Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, курс лекций
Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство». Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику. Принято считать, что экономика как наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».
Лекция 1. Введение в экономическую теорию.
4
Лекция 2. Общие проблемы экономической организации
общества.
11
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики.
17
Лекция 4. Теория спроса и предложения.
25
Лекция 5. Предприятие в рыночной экономике.
34
Лекция 6. Издержки производства и предложение.
Теория поведения фирмы в условиях рынка.
40
Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция.
48
Лекция 8. Рынки факторов производства и формирование
факторных доходов.
55
Лекция 9. Основные направления экономической деятельности
государства в рыночной экономике.
63
Лекция 10. Национальная экономика как целое.
67
Лекция 11. Экономический цикл, инфляция и безработица.
71
Лекция 12. Макроэкономическое равновесие.
77
Лекция 13. Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная
политика государства.
81
Лекция 14. Финансовая система и фискальная политика.
86
Лекция 15. Экономический рост и развитие.
90
Лекция 16. Международные рыночные отношения.
93
Лекция 17. Особенности переходной экономики России.
97
Литература
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Экономика»
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Введение в экономическую теорию. |
4 |
Лекция 2. Общие проблемы экономической организации общества. |
11 |
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики. |
17 |
Лекция 4. Теория спроса и предложения. |
25 |
Лекция 5. Предприятие в рыночной экономике. |
34 |
Лекция 6. Издержки производства и предложение. Теория поведения фирмы в условиях рынка. |
40 |
Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция. |
48 |
Лекция 8. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов. |
55 |
Лекция 9. Основные направления экономической деятельности
государства в рыночной |
63 |
Лекция 10. Национальная экономика как целое. |
67 |
Лекция 11. Экономический цикл, инфляция и безработица. |
71 |
Лекция 12. Макроэкономическое равновесие. |
77 |
Лекция 13. Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная политика государства. |
81 |
Лекция 14. Финансовая система и фискальная политика. |
86 |
Лекция 15. Экономический рост и развитие. |
90 |
Лекция 16. Международные рыночные отношения. |
93 |
Лекция 17. Особенности переходной экономики России. |
97 |
Литература |
103 |
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1.1. Основные этапы развития экономической теории
Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство». Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику. Принято считать, что экономика как наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии». Определяющим направлением экономической мысли XV–XVII вв. стал меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец). Меркантилисты все внимание уделяли сфере денежного обращения, а не сфере производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации. развитии политической экономии. В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие экономисты, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Джон Стюарт Милль, Карл Маркс. Взгляды французского экономиста Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) дали начало новому направлению экономической теории, получившему название школы физиократов. У истоков классической экономической теории стоял шотландский экономист и философ, современник физиократов Адам Смит (1723 – 1790 гг.), открытия которого в экономике, пожалуй, сравнимы с изобретением колеса. Он жил в экономически более развитой стране и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Продолжателем учения А. Смита был другой выдающийся представитель английской классической политэкономии Давид Рикардо (1772 – 1823 гг.). Он жил в эпоху промышленного переворота и его взгляды отражали новые экономические реалии. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше А. Смита и показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Научные взгляды Д.Рикардо легли в основу английского утопического социализма, который критиковал капитализм и обосновывал требования отмены частной собственности, реорганизации производства, распределения и потребления, обосновывал социалистическое учение. Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) – немецкий мыслитель-экономист создал теоретическую концепцию, получившую название марксизм или теория научного социализма (коммунизма). Эта теория явилась важным этапом в развитии политической экономии. Главные открытия Маркса заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения – противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал исторически преходящий характер капитализма как формации. Ухудшение экономического положения в западных странах в конце 20-х годов XX века привело к самому разрушительному экономическому кризису в истории капиталистических стран, получившему название «Великая депрессия» (1929 – 1933 гг.), а также к кризису неоклассического направления экономической теории. На авансцену экономической мысли вышло новое направление экономического анализа – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему. Название этой новой экономической теории связано с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946 гг.). Его книга «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в 1936 г., произвела подлинную революцию в экономической науке и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть получены в рамках микроэкономического анализа. Кейнс констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного (потребительского и инвестиционного) спроса и факторов, влияющих на его изменение. Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 40-х и до 60-х годов, когда его стали критиковать сначала монетаристы, а затем и представители новой классической экономической теории.
Монетаризм – это школа экономической мысли, сторонники которой утверждают, что нарушения функционирования денежного сектора являются главной причиной нестабильности экономики. Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента по кредитам. Признанный глава монетаристской школы – лауреат Нобелевской премии, профессор Чикагского университета (США) Милтон Фридмен.
1.2. Предмет экономической теории
Экономика –
важнейший элемент человеческой
цивилизации наряду с наукой, культурой,
социально-правовыми
Экономика
в узком смысле слова является
теоретической и методологическ
Само название науки – «экономика» – подразумевает экономию или максимизацию: все участники хозяйственной деятельности стремятся в конечном счете повысить свое благосостояние. Экономика является специфической наукой, которая изучает способы решения человечеством проблемы ограниченных ресурсов. У всякого общества потребности превышают ресурсы, и поэтому должна быть создана система распределения этих ресурсов.
Экономика – это общественная наука, которая изучает поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию при их использовании.
Экономика изучает хозяйственну
здравоохранение,
образование, театр, музеи и другие. К ним
относятся также внутренние блага, данные
человеку природой – способности к науке,
голос, музыкальный слух и т. п., а также
внешние блага – то, что дает внешний мир
для удовлетворения потребностей. Часть материальных
благ имеется в изобилии, поэтому они всегда
доступны для людей (воздух, солнечные
лучи, энергия ветра). Такие блага в экономической
теории называются свободными
или неэкономическими.
Пока сохраняются данные условия, эти
блага и потребности в них не являются
заботами и расчетами человека, следовательно,
они в экономике не изучаются.
Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения. Любое общество сталкивается с проблемой ограниченности, редкости ресурсов или факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Под ресурсами понимается все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек может извлечь пользу. Общество сталкивается с фундаментальной экономической проблемой – с противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченными ресурсами для удовлетворения этих потребностей. Из этого универсального противоречия выводится предмет экономической науки – исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
1.4. Методы экономической теории
В экономике используются самые различные методы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему.
Для
проникновения в сущность экономических
процессов и явлений использует
В экономике используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение; обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.
Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и исследование каждой из них. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую, целостную картину.
Принято различать позитивный и нормативный анализы (иногда говорят о позитивной и нормативной экономических теориях). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. В этом выражении нет никаких оценочных суждений, а есть только констатация факта.
Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или не справедливо, плохо или хорошо, допустимо или не допустимо. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.
Широко используется также индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими.
Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установлению и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике.
Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.