Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:17, курс лекций
В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.
2. Полная или развернутая форма стоимости возникает, когда обмен начинает носить регулярный характер. Стоимость товара выражается множеством других товаров – эквивалентов. Но, как и при простой форме стоимости, здесь при обмене одного продукта на другой обмениваются потребительные стоимости. Для осуществления обмена необходимо совпадение потребности у владельцев различных товаров, поэтому обмен затруднен.
3. Всеобщая форма стоимости появилась, когда роль товара-эквивалента стал выполнять в основном один товар в данной местности, который обменивается чаще, чем другие. Товар-эквивалент приобретает способность обмениваться на все товары и выступать в роли всеобщего эквивалента. При простой и полной форме стоимости целью обмена является получение потребительной стоимости. При всеобщей форме целью обмена является стоимость.
4. Денежная форма стоимости стала функционировать с закреплением роли всеобщего эквивалента за одним товаром. Этот особый товар стал исполнять роль денег. В различных частях света в роли всеобщего эквивалента выступали разные товары: скот, лес, мех, соль. Все эти товары обладали недостатками при их использовании в качестве денег. В наибольшей степени исполнению функций денег соответствовало золото. В небольшой массе золото воплощает большую стоимость. Выступая в роли денег, золото становиться общим измерителем стоимости всех товаров.
4.5. Функции денег
Деньги – это товар особого рода, исполняющий роль всеобщего эквивалента. Обмен товара посредством денег способствует расширению взаимосвязей между производителями. При обмене товаров на деньги не требуется обязательного совпадения потребностей у держателей товаров, вступающих в сделку купли-продажи. Сущность денег раскрывается при рассмотрении их функций. В классической политической экономии выделяют пять функций.
1. Мера стоимости – основная функция денег, в которой выражена их роль как всеобщего эквивалента. Деньги соизмеряют стоимость всех товаров и при этом они не должны обязательно обладать собственной стоимостью.
2. Средством обращения деньги служат при обмене товаров. Они становятся посредниками в процессе обмена: товар – деньги – товар. В результате первого акта обмена (товара на деньги) происходит общественное признание товара. В результате второго акта (деньги на товар) происходит купля других необходимых товаров. Выполняя функцию обращения, деньги находятся в постоянном движении. Одни и те же деньги используются во многих актах купли-продажи, что создает возможность замены их бумажными деньгами.
3. Средство платежа. Функция денег как средства платежа связана с совершением покупок товаров с отсрочкой платежа. Продавец товара выступает в роли кредитора, покупатель – в роли должника. Функцию платежа деньги выполняют при выплате заработной платы, при оплате коммунальных услуг.
4. Средство накопления (образование сокровищ). Накопление денег происходит после реализации товаров. Покупательная сила денег ограничена их количеством. Владелец денег обладает богатством, которое можно приобрести только в пределах накопленной суммы. Деньги выступают как всеобщий представитель общественного богатства.
5. Функция мировых денег реализуется при обслуживании процесса обращения товаров между различными странами. В настоящее время на основе соглашения между странами в роли мировых денег выступают доллары, евро, фунты стерлингов и другие национальные денежные знаки.
В современной экономической литературе выделяют две – три основные функции денег: мера стоимости, средство обращения и средство платежа. Первоначально, когда бумажные деньги заменили золото, они отражали и стоимость золота, и стоимость реализуемых товаров и услуг. Затем бумажные деньги стали выпускаться без обеспечения их золотом. Но роль денег как средства измерения стоимости товаров и осуществления их обмена сохранилась. Выпуск бумажных денег находится под контролем государства, которое узаконивает их функционирование. Население использует их как платежное средство. Цена золота зависит от затрат на его добычу, а его количество ограничено. Ценность бумажных денег не определяется затратами на их производство. Бумажные деньги появились для выполнения функций представления стоимости товара и средства обращения.
Цена – это количество денег, которое платят за единицу товара при его покупке, это категория обмена. При выпуске денег больше, чем необходимо для обращения товаров и услуг, деньги обесцениваются, то есть происходит рост цен, когда за один и тот же товар приходится платить больше денег.
При расчете за купленные товары и оказанные услуги широкое распространение получили кредитные деньги. В качестве кредитных денег выступают векселя, банкноты, чеки. Появление кредитных денег связано с выполнением ими функции средства платежа.
Вексель – это долговой документ, подтверждающий обязательную уплату его владельцу в установленный срок указанной в векселе суммы денег. Векселя могут переходить из рук в руки до наступления срока платежа, указанного в векселе.
Банкнота – это вексель банка, который оплачивается по требованию его владельца наличными деньгами. Банкноты возникали как расписки банков, выданные на принятые в банк ценности.
Чек – это документ, предписывающий банку, в котором находится текущий счет его владельца, выдать его предъявителю сумму денег, указанную в чеке, или осуществить перевод денег с одного текущего счета на другой за купленные товары или оказанные услуги. Чеки представляют собой долг учреждения, выдавшего чек. Чеки бывают именные, на предъявителя, и ордерные (допускающие их передачу другому лицу по индоссаменту).
Кредитные карточки – денежный документ выдается по специально открытым для этого счетам. При покупке товара покупатель ставит свою подпись в квитанции за полученный товар, кредитную карточку предъявляет продавцу. Магазин предъявляет счет банку, выдавшему кредитную карточку. Банк переводит с текущего счета владельца кредитной карточки деньги магазину.
5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИКИ
5.1. Экономическая система общества
Экономическая система – это совокупность отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими выбор способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Функции экономической системы: служит средством осуществления взаимодействий общества и природы; обеспечивает размещение и преобразование ресурсов для удовлетворения потребностей людей, включение технологических процедур в социальное звено системы в интересах экономических агентов (индивидуальных и коллективных).
Социально-экономическое развитие характеризуется изменениями в технологиях, производительных силах, отношениях собственности, способах координации и регулирования хозяйственной деятельности людей. Источниками развития хозяйственной деятельности и общества в целом являются противоречия между потребностями и ресурсами, технической и социальной структурами экономики.
Экономика – открытая система. Воздействие на нее оказывают природные, демографические и социальные факторы. Наличие обширной территории, естественных ресурсов и рост населения открывают больше возможностей для развития экономики. Количество, состав и размещение природных ресурсов и производительных сил природы (полезных ископаемых, вод, плодородных почв и т.п.) выступают в качестве первичного фактора, определяющего структуру отраслей и характер специализации страны в международном разделении труда. Роль биологических факторов состоит в возможности удовлетворения физиологических потребностей людей за счет наличия биоресурсов. Суровость климата снижает биологическую продуктивность леса и поля, значительно увеличивая издержки на производство всякой продукции. Демографические факторы – состав и движение населения – определяют возможности экономического роста.
Основные социальные факторы развития: культура, право, политика. Уровень материальной культуры и науки создают исходную базу производственных возможностей общества. Конкретными элементами культуры выступают ценности, идеалы, знания. Они существенно воздействуют на хозяйственное развитие. Влияние культуры проявляется в неформальных правилах поведения – традиции, обычаи, церемонии, запреты, которые во взаимодействии с санкциями ставят людей в определенные рамки при выборе видов деятельности, способа получения экономических благ.
Для регулирования экономических связей создаются специальные политические и правовые механизмы. Политические связаны с созданием и использованием власти в экономической жизни. Это отношения контроля и подчиненности на предприятии, взаимоотношения профсоюзов и работодателей, контроль над ценами, условиями продаж; экономическая политика государства.
Правовые факторы связанны с созданием и использованием правовых норм.
В социально-экономическую структуру наряду с экономическими отношениями также входят институты, т.е. правила которые закрепляют определенные стандарты экономического поведения в тот или иной период времени. Институты – это политические, правовые, культурные «правила игры» в экономике, которые потребности людей и способы их удовлетворения вводят в определенные рамки.
5.2. Типы экономических систем
При классификации экономических систем за основу берется какой-либо критерий. Основные подходы к характеристике экономических систем сделаны на основе следующих критериев: 1) способа добывания благ; 2) формы собственности на средства производства и присвоения результатов производства – формационный подход; 3) технологической оснащенности производства – технологический подход; 4) способа регулирования экономических систем – организационный подход.
В зависимости от способа добывания благ выделяют два основных типа хозяйств:
а) присваивающее
хозяйство характеризуется
б) воспроизводящее хозяйство, сущность которого состоит в получении продуктов в результате преобразования природных веществ в изделия.
Исторические
типы социально-экономических
К. Маркс сформировал
следующую классификацию
– первичная (архаичная) формация, включающая первобытнообщинный и азиатский способы производства;
– вторичная формация основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
– третья – коммунистическая формация предполагает уничтожение частной собственности и состоит из двух фаз, низшей из которых является социализм.
Экономическую систему марксизм рассматривает как состоящую из относительно самостоятельных структурных звеньев: технико-экономического звена (производительные силы) и социально-экономического (производственные отношения). К. Маркс отмечал, что исторические эпохи отличаются друг от друга не тем, что в них производится, а тем, какими средствами труда это производство осуществляется. Технический прогресс расширяет экономические возможности системы, позволяет производить больший объем продукции. Формируются принципиально иные производительные силы. На этот факт реагирует социальное звено экономической системы: растут и видоизменяются потребности членов общества. Таким образом, формируются принципиально иные взгляды. Новые техника и технологии, которые увеличивают возможности удовлетворения человеческих потребностей, предопределяют развитие новых социально-экономических отношений, т.е. содержат в себе потенциальную возможность альтернативной экономики. Противоречия между потребностями и ресурсами, технической и социальной структурами экономики, являются источниками развития хозяйственной деятельности и общества в целом. Социальные группы, классы, отдельные люди в разной степени заинтересованы в экономических преобразованиях, оценивают их исходя из собственных интересов (издержек и выгод). Поэтому отрицание прежних социальных условий развития экономики и создание новых происходит в результате политической борьбы.
О конкретном историческом социально-экономическом типе можно говорить, когда устанавливается соответствие между производительными силами и производственными отношениями. Согласно этому подходу выделяют пять типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая с первой фазой – социализм.
Первобытнообщинная экономика (до IV-III вв. до н.э.) сформировалась на основе присваивающего хозяйства, которое не давало регулярного жизнеобеспечивающего продукта. Главными элементами производительных сил здесь выступали данные природой и примитивно изготовленные людьми орудия труда и коллективный опыт добывания жизненных средств. Важнейшим этапом в развитии производительных сил первобытного общества было открытие полезных свойств огня, особенно его искусственного добывания.
Для этой экономики характерно отношение коллективной собственности: производство и распределение строились на коллективных принципах на всю пищу не зависимо от того, кто ее добыл. Это необходимо для выживания всей общины при неудачах в процессе добычи пищи.
Древнейшей формой производства была простая кооперация. В первобытном обществе также развивалось разделение труда, которое привело к таким формам хозяйствования, как земледелие и пастушество, а затем ремесленничество и купечество. Сложившиеся формы хозяйствования обеспечили прогресс в развитии производительных сил. На этой основе возник новый экономический строй – рабовладельческий. Использование рабского труда в крупных масштабах составляло отличительную черту экономики древних цивилизаций (IV-III вв. до н.э. – V в. н.э.).
Рабовладельческое
общество базировалось на
В качестве основных элементов системы производительных сил рабовладельческого общества выступали живые орудия труда – тягловая сила скота и мускульная энергия рабов – и ремесленные орудия труда, что позволяло создавать значительный прибавочный продукт. Присвоение и использование его привели к тому, что физическим трудом стали заниматься только определенные категории людей – рабы и колоны, а рабовладельцы получили возможность заниматься умственным трудом – литературой, искусством, науками, архитектурой, театральными представлениями и т.д.