Лекции по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

Файлы: 1 файл

Национальная экономикаключ.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

2) юридическое.

Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства.

Система экономических  отношений собственности включает следующие элементы:

1) присвоение собственности.  Это экономический процесс, в  результате которого определенный  человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом;

2) использование собственности  для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено  непосредственно собственником  либо передано другому хозяйствующему  субъекту;

3) передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного  процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами – системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.

Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

1) органы государственного  и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;

2) юридическое лицо;

3) гражданин – физическое  лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

1) интеллектуальную собственность;

2) движимое имущество (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);

3) недвижимое имущество  (например, земля, промышленные и  жилые здания).

Если выполнены предусмотренные  на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.

Право собственности  включает:

1) право распоряжения  собственностью. Это право на  использования вещи или блага,  на передачу этого права другому  собственнику;

2) право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое  на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;

3) право пользования  собственностью. Это закрепляемое  и охраняемое на законодательном  уровне право использования вещи  или блага для хозяйственной  деятельности или удовлетворения  личных потребностей и нужд.

Совмещение экономической  и юридической сущности собственности  и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования  и распоряжения собственностью без  юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.

Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:

1) социалистический, исходящий  из того, что вся собственность  – общественная и принадлежит  государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;

2) капиталистический,  признающий все три вида права  собственности – государственную,  физического и юридического лица. При органичном совмещении всех  их в национальной экономике  возможно достижение высоких темпов экономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях – социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.

В России до 1990 г. использовался  исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности – государственная, физических и юридических лиц.

Структура собственности  в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности – государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.

Для современной структуры  собственности России характерно:

1) преобладание теневых  отношений собственности. Государство  стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;

2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности.  Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост  может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей – олигархов;

3) неразвитость мелкого  предпринимательства. В развитых  странах основу экономики составляют  малые предприятия с частной  собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Основная проблема современной  структуры собственности в России заключается в создании условий  для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.

 

6. Структурные  изменения в экономике современной  России

 

В конце ХХ в. была разработана  и реализована кардинальная структурная  реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную. Масштабы и сложность реформирования состоят в том, что в стране, где полностью отсутствовали рыночные отношения, они искусственным образом были внедрены.

Объективными причинами  начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Особенностью экономических  реформ было то, что в условиях социалистического режима само понятие свободного рынка отсутствовало. Необходимо было создать такие условия, в которых возникли бы и начали нормально функционировать нормальные рыночные механизмы.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

1) структурные реформы;

2) приватизацию;

3) макроэкономическое  регулирование.

Большое внимание было сосредоточено  на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало  меры по поддержке производства.

За период экономических  реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов  промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда  была полностью исчерпана инерционность  его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли – отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики  существовавшая монополия государства  на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что  предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация – снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически  полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая сегодня  национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве  своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики

 

1. Совокупный  экономический потенциал: понятие  и сущность

2. Виды совокупного  экономического потенциала национальной  экономики

3. Экономические  ресурсы: их виды и взаимодействие

4. Национальное  богатство – часть совокупного  экономического потенциала национальной экономики

5. Место России  в системе использования потенциалов  планеты

 

1. Совокупный  экономический потенциал: понятие  и сущность

 

Основным направлением функционирования современной экономики  России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.

Потенциал – это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы при необходимости в производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности.

Функционирование и  развитие национальной и в целом  всей мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Экономические ресурсы – это то, что необходимо для производства благ – товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном отношении национальная экономика располагает ими, зависят темпы ее развития.

Соединение экономических  факторов и ресурсов составляет понятие  потенциала национальной экономики. Он достаточно разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в общем позволяет определить возможности национальной экономики к росту.

Совокупный  экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

1) человеческие ресурсы,  а именно их количество и  качество;

2) объем и структура  производственного потенциала промышленности;

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике"