Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:17, курс лекций

Описание работы

В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.

Файлы: 1 файл

Экономика - Макет.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Основными субъектами рыночных отношений выступают сектор бизнеса и сектор домашнего хозяйства. Участниками рыночных отношений являются также государство (в форме правовых органов и государственного предпринимательства) и различного рода зарубежные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой. Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, которые отражают результаты общественного производства. Каждый участник рыночных отношений, руководствуясь своими собственными интересами и целями, в рамках своих полномочий самостоятельно принимает решения. Именно экономическая свобода, независимость и самостоятельность экономических субъектов создают рыночный тип экономических отношений, определяют характер их развития и совершенствования.

Рыночная  экономика рассматривается как форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений в рыночном хозяйстве различают три относительно самостоятельных крупных рынка: рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы, денежный рынок.

Функции рыночной экономики – это направления  воздействия рыночных отношений на процессы воспроизводства. Рынок (рыночная экономика) оказывает существенное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие функции: коммуникативную, оценочную, стимулирующую, распределительную, информационную.

1. Коммуникативная функция. Рынок обеспечивает:

– взаимосвязь  между производством и потреблением;

– согласование экономических интересов продавцов  и покупателей, работников и работодателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах;

– обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов и приведение объема и структуры производства в соответствии с платежеспособным спросом;

– взаимную выгодность технологических и экономических  связей между участниками общественного производства.

2. Оценочная функция.  Индивидуальные издержки производства сравниваются с общественно необходимыми, определяющими рыночную стоимость продукции.

3. Стимулирующая функция. Конкуренция заставляет поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности экономического роста. Конкурентная борьба вытесняет неэффективно работающие хозяйственные субъекты, стимулируя  снижение затрат на производство и рост качества продукции. В ней заложена мотивация экономического поведения субъектов рыночных отношений.

4. Распределительная функция. Посредством обмена на принципах эквивалентности происходит:

– распределение  экономических ресурсов между товаропроизводителями-продавцами в отраслевом и территориальном разрезах;

– доведение  произведенных благ до конкретных потребителей-покупателей  в соответствии со структурой и динамикой спроса;

– формирование доходов экономических субъектов (прибыли, заработной платы, ренты, процента за кредит) и последующее их перераспределение.

5. Информационная функция. Информация о постоянно меняющихся ценах, процентных ставках на кредит указывает участникам производства на необходимость соотносить количество, ассортимент и качество продаваемых и покупаемых товаров и услуг. Сбор и обработка данных по стихийно протекающим операциям позволяют обобщить их и сверять показатели собственного производства с меняющейся конъюнктурой рынка.

Функция и роль в экономических отношениях соотносятся  как причина и следствие, то есть роль всегда предопределена функционально. Роль рынка:

– обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей;

– развивает  инициативу и предприимчивость, повышает эффективность хозяйственной деятельности;

– рационально  распределяет ресурсы;

– регулирует процесс  производства, формируя пропорции в  народном хозяйстве.

Рынок рассматривается как механизм координации хозяйственной деятельности разрозненных субъектов рынка. Рыночный механизм – это совокупность взаимных связей и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции, экономических законов рынка. Эти элементы – важнейшие параметры рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Механизм рыночного регулирования действует на основе экономических законов посредством воздействия на следующие параметры: спрос, предложение, равновесную цену, конкуренцию, стоимость (ценность), полезность, прибыль и др. Действие механизма основано на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма нужна свобода производителей и потребителей.

Рыночный механизм регулирования основан на децентрализованном сборе и обработке хозяйственной  информации. Рынок не может предоставить всей необходимой информации, и хозяйственные решения принимаются в условиях неполной определенности. Поэтому рынок внутренне нестабилен. Сведения поступают в виде рыночной цены. Тенденция к установлению равновесной рыночной цены позволяет рыночному механизму удерживать равновесие и сбалансированность на рынке.

Экономическое положение производителей и потребителей зависит от рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнктура  – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг: острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на платежеспособный спрос на данную продукцию.

Неотъемлемой  чертой рыночных отношений является конкуренция. Поведение экономического субъекта на рынке представляет конкурентную борьбу с другими хозяйствующими субъектами.

 

5.4. Конкуренция

 

Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Конкурентная борьба за экономическое выживание и процветание – экономический закон рыночного хозяйства. Такое столкновение порождается следующими объективными условиями:

– наличием множества  равноправных рыночных субъектов;

– полной экономической  обособленностью каждого из них;

– их зависимостью от конъюнктуры рынка;

– стремлением  преуспеть в противоборстве за удовлетворение покупательского спроса.

Рыночное соперничество  способствует повышению качества продукции, снижению затрат на производство единицы продукции, появлению новых видов продукции. Для этого необходимо совершенствовать технику и организацию производства, повышать квалификацию и профессионализм работников, стимулировать инициативность, улучшать торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Поэтому в современных условиях конкуренция стимулирует развитие производственных сил общества и существует в различных формах.

Стимулируя  технический прогресс и повышение  производительности труда на предприятиях, конкуренция в то же время выступает  как тормоз их развития, поскольку  порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на рекламу и другие непроизводительные цели.

Формы конкуренции. Конкуренция существует в различных формах. К. Маркс различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, и особенно за получение сверхприбыли. Товары реализуются по рыночной (общественной) стоимости, устанавливающейся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке. Общественную стоимость товаров образуют общественно необходимые затраты. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены, на величину которой оказывает влияние спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости. Если предложение больше спроса, то рыночная цена ниже стоимости. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли у предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, за выгодное приложение капитала и перераспределение прибыли. На норму прибыли влияют разные факторы. Ее величина в разных отраслях неодинакова. Стремление предпринимателя получить на капитал не меньшую прибыль, чем остальные предприниматели, приводит к переливу капиталов из одних отраслей с низкой нормой прибыли в другие отрасли с высокой нормой. Нормы прибыли сфер производства в ходе такого движения капиталов колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней нормы прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями разных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Превращение прибыли  в среднюю прибыль приводит к  тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, состоящей из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал.

По механизму функционирования различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представляет собой саморегулирующуюся систему рыночных отношений. К рынкам несовершенной конкуренции относятся монополизированные и регулируемые рынки.

Наличие большого количества самостоятельных производителей некоторого  однородного товара и массы обособленных потребителей этого товара образуют экономическую систему, в которой хозяйственные связи организуются на принципе свободного обмена между независимыми экономическими субъектами. Основной признак конкурентной структуры – отсутствие возможности со стороны любого производителя, продавца или покупателя оказывать заметное влияние на общий уровень продаж и рыночную цену определенного товара. Данная структура рынка называется полиполией и порождает совершенную конкуренцию.

Совершенная или  свободная конкуренция в экономике развитых стран была типична до середины ХIХ в. Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках, появлению несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция в отличие от совершенной (свободной) имеет ограничения, диктуемые влиянием монополий или государства. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.

Когда массе  потребителей противостоит единственный производитель данного товара, а товар не имеет близких заменителей, то продавец этого товара диктует цену – такая структура рыночных связей называется монополией. Вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. В хозяйственной практике нашей страны в качестве занимающих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 65%.

Второй моделью несовершенной конкуренции является рынок монополистической конкуренции, представленный несколькими производителями дифференцированной продукции со следующими  отличительными признаками:

– существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, тайный сговор фактически невозможен;

– продукты дифференцированные (разнородные), характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи (рынок сигарет, мыла, кондитерских изделий и др.); 

– в экономическом  соперничестве используются ценовая  и неценовая конкуренции;

– вступление в  отрасль и выход из нее является относительно легким, что вызывает тенденцию получения фирмами  нормальной прибыли в долгосрочном периоде.

Конкурент выступает как монополист по отношению к своей группе покупателей, что позволяет продавцу устанавливать цену. Наличие дифференциации продукции уменьшает значение ценовой конкуренции. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия, много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Третья модель несовершенной конкуренции характеризуется  огромным  количеством обособленных потребителей и малым количеством  производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура рыночных связей называется олигополией и имеет следующие характерные признаки:

– наличие нескольких фирм, производящих стандартизированный  или дифференцированный продукт;

– контроль над  ценой ограничен взаимной зависимостью, значителен при тайном сговоре;

– наличие существенных препятствий при вступлении в  отрасль;

– типична неценовая  конкуренция, особенно при дифференцированном продукте.

Олигополия  характерна для отраслей, где наиболее эффективно крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию сталелитейной и химической промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Предприятия дифференцированной олигополии производят разнообразную продукцию одного функционального назначения: автомобили, покрышки, электробытовую технику.

Информация о работе Лекции по "Экономике"