Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:08, курс лекций

Описание работы

Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономики возникло в древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», состоящего из двух слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, так что в буквальном смысле экономию следует трактовать как «искусство ведения домашнего хозяйства» или «домоводство». Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику. Принято считать, что экономика как наука стала формироваться с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».

Содержание работы

Лекция 1. Введение в экономическую теорию.

4
Лекция 2. Общие проблемы экономической организации
общества.

11
Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики.
17
Лекция 4. Теория спроса и предложения.
25
Лекция 5. Предприятие в рыночной экономике.
34
Лекция 6. Издержки производства и предложение.
Теория поведения фирмы в условиях рынка.

40
Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция.
48
Лекция 8. Рынки факторов производства и формирование
факторных доходов.

55
Лекция 9. Основные направления экономической деятельности
государства в рыночной экономике.

63
Лекция 10. Национальная экономика как целое.
67
Лекция 11. Экономический цикл, инфляция и безработица.
71
Лекция 12. Макроэкономическое равновесие.
77
Лекция 13. Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная
политика государства.

81
Лекция 14. Финансовая система и фискальная политика.
86
Лекция 15. Экономический рост и развитие.
90
Лекция 16. Международные рыночные отношения.
93
Лекция 17. Особенности переходной экономики России.
97
Литература

Файлы: 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ. ЭКОНОМИКА.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

7.3.  Монополия: место и роль  на рынке

  Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Это означает, что по своей природе монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции.

  Для модели рынка с «чистой монополией» характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которого нет, т. е. уникальный продукт, фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т. е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

Ситуация, когда  на рынке действует множество  продавцов и лишь один покупатель  продукции,  называется  монопсонией  (т. е. монополия  одного покупателя)

В разных странах в разные периоды в  экономике возникают различные виды монополий. Этот вид рыночной структуры можно классифицировать по степени охвата экономики, по характеру и причинам возникновения.

Правила поведения монополистических объединений  на рынке отличаются от тех, которые присущи свободной конкуренции, принципиально другим подходом к ценообразованию. Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким образом, они получают гораздо большие доходы по сравнению со средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.

В отличие  от участников конкурентного рынка  фирмы-монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию.

Различают четыре правила установления монопольной цены.

Первое  правило. Фирма устанавливает монопольно высокую цену на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объем производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

Второе правило. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на закупаемые товары. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается за счет искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос.

Спрос на продукцию отдельной конкурентной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены отражает линия спроса, имеющая горизонтальный вид, или линия абсолютно эластичного спроса. Она показывает, что любое количество товаров и услуг фирма будет продавать по одной и той же цене (Р), которая определяется общим отраслевым спросом и предложением.

Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую дань посредством так называемых «ножниц  цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое поведение характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

В целях  получения дополнительного дохода монополии могут применять ценовую дискриминацию, т. е. продажу одного и того же товара на разных рынках за разную цену.

Поскольку целью монополии является получение  максимальной прибыли, то она может получить ее, когда будет производить продукцию в таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС = MR).

7.4. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это организация рынка, при которой на нем действует большое количество производителей, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.

В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хоти вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду. Между тем, каждое изделие имеет свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг. Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобное расположение и время работы магазина, гарантийное обслуживание и т. п.

Следует также отметить, что монополистическая  конкуренция не возводит больших барьеров для вступления в отрасль. Поскольку фирмы производят дифференцированные товары, эффект масштаба не имеет существенного значения и для начала дела не нужен большой стартовый капитал.

Однако  чем сильнее дифференциация товара, тем в большей мере рынок способен удовлетворять многообразные потребности и вкусы потребителей. В таком случае можно утверждать, что с точки зрения общества в целом конкурентная структура обладает и некоторым преимуществом.

7.5. Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Существуют  два вида олигополии. Первый вид  предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары, второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако  и в том и в другом случае фирмы сознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов.

Возможны самые  разные действия конкурентов: они могут  совместно добиваться некоторых  целей, превращая отрасль в подобие монополии, или же другая крайность – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.

Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию.

Тайный сговор – это негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль.

Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах, под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы (ценового лидера), проявляющей инициативу в изменении цен.

Когда же несколько фирм занимают примерно одинаковые доли рынка и незначительно отличаются друг от друга по объемам производства и издержкам, на олигополистинеском рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных, а их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.

7.6. Антимонопольная политика

Никакой другой механизм не может заменить рынок с той же эффективностью. Совершенная конкуренция является регулятором производства, поскольку она обеспечивает выполнение определенных условий.

  1. Рынок свободной конкуренции позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей. Он ориентирует всю экономику на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. 
  2. Свободный рынок эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, заложенной в ценах.
  3. Наконец, свободный рынок разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесных цен в интернациональном масштабе.

            Однако, несмотря на очевидные  преимущества рыночной экономики, общество встречается с множеством проблем, которые рынок решить не может. В экономической литературе такого рода явления обозначаются понятием несовершенства рынка. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно неэффективностью рынка.

Вмешательство государства в экономику требует  довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты, так и косвенные. По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. Одним из главных мероприятий, приводящих к дерегулированию экономики, является приватизация, которая представляет собой процесс продажи государственных предприятий частным лицам или организациям. Приватизация направлена на повышение хозяйственной эффективности. Она вызвана тем, что многие государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению максимальной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит экономические задачи.

 

Лекция 8

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ     ФАКТОРНЫХ ДОХОДОВ

8.1. Рынок производственных ресурсов

Рассмотрим  особенности рыночного товарооборота  факторов производства. В целом здесь действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного рынка, однако они обладают некоторыми особенностями.

Рынки ресурсов производства – эго рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Для организации производственного  процесса требуются многие факторы (труд, капитал, земля). Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырье, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу.

Следовательно, спрос на факторы производства определяет объем каждого привлекаемого в производство ресурса, который зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные, сопряженные с ним, ресурсы. Информацию о движении цен на факторы производства дает рынок.

Цены  факторов производства устанавливаются  на рынках под воздействием спроса и предложения. Проблема ценообразования на экономические ресурсы исключительно важна. Это определяется следующими обстоятельствами:

  1. цены на ресурсы  – основной фактор, влияющий на денежные доходы 
    их владельцев (зарплату, процент, ренту, предпринимательскую прибыль);
  2. цены на ресурсы опосредуют их распределение между различными 
    отраслями и фирмами;

3) от цен на ресурсы зависят издержки производства фирмы-покупателя, 
поэтому в стремлении к максимальной прибыли фирмы постоянно должны стараться сокращать свои издержки.

Все это свидетельствует о том, что  ценообразование на ресурсы играет важную роль в определении поведения фирмы на рынке.

       8.2. Спрос и  предложение труда. Заработная  плата и занятость

Труд – это целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей.

Рынок труда – особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Он существовал не всегда и исторически появился в массовом масштабе только в условиях классического капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой –подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами, и основным и даже единственным источником их существования стала продажа своего труда.

Помимо  структурных изменений происходят качественные преобразования уровня и профиля всех категорий работников. Для современного рынка труда характерно:

- расширение  профиля подготовки кадров, отказ  от узкой специализации работников;

- интеллектуализация  труда, выражающаяся в общем высоком уровне технической культуры персонала;

- создание   системы   непрерывного   образования   и   повышения квалификации кадров на предприятиях и в общественном масштабе.

Таким образом, в последние годы произошли  глубокие количественные и качественные преобразования на рынке труда, которые сильно повлияли на цену, продаваемого на нем товара.

Что такое заработная плата как факторный  доход и от чего зависит ее уровень?

Современные экономисты определяют заработную плату как цену труда. При этом заработная плата определяется в широком и узком смысле слова. В широком смысле она включает оплату самых различных работников, всех рассмотренных нами категорий лиц, поэтому в нее включаются, кроме заработной платы, также и доходы в виде гонораров, премий и иных видов вознаграждения за труд.

Информация о работе Лекции по "Экономике"