Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:17, курс лекций
В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.
Методы конкурентной борьбы. Различают ценовые и неценовые методы ведения конкурентной борьбы. К ценовым методам относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен, ценовая дискриминация (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Неценовую конкуренцию условно разделяются на две основные группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту проявляется в стремлении захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска товаров нового ассортимента и качества при сохранении цены примерно на том же уровне;
Конкуренция по условиям продажи направлена на использование многочисленных средств по привлечению покупателей к своим товарам. Это реклама, установление господства над сетью по реализации продукции, предоставление услуг по обслуживанию проданной продукции, льготы постоянным покупателям и при реализации крупных партий товаров, продажа товаров в рассрочку и лизинг.
Лизинг означает пользование средствами производства (машинами, оборудованием, транспортными средствами, сооружениями производственного назначения) на условиях долгосрочной аренды с правом их выкупа. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы: лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов и т.д. Применяют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, шпионаж, убийство опасных конкурентов, государственные перевороты.
5.5. Антимонопольное регулирование
Для ограничения монополистической деятельности принимают антимонопольное законодательство. В России большинство предприятий–монополистов являются естественными монополиями и подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы поставщиков природного газа, электрической энергии, железных дорог определяются федеральными или региональными регулирующими комиссиями правительства страны и региональных органов власти. Порядок регулирования деятельности естественных монополий в России определяется Федеральными законами «О естественных монополиях», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» и другими.
Порядок регулирования деятельности олигополии на товарных рынках осуществляется путем контроля доли рынка крупнейших предприятий, порядка их слияний, контроля свободы ценообразования, направленных на предотвращение сговора, приводящего к получению монопольных прибылей. Порядок регулирования деятельности на товарных рынках в нашей стране определяется, прежде всего, Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
За соблюдением законодательства в этой области следят антимонопольные органы. Они осуществляют контроль создания новых предприятий, слияния существующих, крупных продаж и покупок акций предприятий. Разрабатывают мероприятия по демонополизации производства и развитию конкурентной среды; дают рекомендации по развитию товарных рынков, представляют предложения по развитию и совершенствованию антимонопольного законодательства в правительство РФ.
В РФ они имеют следующие полномочия:
– давать обязательные для исполнения предписания хозяйствующим субъектам в случае нарушения ими антимонопольного законодательства;
– налагать
штрафы при невыполнении
– передавать материалы
на виновных лиц в суд и прокуратуру
в случае грубого нарушения
5.6. Преимущества и недостатки рыночной системы экономики
Рыночной системой ограниченные ресурсы направляются в производство тех продуктов, в которых общество нуждается больше всего. Возникающий дефицит товаров рынок способен быстро устранить. Конкуренция стимулирует применение эффективных методов использования ресурсов в производстве, способствует разработке и внедрению более совершенных технологий производства. В определенных условиях и пределах рыночная система способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения. Движение производственных ресурсов из одной отрасли в другую происходит, как правило, по мотивам собственной выгоды субъектов производства. На этой основе рыночная система преуспевает. Но в силу своих внутренних противоречий она не способна решить ряд важных проблем в жизни общества по следующим причинам.
1. В основе
рыночной системы лежит
Применение новейших технологий под силу небольшому количеству крупных фирм, способных финансировать НИОКР. Поэтому неизбежным следствием рыночной системы является возникновение монополизма и порождаемый им застой.
2. Рыночная система не может обеспечить полной занятости и стабильного уровня цен, порождает безработицу и инфляцию, что усиливает социальные и экономические проблемы современного общества. Рынок не решает проблему рационального использования трудовых ресурсов.
3. Рынок не может обеспечить гармоничное развитие регионов, создать равновесие в национальной экономике. Его работа основана на текущей цене как главной информации.
4. Рыночная система
ведет к социальному
5.7. Построение
рыночной экономики в
К 1980-му году в СССР были исчерпаны экстенсивные факторы экономического роста (прекратился приток рабочей силы, прирост добычи природных ископаемых, не росли финансовые ресурсы предприятий и государства и т. д.). В 1985 г. в СССР была провозглашена задача ускорения социально-экономического развития, решение которой предполагало перенос центра тяжести в экономическом развитии на интенсивные факторы: активизировать человеческий фактор, ускорить темпы научно-технического прогресса, усовершенствовать хозяйственный механизм.
Одним из главных
направлений перестройки
Проведение реформ постоянно отодвигалось, экономическое положение страны стало тяжелым, назревал спад производства. ВВП в 1990 г. снизился на 3% по сравнению с 1989 г. Денежная масса, не обеспеченная товарным покрытием, увеличивалась. Наблюдались массовые социальные процессы, в которых экономические требования переплетались с политическими. В 1991 исчез Советский Союз. В России был взят курс на всеобщую и полную приватизацию государственной собственности. Ее лидер Б.Н. Ельцин из двух обсуждаемых в стране направлений осуществления экономических реформ, выбрал третий вариант, который предложил тогда еще неизвестный широкой публике Е.Т. Гайдар. Этот вариант стали называть «шоковой терапией».
Основные задачи переходного периода. Все многообразие проблем переходного периода можно свести к 3-м группам задач:
– чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики;
– по переходу от плановой системы к рыночной;
– перспективного
развития в направлении социально-
Сочетание этих задач определяет содержание переходного периода.
1. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом.
2. Разгосударствление
экономики и приватизация
3. Формирование
и развитие рыночной
4. Структурная
перестройка отраслей и
5. Осуществление
финансовой стабилизации
6. Демонополизация
экономики, развитие
7. Создание эффективной
системы защиты населения,
8. Либерализация
внешней торговли. Предприятия экспортеры
зависят от импортных
Реализация основных задач переходного периода в России. В России были осуществлены либерализация цен и приватизация по рекомендации западных теоретиков «шоковой терапией» с ориентировкой на американскую модель рыночной экономики. Реформы двигались в сторону личных интересов и замыслов реформаторов. Либерализация цен не привела к рыночной конкуренции. Не проявилось активного тяготения к производственному предпринимательству. Не удалось преодолеть стремление к монополизму.
В ходе проведенной приватизации государственные эффективные объекты за бесценок попали в руки небольшой группы умелых дельцов. Самых изворотливых из них прозвали олигархами, которые монопольно используют эти богатства, а общество понесло значительные потери. Вместо создания «совершенно рыночной среды и массы свободных субъектов хозяйствования, заинтересованных в эффективной предпринимательской деятельности», Россия открыла Западу внутренний рынок, получила разрушение обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, в которых создают преобладающую долю добавленной стоимости, обеспечивают спрос населения на потребительские товары, продовольственную независимость страны; криминальные структуры и финансовых олигархов, скопивших огромные деньги на противозаконной продаже за рубежом национальных богатств и обмане ее населения. Ускоренные темпы приватизации и бесплатная форма ее проведения обернулись для экономики снижением эффективности использования основного и оборотного капитала, потерей управляемости национального хозяйства, резким снижением инвестиций и спадом производства.
Для того чтобы осуществить переход к подлинной частной собственности, надо наполнить возникшую частную форму частным содержанием. Подлинная частная собственность имеет место только тогда, когда субъекты собственности осуществляют процесс производства и обмена продуктов частным способом, т.е. своими частными силами, за свой счет. Если субъекты собственности не способны на это, если они нуждаются в соучастии труда и ресурсов других субъектов собственности, их частная собственность становится на деле фиктивной, т.е. зависимой от тех, кто не считается формально собственником, но фактически является таковым. Частная собственность, которая не может существовать без государственной поддержки, т. е. без материальной помощи налогоплательщиков, – это не частная собственность, это в лучшем случае частное владение, что далеко не одно и то же. Принцип реформаторов при оценке форм собственности – исходить из их названия, а не из фактически сложившихся экономических отношений, является основной стратегической ошибкой, не позволяющей российской экономике стать эффективной. Реформаторы не различали правовые формы собственности от экономических. Поэтому считали, что приватизация сама по себе превращает акционеров и руководителей приватизированных предприятий в их частных собственников, и ожидали от них экономического поведения, тождественного капиталистическому. Однако обязательным и основным условием эффективной экономической политики, способной обеспечить стабильное развитие общественной экономики, является установление прав собственности, адекватных их экономическим формам.
Результатом реализация основных задач переходного периода в России стало: ВВП в России упал более чем на 40%, промышленное производство – более чем в 2 раза, сельскохозяйственное – на 44%, обнищание населения (более 40% населения оказались за чертой бедности). Вследствие инфляции за период 1991 – 1998 гг. цены на потребительские товары и услуги увеличились приблизительно в 20 тыс. раз. Россия оказалась в ситуации системного кризиса, представляющего совокупность экономического, политического и социального кризисов. Главный элемент в системном кризисе России – кризис производства.
Главная причина разрушения названных отраслей – либерализация цен и открытие внутреннего рынка для зарубежных производителей потребительских товаров. В результате резко изменилась социально-экономическая ситуация в России: при обнищании основной массы населения произошло перераспределение сократившихся в два раза доходов в пользу незначительной части населения страны.
К числу тяжелейших последствий курса реформ относится коррумпированность экономических отношений, полученных вместо рыночной экономики, о чем свидетельствуют взятки, поборы, откаты, противозаконные монополии, растаскивание государственной собственности. Финансирование отраслей социальной сферы и уровень оплаты труда работников бюджетной сферы свидетельствует о тощем бюджете страны.