Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 00:17, курс лекций
В курсе лекций дана характеристика основных школ экономической теории, изложены общие основы экономического развития общества, теоретические вопросы микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики, особенности экономики России. Теоретические вопросы увязаны с практической деятельностью в России. Приводимые примеры отражают преимущественно российскую действительность. Содержание построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.
В России отсутствовал экономически образованный лидер реформ, осознающий национальные интересы. Реформаторы убеждали общество, что рынок сам все утрясет, и позитивной роли государства в процессе реформ не видели. Хотя на тот момент был уже более чем десятилетний успешный опыт Китая, где роль государства при переходе экономики с командно-административной на рыночную не ослаблялась, а усиливалась. Из-за отсутствия государственной стратегии экономических преобразований Россия оказалась в положении периферийной страны сырьевого и технологического придатка ядра мировой экономической системы, население страны – нищим, прекратилось финансирование армии и социальной сферы. Общество распалось на группы, ведущие взаимную борьбу за личное обогащение. Для России не менее важными стали морально-психологические реформы общественного сознания.
5.8. Особенности экономической системы Российской Федерации
Российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Россия в социально-экономическом плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Российское общество в экономическом плане сформировалось как восточное и сохранило следующие его черты1:
– огромная роль государства как регулятора экономики;
– неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;
– отсутствие автономного от государства гражданского общества, характерного для Запада;
– слабость личной инициативы при сильных коллективистских настроениях;
– неразрывная связь власти и собственности.
В результате произошедших в 1990-е годы изменений в России сформировалась специфическая социально-экономическая структура общества, состоящая из трех групп экономических интересов2:
– политически влиятельных промышленно-сырьевых и финансово-посреднических и групп, сосредоточивших основную долю российского капитала;
– государство с властными структурами, криминалом и коррупцией;
– плохо организованных наемных работников, неэффективно борющихся за свои права, не всегда получающих заработанное.
Интересы этих трех групп образовали систему. Всякая система обладает способностью к самосохранению и может быть обновлена через разрушение.
Сырьевой вариант развития экономики России отвечает интересам сложившихся богатых и политически влиятельных финансово-посреднических и промышленных групп. Финансово–посреднический капитал в торговле природными ресурсами заинтересован в открытой экономике, что сдерживает подъем производства российских потребительских товаров. Эта стратегия также соответствует экономическим интересам иностранного капитала и противоречит интересам населения России, т.к. в этом случае оно не выберется из нищеты и состояния конфликтности.
Переход России в первой половине 1990-х годов к открытой экономике привел к разделению народного хозяйства на три основные группы отраслей (в зависимости от конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках):
– ресурсные, конкурентные на внешнем рынке (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, черная и цветная металлургия);
– обрабатывающей промышленности, конкурентные на внутреннем и отчасти на внешнем рынке (аэрокосмическая, атомная промышленность, энергетика и энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение и др.);
– неконкурентные
на внешнем рынке, но необходимые
для снабжения внутреннего
Через 20 лет после начала рыночных преобразований в России не создано предпосылок для экономического роста, страна не достигла уровня производства 1990 г., который был до перехода к рыночной системе хозяйствования (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Производство промышленной и сельскохозяйственной
продукции по отношению к уровню 1990 г., % (1990 г. принят за 100%)
Отрасль |
2007г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
2011г. |
Промышленность |
82,7 |
84,4 |
75,3 |
81,5 |
85,4 |
Сельское хозяйство |
78,1 |
86,5 |
87,5 |
77,2 |
89,9 |
Россия не может выбраться из трансформационного спада, вызванного, в том числе, и последствиями приватизации. Российские миллиардеры не создали свое состояние, а присвоили его, воспользовавшись некомпетентностью правящего режима, позволившего небольшой группе людей завладеть огромной частью России. В таких условиях невозможно рассчитывать на развитие культуры ответственности, филантропии и экономический рост. Свободный рынок нужен для того, чтобы люди были вынуждены создавать состояния, а не выдавать за свободу рынка безнаказанность присваивать чужое имущество. Тогда компании и филантропы делают огромные вложения в науку и развитие производства на основе ее достижений.
Свободный рынок – необходимое, но недостаточное условие для экономического роста. Научные технологии – это продукт высокой культуры честности в рамках свободного рынка. Если в стране коррумпированы полиция, суды, инструменты государственного регулирования, то такая страна навсегда останется бедной. Необходимо создать условия для производства благосостояния. Для реализации конкурентных преимуществ и обеспечения на этой основе социально-экономического развития нужна государственная политика, отвечающая национальным интересам – необходимо проведение гибкой протекционистской политики. Политическая линия государства должна открыть возможность стратегического экономического пути развития с четким представлением целей, приоритетов, региональных планов, безопасности страны и т.п. Социальный аспект воплощения мечты в обновление и развитие России сейчас не менее важен, чем технологические и экономические нововведения. Это важнейший элемент объединения усилий народа, организаций, предприятий.
6. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
6.1. Закон спроса
В основе спроса лежат потребности людей, которые неуклонно возрастают по мере развития производительных сил общества. Разнообразные потребности человека ограничиваются его денежными доходами. Потребность, подкрепленная денежными доходами, называется платежеспособным спросом. Ограниченность денежных доходов приводит к ограничению частично или полностью в удовлетворении каких-то потребностей. Существует зависимость между количеством покупаемых товаров и их ценой. Чем выше цена товара, тем меньшее количество этого товара купят. Понижение цены товара приводит к увеличению его продажи. Такое поведение потребителя объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Суть эффекта дохода состоит в том, что существенное понижение цены товара делает покупателя реально богаче, так как на свой доход он сможет купить больше товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены на определенный товар покупатель начинает его употреблять взамен других товаров, сходных по своему назначению. Для традиционных, массовых товаров эффект дохода и эффект замещения дополняют друг друга.
Зависимость между уровнем цены товара и объемом спроса на этот товар называется законом спроса: покупатель приобретает больше товара при понижении цен и меньше – при повышении цен при прочих равных условиях. Графическое изображение зависимости объема спроса и уровня цены показано на рис. 6.1. Это кривая d-d. Величина спроса – это количество купленного товара при данной цене (точки A и B на кривой d-d).
Рис. 6.1. Зависимость спроса от уровня цены
6.2. Закон предложения
Предложение – это совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда в течение определенного периода времени. Предложение каждого отдельного продавца на рынке называется индивидуальным предложением. Сумма индивидуальных предложений составляет рыночное предложение. Уровень предложения зависит от соотношения между рыночными ценами на товар и тем количеством товара, которое при данных ценах будет произведено и представлено к продаже. Рост цен на товары данной отрасли обеспечит получение дополнительной прибыли, что создаст условия для дополнительного притока капитала и расширения производства. При снижении цен прибыль уменьшается, будет отток капитала из отрасли, а производство и предложение товара – снижаться.
На уровень предложения также влияют следующие неценовые факторы:
– издержки производства, которые зависят от технического уровня производственных мощностей, наличия природных ресурсов, природно-климатических условий, уровня квалификации рабочей силы и др.;
– уровень налогов и дотаций;
– возможности технико-организационного совершенствования производства и перспективы его развития.
На рис. 6.2 представлен график зависимости предложения от уровня цены. С увеличением уровня цены увеличивается количество поставляемого товара (кривая S–S).
Рис. 6.2. Зависимость предложения от уровня цены
При увеличении предложения под воздействием неценового фактора кривая предложения будет сдвинута вправо вниз – из положения S–S в положение S1–S1. Уменьшение предложения сдвигает кривую влево вверх, в положение S2–S2.
6.3. Рыночная цена равновесия и механизм для ее установления
Спрос и предложение взаимосвязаны. Равновесие – это соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения. Уравновешивание спроса и предложения происходит через установление рыночной конкурентной цены. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Цена, при которой рыночный спрос равен рыночному предложению, называется равновесной ценой. На рис 6.3 точка пересечения кривых спроса и предложения (Е) – точка рыночного равновесия. Объем выпуска при равновесной цене называется равновесным объемом выпуска. Отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм саморегулирования. При цене выше равновесной объем спроса меньше объема предложения. Разница между объемом предложения (Qs) и объемом спроса (Qd) называется избыточным предложением при данной цене (P1). Накопление нереализованных товаров приведет к снижению цены, увеличению объема спроса и восстановлению равновесия.
Рис. 6.3. Рыночное равновесие между спросом и предложением
При цене ниже равновесной объем предложения будет меньше объема спроса, что приведет к росту цены, т. к. покупатели готовы уплатить более высокую цену за дефицитный товар. В ответ на повышение цены увеличится предложение. Процесс будет продолжаться до восстановления равновесия.
Предложение может приспособиться к новому уровню цен только за определенный период времени, т.к. связано с изменением в производственных мощностях. Изменение спроса в краткосрочном периоде в большей степени воздействует на цену, а в длительном периоде – на объем выпуска.
Различают устойчивое и неустойчивое равновесие. В условиях нестабильного рыночного равновесия выделяют рынок потребителя и рынок производителя (продавца). Рынок потребителя характеризуется конкуренцией производителей за покупателя: когда предложение превышает спрос. На рынке производителя в конкуренцию между собой вступают покупатели товара: отличается превышением спроса над предложением.
6.4. Теория эластичности
Эластичность спроса – это степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Измеряется коэффициентом эластичности, который определяется соотношением изменения величины спроса (в %) к изменению фактора (в %). При изучении потребительского спроса на продукцию производителей коэффициент эластичности спроса служит одним из важнейших показателей, позволяющим обосновать выбор направления развития производства выпускаемых и новых товаров.
Эластичность спроса по доходу определяется отношением:
ER (d) = ∆Q /∆R,
где ER (d) – эластичность спроса по доходу, ∆Q – изменение величины спроса, %, ∆R – изменение дохода, %.
Высокая эластичность спроса по доходу означает возможность успешного развития отрасли в будущем.
Эластичность спроса по цене – это интенсивность реакции покупателей на изменение цены (понижение или повышение) в виде изменения общей выручки от продажи товара:
EP (d) = ∆Q / ∆P,
где EP (d) – эластичность спроса по цене, ∆Q – изменение величины спроса по общей выручке, %; ∆P – изменение цены, %.
Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение величины спроса под влиянием изменения цены на 1%. При эластичном спросе изменение цены и выручки происходит в противоположном направлении. При неэластичном спросе изменение общей выручки происходит в том же направлении, что и изменение цен.
В зависимости от значения коэффициента эластичности, взятого по абсолютной величине, различают: EP (d) < 1 – неэластичный спрос, EP (d) = 1 – единичная эластичность, EP (d) > 1 – эластичный спрос (рис. 6.4).
Неэластичный спрос наблюдается на предметах первой необходимости, эластичный спрос – на предметах роскоши.
Перекрестная эластичность отражает изменение величины спроса на один продукт «Х» в связи с изменением цены на другой продукт «Zх»:
EPz (dх) = ∆Qх / ∆Pz,
где ∆Qх – изменение величины спроса на продукт «Х», %; ∆Pz – изменение цены на продукт «Z», %.
Если коэффициент эластичности EPz (dх) = 0, продукты не связаны между собой; если EPz (dх) < 1, продукты взаимодополняемы (ружье и патроны); если EPz (dх) > 1, то продукты взаимозаменяемы (чай и кофе, мясо и рыба).
Рис. 6.4. Эластичность спроса по цене по показателю общей выручки
Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товаров в зависимости от относительного изменения цены, выраженные в процентах:
EP (S) = ∆Q, % / ∆P, %.
где ∆Q – изменение величины предложения, %; ∆P – изменение цены, %.