Лекции по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

Файлы: 1 файл

Национальная экономикаключ.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура имеет  большое значение для функционирования национальной экономики, представляя  собой неотъемлемую ее часть. На современном  этапе развития российской экономики  роль инфраструктуры в экономике  увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Инфраструктура как  самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы  развития:

1) разделение сельского  хозяйства и ремесленничества  привело к росту городов и  специализации труда. Объективно  инфраструктура заняла позицию обеспечения нормального товарообмена между городом и селом. Особая ее роль состояла в поддержания условий развития ремесленничества в городских условиях;

2) разделение сельского  хозяйства, ремесла и торговли  привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного  продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.

Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят  от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы.

Выделяются  следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:

1) производственная инфраструктура;

2) социальная инфраструктура;

3) рыночная инфраструктура.

Производственная  инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д.

Производственная инфраструктура отличается следующими специфическими чертами:

1) доход производственной  сферы входит в расчет национального  дохода;

2) производственная инфраструктура  преобразует продукт в новую  для него качественную форму;

3) производственная инфраструктура  сегодня имеет значение, равное  со всеми остальными отраслями  экономики.

Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она  направлена на обслуживание нормального  функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

Социальная  инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

Социальная инфраструктура выполняет следующие функции  в национальной экономике:

1) обеспечение нормальных условий жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих субъектов;

2) обеспечение необходимой  для производственного процесса  производительности труда;

3) увеличение трудоспособного  возраста;

4) формирование подрастающего  поколения.

Сегодня значение социальной инфраструктуры постепенно изменяется – она приобретает все большее значение. Смещение направлений экономического роста национальной экономики в сторону повышения качества жизни населения приводит к увеличению объемов инвестиций в эту сферу.

Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

1) торговых организаций. Эти организации не создают материальный товар, главная их функциональная задача заключается в обеспечении торговли уже созданными благами. С одной стороны, они обеспечивают предприятия производственной сферы – реализуют произведенный ими товар. С другой – обеспечивают потребность населения в товарах. Значение торговых организаций заключается в том, что они не только обеспечивают потребности производства, но и активно на него влияют – определяют объемы производства, выпуск новых видов продукции и т. д.;

2) биржевой торговли, имеющей большое значение для нормального функционирования рынка позволяющей повысить эффективность товарно-денежных отношений, создать условия для нормального развития институтов национальной экономики. Биржа – это организованный и регулярно действующий рынок, где осуществляется торговля крупными партиями товаров, валюты и т. д.;

3) банковской системы. Это совокупность организаций, обеспечивающих денежное обращение между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. Современную банковскую систему России составляют Центральный банк и коммерческие банки;

4) небанковских учреждений, организаций, работающих с денежными средствами, но не имеющих статуса банков. К ним относятся страховые кампании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т. д.

5) транспортной системы являющейся важнейшей инфраструктурой рынка. Она обеспечивает нормальное товародвижение – его скорость и эффективность. От нее зависит функционирование производственной сферы, доставка ресурсов и готовых товаров.

Производственная, социальная и рыночная инфраструктура являются неотъемлемыми элементами национальной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.

Современная инфраструктура России отличается своей неразвитостью  и низкой инвестиционной привлекательностью. На это положение оказывает влияние  низкая покупательная способность  населения и перекос национальной экономики в сторону экспорта сырья. В результате чего оказывается гипертрофированно развита инфраструктура, связанная с добычей и экспортом сырья.

 

4. Отраслевая  и межотраслевая структура национальной  экономики

 

Отраслевая структура  национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.

Отраслевая структура  национальной экономики проходит следующие  этапы своего развития:

1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;

2) второй связан с  развитием и доминированием вторичных  отраслей – производства, строительства;

3) третий связан с  развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.

Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики  сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические  черты.

Динамичные изменения  отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:

1) повышение значения  и объема отрасли услуг –  интеллектуальной, информационной  сферы;

2) снижение объемов  добывающей отрасли по сравнению  с прочими;

3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический  прогресс. Он приводит к тому, что  некоторые отрасли исчезают или  же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефте-химической, ракетно-космической и т. д.

Изменение отраслевой структуры  идет по следующим основным направлениям:

1) принципиальное изменение технологий производства;

2) доминирование обрабатывающей  отрасли по сравнению с добывающей;

3) развитие наукоемких  отраслей национальной экономики;

4) смещение центра  тяжести в сторону непроизводственных  отраслей.

Теория «Межотраслевого  баланса» была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса – производства, распределения или обмена и конечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики – как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов – показатель, отражающий объем средних затрат продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.

В этой модели для анализа применятся схема межотраслевого баланса, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса:

1) объемы потребления  на нужды производства – первый  квандрант;

2) группирование продукта  в зависимости от того, как он используется – второй квандрант;

3) включение добавленной  стоимости товара, например оплаты  труда сотрудников, налогов и  иного – третий квандрант;

4) структура распределения  национального дохода – четвертый  квандрант.

Теория межотраслевого баланса позволяет:

1) произвести анализ  и прогнозирование развития основных  отраслей национальной экономики  на различных уровнях – региональном, внутриотраслевом, межпродуктовом;

2) произвести объективное  и актуальное прогнозирование  темпов и характера развития национальной экономики;

3) определить характеристику  основных макроэкономических показателей,  при которых наступит состояние  равновесия национальной экономики.  В результате воздействия на  них приблизиться к равновесному  состоянию;

4) рассчитать полные и прямые затраты на производство определенной единицы блага;

5) определить ресурсоемкость  всей национальной экономики  и отдельных ее отраслей;

6) определить направления  повышения эффективности и рационализации  международного и регионального  разделения труда.

Впервые метод межотраслевых  балансов был использован в 1936 г. в США, когда В. В. Леонтьев рассчитал его для 42 отраслей. Тогда же была признана его эффективность при использовании для выработки государственной экономической политики и прогнозирования национальной экономики. Сегодня он широко применяется во многих странах мира.

На практике широко используется Международная стандартная классификация  всех сфер экономической деятельности, в которой дана классификация  всех отраслей национальной экономики. Она позволяет сформировать систему национальных счетов (СНС). Классификация и группировка по отраслям национальной экономики позволяют определить объемы и вклад конкретной отрасли в общий ВВП и ВНП, охарактеризовать связи между отраслями и сформированные пропорции. Сформированная функциональная группа позволяет провести объективный анализ роли хозяйствующих субъектов в производстве национального богатства.

Количество отраслей, включенных в межотраслевой баланс, определяется конкретными его целями. Базовыми являются транспорт, связь, сельское хозяйство, производство. При необходимости отрасль национальной экономики может быть разделена на более мелкие отрасли, входящие в ее состав. Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными – схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

Современная отраслевая структура национальной экономики  России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

 

5. Структура собственности в национальной экономике

 

Структура собственности  имеет для национальной экономики  большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих  в ней процессов – производства, потребления, распределения.

Выделяют следующее содержание собственности:

1) экономическое;

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике"