателей, оказывается значительно весомее.

      К внешним, не зависящим от деятельности предприятия, факторам относятся:

    • политика государства в области регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских %% за пользование кредитом, арендных ставок, транспортных тарифов;
    • конкуренция на рынке потребительских товаров;
    • уровень закупочных цен на товары;
    • уровень доходов населения;
    • соотношение спроса и предложения;
    • территориальное положение и др.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике торговли"