Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, курс лекций
Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство». Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику. Принято считать, что экономика как наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».
Лекция 1. Введение в экономическую теорию.
4
Лекция 2. Общие проблемы экономической организации
общества.
11
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики.
17
Лекция 4. Теория спроса и предложения.
25
Лекция 5. Предприятие в рыночной экономике.
34
Лекция 6. Издержки производства и предложение.
Теория поведения фирмы в условиях рынка.
40
Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция.
48
Лекция 8. Рынки факторов производства и формирование
факторных доходов.
55
Лекция 9. Основные направления экономической деятельности
государства в рыночной экономике.
63
Лекция 10. Национальная экономика как целое.
67
Лекция 11. Экономический цикл, инфляция и безработица.
71
Лекция 12. Макроэкономическое равновесие.
77
Лекция 13. Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная
политика государства.
81
Лекция 14. Финансовая система и фискальная политика.
86
Лекция 15. Экономический рост и развитие.
90
Лекция 16. Международные рыночные отношения.
93
Лекция 17. Особенности переходной экономики России.
97
Литература
Неявные (внутренние) издержки – это недополученные выгоды альтернативного использования ресурсов, принадлежащих фирме, принимающие форму потерянного дохода.
Издержки можно также классифицировать в зависимости от величины объема продукции. В краткосрочном периоде одни издержки носят постоянный характер, другие переменный.
Постоянные издержки (FC) – это затраты, не зависящие от объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на содержание зданий, капитальный ремонт, административно-управленческие расходы, арендная плата, некоторые виды налогов.
Средние постоянные издержки рассчитываются по формуле (3):
Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объемов производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, материалы, электроэнергию, оплата труда, расходы на вспомогательные материалы.
Переменные
издержки увеличиваются или уменьшаются
Закон убывающей предельной производительности лежит в основе поведения производителя, максимизирующего свою прибыль, и определяет характер функции предложения от цены (кривую предложения).
Средние переменные издержки (AVC) определяются по формуле :
Общие издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы:
ТС = FC + VC. (5 )
Средние общие издержки определяются по формуле:
Предельные издержки (МС) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки – это величина, которую фирма может контролировать прямо. Предельные издержки (МС) получаются как разность между общими издержками производства (n + 1) единиц и издержками производства (n) единиц продукта.
Прокомментируем основные
1) предельные издержки (МС) не зависят
от постоянных издержек (FC),
т. к. последние не
зависят от объема производства, а МС –
это приростные
издержки;
2) пока предельные
издержки меньше средних (МС<АС), кривая
средних
издержек имеет
отрицательный наклон. Это означает, что
производство
дополнительной единицы продукции уменьшает
средние издержки;
3) когда предельные издержки равны
средним (МС=АС), это значит, что
средние издержки перестали уменьшаться,
но еще не стали расти. Это точка
минимальных средних
издержек (AC=min);
4) когда предельные издержки становятся
больше средних (МС > АС),
кривая средних издержек идет вверх, что
свидетельствует об увеличении
средних издержек в результате производства
дополнительной единицы
продукции;
5) кривая МС пересекает
кривые средних переменных издержек (AVC)
и
средних издержек (АС) в точках
их минимальных значений.
Для расчета издержек и оценки
производственной деятельности
6.4. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли
Любая предпринимательская фирма в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условия для появления и роста прибыли. Мы уже достаточно подробно ознакомились с одной из определяющих прибыль величин – издержками, теперь необходимо остановиться на проблеме дохода или выручки фирмы.
Общий доход (TR) – это полная сумма выручки от; реализации всех произведенных единиц продукции, которая определяется путем умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать.
Средний доход (AR) – это доход от единицы продукции или, другими словами, цена продукции.
Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода.
Предельный доход (MR) – это приращение общей выручки (TR) при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу продукции. В экономической теории смысл термина «прибыль» не совпадает с трактовкой, которую он получил в бухгалтерии.
Сформулируем условия, при которых конкурентная фирма обеспечивает себе получение максимальной прибыли при функционировании на рынке совершенной конкуренции. Это такой рынок, на котором на каждую фирму приходится незначительная доля продаж данной продукции, имеется свобода доступа на рынок. Каждая единица продукции продается по рыночной цене, установившейся под воздействием спроса и предложения.
