Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, курс лекций
Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство». Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику. Принято считать, что экономика как наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».
Лекция 1. Введение в экономическую теорию.
4
Лекция 2. Общие проблемы экономической организации
общества.
11
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики.
17
Лекция 4. Теория спроса и предложения.
25
Лекция 5. Предприятие в рыночной экономике.
34
Лекция 6. Издержки производства и предложение.
Теория поведения фирмы в условиях рынка.
40
Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция.
48
Лекция 8. Рынки факторов производства и формирование
факторных доходов.
55
Лекция 9. Основные направления экономической деятельности
государства в рыночной экономике.
63
Лекция 10. Национальная экономика как целое.
67
Лекция 11. Экономический цикл, инфляция и безработица.
71
Лекция 12. Макроэкономическое равновесие.
77
Лекция 13. Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная
политика государства.
81
Лекция 14. Финансовая система и фискальная политика.
86
Лекция 15. Экономический рост и развитие.
90
Лекция 16. Международные рыночные отношения.
93
Лекция 17. Особенности переходной экономики России.
97
Литература
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирм. Например, Адам Смит, а впоследствии Карл Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Американский экономист Фрэнк Найт считал, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.
Но наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал другой американский экономист Рональд Коуз, считавший, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации.
5.2. Основные формы предприятий (фирм)
В России участниками коммерческой деятельности являются, как правило, экономически обособленные юридические лица, а на Западе вместо юридического лица говорят о фирме.
В любой экономической системе не только функционирует огромное количество фирм, но и существуют разнообразные их типы. Это связано с разнообразием способов экономии (минимизации) трансакционных издержек.
Фирма как производственная единица и инструмент предпринимательской деятельности всегда имеет ту или иную организационно-правовую форму. С правовой точки зрения под фирмой (предприятием) подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства – капитал, землю и труд с целью производства товаров и услуг.
Наиболее распространенными в современном мировом хозяйстве являются:
2) партнерство (товарищество);
3) корпорация (акционерное общество).
5.2.1. Единоличная фирма
Единоличная фирма – это юридическое лицо, созданное одним учредителем, который владеет всеми ее активами и несет персональную и неограниченную ответственность по всем ее обязательствам.
Это старейшая форма организации бизнеса. Как следует из названия, такая фирма находится в собственности предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые ему факторы производства. Собственник частнопредпринимательской фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных факторов производства (ресурсов) заключают контракты. Сам он владеет наиболее важным ресурсом – физическим и человеческим капиталом (особыми интеллектуальными, предпринимательскими или другими способностями).
Целью
частнопредпринимательской
1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
2) отсутствие
развитой системы внутренней
специализации
производственных и управленческих функций;
3) определенные налоговые проблемы;
4) трудности при передаче прав собственности;
5) неограниченная ответственность собственника.
5.2.2. Партнерство (товарищество)
Партнерство (товарищество) – объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Это объединение лиц, а не капиталов. Эта фирма подобна единоличной собственности во всех отношениях, за исключением того, что в ней существует более чем один собственник. В полном товариществе все партнеры несут неограниченную ответственность. Они совместно отвечают по обязательствам товарищества. Лица, вступившие в уже существующее товарищество, несут ответственность наряду со старыми членами за все долги, в том числе и за возникшие до их вступления в данное товарищество.
В товариществах затруднен процесс принятия решений, поскольку наиболее важные из них должны приниматься большинством голосов. Для упрощения процедуры принятия решений товарищества устанавливают определенную иерархию, разделяя партнеров на категории, соответствующие их роли в принятии различной степени важности решений. Она также определяет случаи, в которых партнер должен передать право принятия решения фирме.
Модифицированной формой полного товарищества является смешанное (коммандитное) товарищество. Основная его особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами товарищества всем своим имуществом (полные товарищи или комплементарии), имеются один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладом в капитал общества (коммандитисты или вкладчики). Делами в коммандитном товариществе ведают, как правило, комплементарии. Они руководят обществом и представляют его интересы. Партнеры-вкладчики не участвуют в коммерческих операциях. Они являются, строго говоря, инвесторами товарищества. В нашей стране получила распространение такая форма партнерства как ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Общество
с ограниченной ответственностью) – это такое объединение, которое
формируется на основе заранее
определенных вкладов пайщиков. Его члены (физические
и юридические лица)
не несут ответственности за выполнение
обязательств общества, а рискуют
лишь в пределах своих вкладов. В этом
и состоит смысл понятия «ограниченная
ответственность».
