Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, курс лекций

Описание работы

Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство». Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику. Принято считать, что экономика как наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».

Содержание работы

Лекция 1. Введение в экономическую теорию.

4
Лекция 2. Общие проблемы экономической организации
общества.

11
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики.
17
Лекция 4. Теория спроса и предложения.
25
Лекция 5. Предприятие в рыночной экономике.
34
Лекция 6. Издержки производства и предложение.
Теория поведения фирмы в условиях рынка.

40
Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция.
48
Лекция 8. Рынки факторов производства и формирование
факторных доходов.

55
Лекция 9. Основные направления экономической деятельности
государства в рыночной экономике.

63
Лекция 10. Национальная экономика как целое.
67
Лекция 11. Экономический цикл, инфляция и безработица.
71
Лекция 12. Макроэкономическое равновесие.
77
Лекция 13. Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная
политика государства.

81
Лекция 14. Финансовая система и фискальная политика.
86
Лекция 15. Экономический рост и развитие.
90
Лекция 16. Международные рыночные отношения.
93
Лекция 17. Особенности переходной экономики России.
97
Литература

Файлы: 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ. ЭКОНОМИКА.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

          Главным условием эффективного функционирования рыночного хозяйства является самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

3.2. Натуральное хозяйство и товарное  производство

Истории известны два основных рода производства: натуральное и товарное. Они являются прямо противоположными друг другу и различаются:

а) по замкнутости или открытости хозяйства;

б) по развитости или неразвитости общественного разделения труда;

в)  по формам общественного продукта;

г) по видам экономических связей между производителями и

потребителями благ и услуг.

Натуральное производство – тип организации хозяйства, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.

Рассмотрим  характерные черты натурального хозяйства.

      Во-первых, натуральное хозяйство – замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных и экономически изолированных друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания различных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.

Иногда  подобная тенденция охватывает целые государства. Это происходит тогда, когда они проводят экономическую политику, известную под названием «автаркия». Под автаркией подразумевается создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках одной страны, что сопровождается разрывом традиционных экономических связей с другими странами.

Во-вторых, для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы.

В-третьих, системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Она развивается по формуле «производство – распределение – потребление». То есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производства и – минуя ее обмен – идет в личное и производительное потребление.

В современных  условиях натуральное хозяйство  в значительной мере сохранилось  в развивающихся странах. Причем оно сосуществует с товарным и капиталистическим производством. В нашей стране натуральное производство развито в личном подсобном хозяйстве крестьян и на садово-огородных участках городских жителей.

   Товарное производство – тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для продажи на рынке. Товарному (рыночному) хозяйству присущи следующие основные черты.

   Во-первых, это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям.

   Во-вторых, производство товаров  основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, который, в свою очередь, дает толчок разделению труда. Отсюда понятно, что – в отличие от натурального производства – товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности, что ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов.

   В-третьих, товарному производству  присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле «производство – распределение – обмен – потребление».

Условиями возникновения товарного производства являются общественное разделение труда  и хозяйственное обособление  людей при изготовлении какого-либо продукта. Хозяйственное обособление производителей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда в качестве производителя выступает частный собственник. В меньшей мере обособление достигается при сдаче какого-либо имущества в аренду. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство, как это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.

3.3. Товар и  его свойства

Всякий  продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, то есть способность удовлетворять какие-то потребности людей.

  Субъективно оцениваемая полезность  во многом зависит от редкости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере насыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек может чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной порции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и иное –  пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользования с улучшенными характеристиками, например, компьютер нового поколения взамен морально устаревшего.

  Теперь рассмотрим свойства товара. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали «потребительная стоимость»).

  Потребительная стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезностью, то он никому не нужен. Однако если всякий товар – полезная вещь, то можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полезная вещь –  товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром. Этих условий три:

   Первое. Товаром признается продукт,  на который затрачен человеческий труд;

         Второе. Товарами являются полезные  вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности;

   Третье. Товарами являются общественные  полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентного (равноценного) обмена на другую вещь.

Значит, товар – созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

  Из данного определения видно,  что товар при обмене на  равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.

   Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях (соотношениях).

   Такие обменные операции можно  представить в алгебраическом виде (формула 1):

                                              хА = уВ = zC,                                          ( 1 )

где А, В, С – полезные вещи;

       х, у, z – количественные пропорции обмена.

  Очевидно, что в обмен вступают  неодинаковые количества совершенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.

 

3.4.Условия возникновения и сущность  рынка, его структура и функции

Рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Первая  функция рынка – интеграционная: рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей).

Вторая функция – информационная: через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Третья  функция – регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы: «Что – Как – и Для кого производить?». Он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства.

Четвертая функция – посредническая: рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей).

 Пятая функция – ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.    

Шестая  функция – санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

            В современной системе рынков  достаточно четко выделяются  следующие элементы или крупные отрасли рыночной деятельности:

- рынок  потребительских продуктов;

- рынок  средств производства;  

- рынок услуг;

- рынок труда;

- рынок научных и опытно-конструкторских разработок;

- рынок ссудных капиталов;

- рынок ценных бумаг;

- рынок валют;

-рынок духовных благ.

  С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всего комплекса необходимых субъективных материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается существование и значение товарного производства, а только отражается то новое состояние экономического организма, когда все его части испытывают воздействие рыночных отношений, Как осуществляется такое воздействие зависит от форм и типов взаимодействия агентов рынка.

Экономическими  субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство.

    1. Типы  рынков, достоинства и недостатки

По  степени развитости этих и иных хозяйственных  свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный,  нелегальный  и регулируемый.

Первый  тип рынка – свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором было сказано выше. Такой рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.

          Второй тип рынка – нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но между ними имеются существенные различия.

Первому и второму  типам рыночных отношений присущи  стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость.

Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Переход в XX в. К этому типу рынка обусловлен объективными причинам, которые вызвали тенденцию к усилению организованности и управляемости.

 

Лекция 4

ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        1. Спрос и факторы, его определяющие

          Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

На  спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров и, конечно, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот. Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных. Прежде всего он зависит от цены. Рассмотрим эту зависимость на простом примере. Предположим, что на каком-либо местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (таблица 2).  Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.

 

 

 

Таблица 2 – Шкала спроса

           Цена 1 кг яблок, руб.

         Количество проданных яблок, т

20

2

15

4

13

6

10

9

8

15

5

25

Информация о работе Лекции по "Экономике"