Фирма получает прибыль не с момента начала выпуска продукции. На самых первых этапах деятельности предприятие несет значительные постоянные расходы. К этим постоянным расходам по мере увеличения выпуска продукции добавляются переменные издержки. В итоге все время растет масса общих издержек (ТС) и величина средних издержек. При некотором объеме выпуска продукции выручка (сумма продаж) сравняется с суммой валовых издержек, то есть будет достигнута точка самоокупаемости производства. Эту точку еще называют критическим объемом производства, в ней выполняются два условия:
В дальнейшем при увеличении объема выпуска продукции (после прохождения точки самоокупаемости) масса прибыли начнет расти. Но рано или поздно станет проявляться закон убывающей производительности. При некотором объеме выпуска продукции фирма опять достигнет точки критического объема.
Любое производство за пределами точек критического объема повлечет за собой убытки. Любое производство в интервале между этими точками принесет экономическую прибыль. Максимальная прибыль достигается, как видно из графика, тогда, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками является наибольшей.
Более простой метод основан на предельном анализе. Для его проведения необходимы только бумага и ручка, чтобы выяснить, что произойдет, если фирма решит производить на одну единицу продукции больше. Иначе говоря, этот метод пытается решить те же самые задачи, что метод проб и ошибок, но при этом нет необходимости осуществлять выпуск продукции
Суть метода предельного анализа состоит в следующем: до тех пор, пока производство каждой единицы изделия приносит фирме дополнительную прибыль, имеет смысл ее выпускать. Для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход равен рыночной цене (MR = Р), поскольку, как уже отмечалось, за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости от объема ее выпуска. Графически линия цены и предельного дохода совпадают и горизонтальны. Очевидно, что при таких условиях и средний доход (AR) равен предельному доходу (MR).
Таким образом, конкурентные фирмы являются «принимающими цены» (в отличие от монопольных фирм, «устанавливающих цены») и могут продать столько продукции по сложившейся на рынке цене, сколько они способны произвести.
Основная задача конкурентной фирмы – поиск объема продукции, который максимизирует прибыль. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства до тех пор, пока будет выполняться условие МС < MR. Теперь можно дать ответ на вопрос: «Какой объем производства выберет конкурентная фирма, стремящаяся максимизировать прибыль?»
Равновесный выпуск продукции достигается при условии:
Р = MR = AR = МС = АС.
Для фирм, функционирующих в условиях несовершенной конкуренции, это условие формулируется следующим образом:
Максимизация прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции различается.
Бывает ситуация, когда фирма ставит своей целью не максимизацию прибыли, а минимизацию убытка. Фирма может при снижении цены нести убытки, в то же время для нее целесообразно продолжать производство до тех пор, пока общие издержки превышают общий доход на величину меньшую, чем постоянные издержки.
В отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются неизменными, долгосрочный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все используемые ресурсы. Поскольку все факторы производства становятся переменными, то фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому применительно к долгосрочному периоду используется только одно понятие – средние издержки.
Каждая фирма в тот или иной момент имеет определенные масштабы производства (объем выпуска продукции), которым соответствует та или иная кривая издержек краткосрочного периода. Таких кривых существует столько, сколько масштабов производства исследуется. Меняя эти масштабы, фирма переходит от одной кривой средних издержек краткосрочного периода к другой. При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать. Соединив точки минимума всех этих кривых получим издержки в долгосрочном периоде (ACL).
Лекция 7
СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
7.1. Конкуренция как элемент рынка
Конкуренция (от лат. concurrere – сталкивать, состязаться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями; полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция, как и ее противоположность – монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка.
Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуации или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
7.2. Совершенная конкуренция.
Предложение совершенно
Свободная конкуренция означает, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и также свободен выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам. В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.
Непрерывное противоборство выступает в качестве силы, направляющей деятельность всех агентов рынка. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления: а) на изменение цен покупателей и продавцов; б) на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ; в) на отклонение рыночной цены от точки равновесия.
Закон конкуренции оказывает на поведение субъектов рынка более сильное воздействие, чем законы спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет, в конечном счете, к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной «игры» (поведения).