Возможно также
учреждение общества с вкладами в форме
материальных ценностей (автомобилей,
земельных участков, лицензий).
Права членов общества реализуются на собраниях членов общества, которые проводятся не реже одного раза в год. Собрание имеет право принимать наиболее важные решения, в частности, утверждать годовой баланс, определять распределение прибыли, составлять смету расходов, избирать и переизбирать директора общества, давать ему инструкции по самым разнообразным вопросам. Контроль за деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия (в западных странах – наблюдательный совет), члены которой назначаются общим собранием.
5.2.3. Корпорация (акционерное общество)
Корпорация (по российскому законодательству – акционерное общество) представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разрешительном порядке и обладающее уставным капиталом, разделенным на определенное число равных долей – акций (АО).
Ограниченная ответственность – важное преимущество по сравнению с ответственностью единоличного собственника и партнерства.
Акционеры имеют право на долю доходов корпорации. Часть прибыли, выплачиваемая владельцу акции, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью.
Другим важным преимуществом АО является право акционеров передавать свои акции другим лицам (если это не именные акции). Кроме того, оно продолжает свою деятельность и в случае смерти отдельных акционеров, и когда кто-нибудь из акционеров пожелает продать свой пакет акций.
АО бывают двух типов – открытые и закрытые. Важными преимуществами акционерных обществ, обуславливающими их широкое распространение во всех странах, являются:
2) наличие рынка, на котором можно свободно купить или продать ценные бумаги.
Однако для этой формы организации бизнеса присущи свои недостатки, к которым можно отнести:
2) большие затраты времени и
бюрократические процедуры,
необходимо пройти
для того, чтобы зарегистрировать общество.
5.2.4. Государственное предприятие
Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5 – 10 до 35 – 40% основного капитала. В бывших социалистических странах государст-ву принадлежала подавляющая часть производственных фондов, что сделало его по существу единственным хозяйствующим субъектом экономики.
Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными особенностями.
Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находятся в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предприятиями, но воздействуют на них и контролируют их.
Вторая особенность касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям, однако, оправданным.
От
государственных предприятий
Таким образом, государственное предприятие – это предприятие, в котором государство контролирует структуру производственного процесса.
Лекция 6
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
6.1. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы
Так как в деятельности фирмы фактор времени играет существенную роль, нужно выявить отличия двух понятий, используемых экономистами: долгосрочного и краткосрочного периодов. Впервые эти понятия были введены в экономическую теорию Альфредом Маршаллом. Они не означают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.
В течение весьма длительного времени все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена и т. д. Это означает, что по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.
В течение краткосрочного периода, в отличие от долгосрочного, фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии за это время даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количество машин и оборудования, используемых в производстве.
Предполагается также, что
6.2. Природа и сущность издержек производства
Если покупателя при приобретении товара на рынке прежде всего интересует его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Понятие издержек обычно ассоциируется с определенными потерями, жертвами, которые необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть разнообразны, поэтому нет единого универсального и простого метода определения издержек. Существует два подхода к трактовке издержек: бухгалтерский и экономический, каждый из которых имеет свою область применения.
Согласно первому подходу, бухгалтерские издержки – это стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.
Согласно второму подходу, экономические издержки – это стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов
Для бухгалтера имеют значение денежные расходы на ресурсы, необходимые для производства продукции. Для экономиста эти денежные расходы могут быть неточным отражением альтернативных издержек на приобретение ресурсов, если рынок по каким-то причинам не обеспечивает их оценку по самой высокой стоимости альтернативного использования. Кроме этого, экономист хочет учесть все выгоды, принесенные в жертву благодаря данному действию. Учет упущенных возможностей – важная черта рыночной экономики.
Таким образом, соотношение
Экономические издержки = внешние (бухгалтерские) издержки + + внутренние издержки + нормальная прибыль.
6.3. Классификация издержек фирмы
Возможны
различные классификации
Явные издержки (внешние или бухгалтерские) – это денежные платежи собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов.