Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:17, курс лекций
В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.
Двойственная природа товара обусловлена двойственным характером труда. Труд всегда существует в определенной полезной форме. Подобно тому, как существует много различных потребностей, существует много различных видов труда, характеризующихся определенной конкретной целью, строго определенным конкретным направлением. Конкретный труд вместе с природой создает потребительную стоимость. Обмен товаров осуществляется на основе их приравнивания между собой. Приравнивание предполагает отвлечение от потребительских стоимостей, а потому и от конкретных видов труда. Такое абстрагирование делает труд, как субстанцию и меру стоимости. Т.е. труд вообще как затрата энергии человека (физической, умственной, нервов) и как средство установления экономических связей между людьми путем приравнивания товаров в обмене есть абстрактный труд. Конкретный и абстрактный труд – не два различных вида труда, а две неразрывные стороны одного и того же труда. Единство конкретного и абстрактного труда противоречиво. Прежде всего, это противоречие между своеобразной специфичностью каждого особого конкретного труда и лишенного всяческих качественных различий абстрактного труда. В силу общественного разделения труда при товарном производстве труд всегда носит общественный характер, поскольку каждый член общества, в конечном счете, трудится на все общество, а все общество трудится на каждого ее члена. Однако в связи с экономической обособленностью собственности каждый товаропроизводитель решает самостоятельно что, когда и сколько ему производить. У него труд носит частный характер. Поэтому конкретный труд в пределах производственно-хозяйственных ячеек выступает как непосредственно частный.
Общественный характер труд проявляет непосредственно на рынке реализации товаров на основе стоимостной эквивалентности, определяемой величиной абстрактного труда. Конкретный труд выступает, таким образом, как частный, а абстрактный труд как общественный. Противоречие между частным и общественным характером труда является основным противоречием товарного производства. Противоречия между конкретным и абстрактным, между частным и общественным трудом внешне проявляется как противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью товара.
4.3. Величина стоимости товара
Продукты натурального производства в основной своей массе товарами не являются, так как предназначены для внутрихозяйственного потребления. Следовательно, хотя эти продукты имели свойство удовлетворения потребностей, они не имели стоимости, так как не поступали в обмен.
Теории стоимости интенсивно развивались в период становления рыночной экономики, когда товарная форма общественного хозяйства стала преобладающей. Ученых волновал вопрос о том, что лежит в основе соизмеримости товаров, приравнивания одного товара к другому, каковы источники стоимости и цены товаров?
Трудовая теория стоимости. Классическая школа политической экономии единственным источником стоимости считала затраты труда на производство товара. Они пришли к выводу, что полезность не определяет стоимость товара. Если бы полезность влияла на стоимость, то предметы первой необходимости оценивались бы по полезности выше, чем другие товары. Например, стакан воды ничего не стоит, дороже угля стоит алмаз, хотя и удовлетворяет менее важные потребности. Сторонники трудовой теории стоимости утверждают, что в основе стоимости лежат трудовые затраты, которые и определяют стоимость товара.
К. Маркс выделил категорию стоимости товара в лишенном различия абстрактном труде. Поскольку стоимость товара создается трудом, то величина стоимости товара определяется количеством заключенного в нем труда. Мерой труда служит рабочее время (час, день, неделя и т.д.), которое расходуется на производство единицы продукта при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, в тех условиях производства, при которых производится основная масса того или иного товара.
На изготовление не только разных, но и одинаковых товаров производители могут затрачивать разное количество времени. Это зависит от условий производства: орудий труда, сноровки и профессионального мастерства работника, качества предметов труда и других условий. Время, которое затрачивается отдельным работником на производство товара, называется индивидуальным рабочим временем, характеризующим индивидуальные затраты труда. Но величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда или рабочего времени. Общественно необходимое есть то рабочее время, которое затрачивается на создание подавляющей части товара данного вида. Лишние затраты индивидуального труда на рынке не будут признаны обществом, отсекаются им, следовательно, не создают стоимости. Закон стоимости заключается в том, что товары обмениваются друг на друга по стоимости, содержащей одинаковое количество общественно необходимого труда.
Стоимость – это экономическая категория, выражающая отношение между хозяйственными субъектами по поводу эквивалентности затраченного на производство товаров абстрактного труда.
Величина стоимости товара зависит от сложности труда и изменяется с изменением производительности труда. Сложный труд, требующий профессиональной подготовки, создает большую стоимость в единицу времени, чем простой труд. Стоимость единицы товара обратно пропорциональна изменению производительности общественного труда. С изменением интенсивности труда стоимость единицы товара не изменяется, т.к. не изменяется количество труда, расходуемого на единицу товара. Постоянное разрешение противоречия между индивидуальными и общественно необходимыми затратами труда определяет источник развития товарного производства. Товаропроизводители стремятся снизить индивидуальные затраты, чтобы получить большую разницу между рыночными ценами и своими затратами.
На практике цена может отклоняться от величины стоимости под воздействием конкуренции, спроса и предложения. Цена может быть выше или ниже стоимости, но в рамках всей экономики отклонения нивелируются. В результате сумма цен совпадает с суммой всех стоимостей. Это, согласно концепции Маркса, означает тенденцию обмена товаров в соответствии с их стоимостями, или действие закона стоимости. Через механизм рыночного ценообразования, через колебания цен вокруг стоимости под влиянием конкуренции, спроса и предложения происходит стихийное регулирование товарного производства, стихийное установление определенного равновесия между предложением и спросом.
К. Маркс доказал, что предприниматель покупает не труд, а способность работника к труду. Он вводит в научный оборот категорию «рабочая сила». Это товар, как и другие товары, обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Стоимость товара «рабочая сила» определяется суммой жизненных благ, необходимых для существования рабочего и его семьи, для профессиональной подготовки рабочей силы. Стоимость рабочей силы, выраженная в деньгах, есть цена товара «рабочая сила». В рыночной экономике цена рабочей силы принимает форму заработной платы.
Потребительная стоимость товара «рабочая сила» состоит в способности наемных работников создавать новую стоимость, большую, чем стоимость самой рабочей силы. Разница между величиной новой стоимости и заработной платы составляет прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость – результат неоплаченного нанимателем труда наемного рабочего. Норма прибавочной стоимости – это отношение неоплаченной части труда рабочего к его оплаченной части. Это выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом.
Данную теорию, как и трудовую теорию стоимости классиков, критиковали за игнорирование производительности капитала и земли. Недостаточно внимания в рамках этой концепции уделялось также полезности (потребительной стоимости) товаров.
Теория факторов производства (Ж.Б. Сей, Дж.С. Милль) связывала стоимость с вкладом всех ресурсов в производство товара. Источник стоимости искали в производстве: стоимость приравнивается к затратам предпринимателя на приобретение ресурсов для производства данного товара. Предприниматель должен расплатиться с владельцами ресурсов: выплатить заработную плату, ренту, процент. Цена созданного товара должна окупить издержки и обеспечить хотя бы минимальный доход самому предпринимателю. Стоимость товара приравнивалась к сумме цен ресурсов, затраченных на производство этих товаров. Однако это не решало проблему поиска источника стоимости, т.к. не объясненной оставалась цена самих ресурсов.
Теория предельной полезности. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Так высокая цена билета на концерт определяется отнюдь не затратами "какого-то" общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (или ожидает получить) зритель.
Представители теории предельной полезности У.С. Джевонс (Англия) и К. Менгер, Е. Бем-Баверк (австрийская школа) высказывали мысль, что не затраты труда лежат в основе обмена, а полезность. Полезность – это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги. Они предложили искать источник стоимости не в производстве, а в потреблении. То есть в основе цены лежит субъективная оценка покупателя, определяемая предельной полезностью. Согласно теории предельной полезности в основе цены лежит не общая, а предельная потребность, которая зависит от индивидуального потребления, объема блага, его важности. Предельная полезность – это полезность порции блага. Любая следующая порция блага удовлетворяет наименее важную потребность. По мере потребления все новых порций одного и того же блага, рост добавочной полезности уменьшается, хотя общая польза для потребителя возрастает. Каждой добавочной порцией блага потребитель удовлетворяет по важности меньшую потребность.
Каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Стакан воды может иметь высокую ценность для человека, находящегося в пустыне, но не имеет особой ценности для человека, живущего у воды. От абстрактной полезности, которую рассматривали А. Смит, К. Маркс и др. следует отличать конкретную (предельную) полезность экономических благ, которая и оказывает влияние на установление рыночной цены.
С позиций предельного анализа (маржинализма) цена экономического блага зависит от предельной полезности этого блага, цена фактора производства определяется его предельной производительностью. Поскольку существует закон убывания предельной производительности по мере наращивания ресурсов в производстве, цена ресурсов может уменьшаться. Предельная производительность фактора производства определяет спрос на него со стороны фирм и является измерением (в денежном выражении) его стоимости. С помощью такого подхода было объяснено рыночное распределение доходов (заработной платы, ренты, процента) в соответствии с участием труда, земли, капитала в создании продукта. Концепция предельных величин предусматривает учет не только затрат, но и результатов (полезности) как в сфере обращения, так и в сфере производства. Она нацеливает на минимизацию затрат и получение максимума полезности.
Ценность полезного эффекта – категория во многом субъективная, а отсюда никак не может быть свойством, объективно присущим вещам, т.е. признаются только субъективно-психологические законы и игнорируются объективные законы экономического развития. Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю) другое. А роль производства в создании стоимости и цены товара игнорируется. Стоимость трактуется как оценка потребителями полезности последней единицы блага. При изобилии блага, ценность его будет нулевая. Но товар не будет произведен, если цена не возмещает затраты на его производство. И в этом смысле стоимость лежит в основе цены, а цена является формой проявления стоимости.
Современная теория стоимости и цены. Сторонники неоклассического направления разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Производителем движет мысль, высказанная А. Смитом: «Включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара)». Как видно из этого изречения ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) – степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимно дополняют друг друга.
А. Маршалл (1842 – 1924) отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил положения нескольких теорий, переработал теорию трудовой стоимости Д. Рикардо (действие объективных факторов) и теорию предельной полезности (действие субъективных факторов) в теорию взаимных связей спроса и предложения. Согласно выбранному подходу цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Рыночная цена, через которую проявляется стоимость, устанавливается в процессе взаимодействия на рынке спроса и предложения. В основе спроса лежит предельная полезность потребляемых благ, а в основе предложения – предельная производительность ресурсов. Сведение стоимости только к затратам факторов производства или только к полезности товаров неприемлемо. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, определяется степенью полезности; цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Не сами по себе пределы определяют рыночные цены, но они определяют условия, которые формируют цены. Цены формируются в ходе компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Рыночное равновесие означает, что достигнуты условия, при которых продавцы и покупатели получают максимальную выгоду с учетом заданных ограничений. Это не означает, что все желающие купить или продать товар на данном рынке удовлетворили свои запросы. Часть продавцов и покупателей вынуждена уйти с данного рынка, т.к. их индивидуальные оценки стоимости данного товара либо слишком высоки (для покупателей), либо слишком низки (для продавцов).
4.4. Развитие форм стоимости и возникновение денег
В процессе развития обмена, форма стоимости товара изменялась. Выделяют четыре формы стоимости.
1. Простая (единичная) относится к периоду случайного (единичного) обмена продуктами, когда при обмене один товар приравнивался к другому. При этом один товар находился в относительной форме стоимости, другой – в эквивалентной. Эти две формы существуют только вместе и являются взаимоисключающими. Товар может быть только либо в относительной, либо в эквивалентной форме стоимости. Это определяется исключительно местом, которое он занимает в процессе обмена. Относительная стоимость одного товара выражается в стоимости товара эквивалента.