Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, курс лекций

Описание работы

Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство». Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику. Принято считать, что экономика как наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».

Содержание работы

Лекция 1. Введение в экономическую теорию.

4
Лекция 2. Общие проблемы экономической организации
общества.

11
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики.
17
Лекция 4. Теория спроса и предложения.
25
Лекция 5. Предприятие в рыночной экономике.
34
Лекция 6. Издержки производства и предложение.
Теория поведения фирмы в условиях рынка.

40
Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция.
48
Лекция 8. Рынки факторов производства и формирование
факторных доходов.

55
Лекция 9. Основные направления экономической деятельности
государства в рыночной экономике.

63
Лекция 10. Национальная экономика как целое.
67
Лекция 11. Экономический цикл, инфляция и безработица.
71
Лекция 12. Макроэкономическое равновесие.
77
Лекция 13. Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная
политика государства.

81
Лекция 14. Финансовая система и фискальная политика.
86
Лекция 15. Экономический рост и развитие.
90
Лекция 16. Международные рыночные отношения.
93
Лекция 17. Особенности переходной экономики России.
97
Литература

Файлы: 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ. ЭКОНОМИКА.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

4.2. Потребительские предпочтения  и предельная полезность

Главными  агентами рыночных отношений являются потребитель и фирма. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – это «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» выпущенных товаров. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. В данном разделе мы более подробно остановимся на экономических принципах, определяющих закономерности потребительского спроса, лежащего в основе формирования цены покупателя.

Чтобы глубже раскрыть сущность рыночного  спроса, необходимо разобраться в теории потребительского поведения. Цель потребителя, ради которой он покупает товар, состоит в удовлетворении своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность  –  это степень удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Понятие полезность было введено в экономическую  науку английским философом Иеремией Бентамом (1748 – 1832 гг.). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на теории полезности и теории стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса (убывающая кривая спроса), то есть почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.

Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Как уже отмечалось, полезность – понятие  субъективное, поэтому точному количественному измерению она не поддается. Однако экономисты установили, что полезность обладает свойством порядковой измеримости, с помощью которого можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, хотя саму степень удовлетворения точно определить нельзя.

Различают две формы полезности: совокупную и предельную. Совокупная полезность представляет собой общую полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Совокупная полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, а затем постепенно затухает до нуля.

Предельная полезность   –  добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага.

Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

                                    U = f ( Qi ),                                                        ( 2 )

где    U – полезность блага;

Qi – последовательные количества блага.

Таким образом, предельная полезность обратно  пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается.

Из  этого объяснения можно сделать  вывод, что ценность товара (меновая стоимость) определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара, имеющейся в вашем распоряжении. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены. Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю.

 

4.3. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения

Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратной зависимости от цены.

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спрос      (рисунок 2).


 Рисунок 2 –  Кривая спроса

          

Такая зависимость может быть объяснена с помощью двух эффектов.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, если цена яблок снизилась с 20 руб. до 10 руб., то покупатель на свой постоянный доход сможет купить уже не 2 кг, а 9 кг яблок. А если он не желает покупать больше этого товара, то он «высвобожденные» деньги может направить на покупку дополнительного количества другого товара. Понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и   т. п. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 2, а 4, 6 или 9 кг.

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, то есть цене конкретной покупки, которую называют еще ценой рыночного равновесия. Она ограничивается доходом покупателя и остается фиксированной, так как он больше заплатить за этот товар не может.

4.4. Предложение  и факторы   его определяющие. Закон предложения

Предложение товара – это количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

На  предложение влияют несколько факторов: число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей) и, разумеется, цены на продаваемые продукты, товары-субституты (взаимозаменяемые товары) и другие виды изделий. Главным фактором, влияющим на величину предложения товара, является цена, поскольку все продавцы стремятся продать свой товар по максимально возможной цене, чтобы получить высокую прибыль.

Предположим, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в таблице 3.

Таблица 3 – Шкала предложения

                                       Цена 1 кг яблок, руб.

    Количество яблок, которое продавцы готовы продать, т

                            20

25

                           15

15

                           13

9

                           10

6

                            8

4

                            5

2


 

Шкала предложения показывает, сколько  товаров продавцы готовы продать по разным ценам.

Приводимые  цифры раскрывают взаимосвязь цены и предложения. Эту зависимость характеризует закон предложения – чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предлагать его на рынке. Таким образом, существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения (рисунок 3).

                                          

           Рисунок 3 – Кривая предложения

 

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать на рынке данное количество товара. По цене ниже этой продавцы предлагать данное количество товара не могут, поскольку им не позволяют издержки производства.

 

4.5. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена

А. Маршалл сформулировал и выразил в математической форме законы спроса и предложения Он примирил противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью              А. Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике (рисунок 4), где одновременно отражается кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене). Точка пересечения этих линий характеризует уровень равновесной цены.

Равновесная цена – это цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг. Точка рыночного равновесия (Е) соответствует такому соотношению, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров (рисунок 4).

                                            

Рисунок 4 –  Взаимодействие спроса и предложения

 

Если  рынок находится в равновесии, цена такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

4.6. Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент.

          Математически эластичность спроса  может быть выражена в виде коэффициента эластичности (Ed).

Вот условный пример. При повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%. В этом случае:

Ed = -2% : 1% = -2.

Неэластичный  спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Например, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.

Варианты эластичности спроса

  1. Эластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены (сильная реакция), то есть  Ed > 1.
  2. Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция), то есть   Ed <   1. Обычно неэластичный спрос существует на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие предметы первой необходимости.
  3. Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое количество 
    товара вырастает на 1% при снижении цены также на 1%, то есть  Ed = 1.
  4. Абсолютно эластичный спрос имеет место, когда при неизменной 
    цене или ее крайне незначительных изменениях спрос уменьшается или 
    увеличивается до предела покупательских возможностей.

5. Абсолютно неэластичный спрос имеет место, если любое измене-ние цены не влечет за собой никакого изменения количества требуемой продукции, то есть  Ed = 0.

Кроме показателя эластичности спроса по цене используют показатель эластичности спроса по доходу, показывающий на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода на 1 %.

           Теперь рассмотрим эластичность предложения по цене.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения по цене понимается степень чувствительности изменения предложения товара в зависимости от изменения его цены, показывающая, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение при изменении цены на один процент. Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1%. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Es.)

Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

Эластичным  предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких товаров больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности:

Es = 10 % : 5 % = 2.

В зависимости от полученного значения коэффициента элас-тичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности:

1) если Es > 1 , предложение эластично;

2) если Es <   1, предложение неэластично;

3) если Е = 1 , эластичность единичная;

4) если Es = 0, совершенно неэластичное предложение;

5) если Es =  ∞, совершенно эластичное предложение.

 

Лекция 5

ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ      ЭКОНОМИКЕ

5.1. Понятие и целевая функция  фирмы

           Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.

Фирма как хозяйственная структура  и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» (от итал. firma –подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебой литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: «Что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать?»

Информация о работе Лекции по "Экономике"