Лекции по "Операциям банков с ценными бумагами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:36, курс лекций

Описание работы

Целью дисциплины является рассмотрение различных аспектов деятельности российских банков на рынке ценных бумаг и характера выполняемых ими операций с ценными бумагами.
Рассмотрение операций банков с ценными бумагами позволит студентам:
понять роль и место банков на рынке ценных бумаг;
ознакомиться с законодательными основами деятельности банков как участников рынка ценных бумаг;
рассмотреть особенности привлечения и размещения банками финансовых ресурсов с использованием ценных бумаг;
определить сущность и особенности функционирования банков, специализирующихся на посреднических операциях с ценными бумагами;
рассмотреть использование коммерческими банками инструментов фондового рынка для повышения ликвидности и доходности своих активов;
рассмотреть основные тенденции расширения банками операций с ценными бумагами и определить их последствия для банков и банковской системы.

Содержание работы

Тема 1. Место и роль банков на рынке ценных бумаг
1.1. Государственное регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг
1.2. Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг
1.3. Характер операций банков с ценными бумагами
1.4. Особая роль банков как участников рынка ценных бумаг.

Тема 2. Эмиссионные операции банков
2.1. Законодательные основы организации и проведения выпусков банками собственных ценных бумаг
2.2. Цели, задачи и содержание эмиссионной деятельности банков
2.3. Виды ценных бумаг, выпускаемых банком
2.4. Порядок проведения эмиссии банком собственных ценных бумаг
2.5. Организация выпуска банком не эмиссионных ценных бумаг

Тема 3. Вексельные операции банков
3.1. Законодательные основы проведения банками вексельных операций
3.2. Виды операций, проводимых банками с векселями
3.3. Вексельное кредитование. Учет и переучет векселей. Залоговые операции банков с векселями
3.4. Роль банковских векселей как расчетного инструмента в современной российской экономике

Тема 4. Инвестиционная деятельность банков
4.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности банков
4.2. Виды инвестиционной деятельности банков
4.3. Инвестиционная политика банка. Портфель ценных бумаг банка, способы его формирования
4.5. Инвестиционные риски банка и способы их снижения

Тема 5. Банки как профессиональные участники рынка ценных бумаг
5.1. Законодательные основы деятельности банков как профессиональных участников рынка ценных бумаг
5.2. Виды профессиональной деятельности банков
5.3. Дилерские и брокерские операции банков

Тема 6. Новые виды услуг банков на рынке ценных бумаг
6.1. Маржинальная торговля – как новый вид банковских услуг на рынке ценных бумаг
6.2. Риски маржинальной торговли
6.3. Интернет-трейдинг

Тема 7. Доверительные операции банков на рынке ценных бумаг
7.1. Сущность и содержание операций банков по доверительному управлению
7.2. Виды операций банков по доверительному управлению
7.3. Задачи и порядок работы Общих фондов банковского управления (ОФБУ)

Тема 8. Андеррайтинговые операции банков
8.1. Банки как организаторы выпусков ценных бумаг
8.2. Процедуры и этапы проведения андеррайтинга.
8.3. Гарантийные операции банков

Тема 9. Депозитарные операции банков
9.1. Законодательные основы депозитарной деятельности банков
9.2. Виды депозитарных услуг банка
9.3. Организация депозитарных операций в банке
9.4. Депозитарное обслуживание векселей

Тема 10. Организация внутреннего контроля деятельности банка на рынке ценных бумаг
10.1. Основы организации внутреннего контроля деятельности банков на рынке ценных бумаг
10.2. Порядок образования и регулирования банком резервапод возможное обесценение ценных бумаг

Тема 11. Банк России на рынке ценных бумаг
11.1. Регулятивная роль Банка России на рынке ценных бумаг
11.2. Кредитные операции Банка России с использованием ценных бумаг
11.3. Банк России как эмитент ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

операции банков с ценными бумагами лекции.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

Риски классифицируются:

По  источникам, т.е. системные риски, связанные с функционированием системы в целом, будь то банковская система, депозитарная система, система торговли, система клиринга, рынок ценных бумаг как система, и прочие системы, влияющие каким-то образом на деятельность на рынке ценных бумаг.

 

По  причинам возникновения неблагоприятных  событий экономического характера:

  • ценовой – риск потерь от неблагоприятных изменений цен;
  • валютный – риск потерь от неблагоприятных изменений валютных курсов;
  • процентный – риск потерь из-за негативных изменений процентных ставок;
  • инфляционный – возможность потерь в связи с инфляцией;
  • риск ликвидности – возможность возникновения затруднений с продажей или покупкой актива в определенный момент времени;
  • кредитный – возможность невыполнения контрагентом обязательств по договору и возникновение в связи с этим потерь у Клиента.

 

По  причинам возникновения неблагоприятных  событий, связанных:

  • с изменениями в законодательстве (законодательный риск) – возможность потерь от вложений в ценные бумаги в связи с появлением новых или изменением существующих законодательных актов, в том числе налоговых.
  • с противоправными действиями, такими, как подделка документарных ценных бумаг, выписок из реестров и депозитариев, мошенничестве и пр.
  • с техническими сбоями – неисправностей информационных, электрических и иных систем, нарушения технологий проведения операций и пр.

 

Брокер не несет  ответственности за последствия принятых клиентом решений об инвестировании в ценные бумаги и инструменты срочного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Новые виды услуг банков на рынке  ценных бумаг

 

Вопросы для рассмотрения на лекции

  • Маржинальная торговля
  • Риски маржинальной торговли
  • Интернет-трейдинг

 

Обзор ключевых категорий и положений

 

Сделки с Маржей (маржинальные сделки) – сделки по продаже ценных бумаг, в момент заключения которых на Позиции Клиента отсутствует необходимое количество продаваемых ценных бумаг, а также сделки по покупке ценных бумаг, в момент заключения которых на Денежной Позиции Клиента отсутствует сумма, достаточная для расчетов, включая также и оплату всех сопутствующих расходов и вознаграждения Компании. Всякая Сделка с Маржей становится обязательной для Клиента с момента заключения.

Маржинальный счет – это счет, открываемый клиенту в брокерской компании, позволяющий клиенту использовать кредиты под залог ценных бумаг, покупаемых, в том числе за счет клиента.

Интернет-трейдинг – возможность удаленного доступа к торгам на фондовой бирже через сеть Интернет, посредством специально созданного для этих целей программного обеспечения.

 

 

6.1. Маржинальная  торговля – как новый вид  банковский услуг на рынке ценных бумаг

 

С 1999 года на российском рынке ценных бумаг появился новый вид услуги – маржинальная торговля корпоративными ценными бумагами. Маржинальная торговля представляет собой один из способов повышения эффективности операций на рынке ценных бумаг. Ее содержание состоит в использовании инвестором заимствованных средств, предоставляемых брокером, для осуществления операций по покупке/продаже ценных бумаг.

В Постановлении  ФКЦБ № 03-37/ пс от13 августа 2003 года «О правилах осуществления брокерской деятельности при совершениии на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/ или ценных бумаг, переданных брокеру в заем клиенту (маржинальных сделок)» определены основные правила проведения таких сделок, предусмотрены уровни первоначальной и критической маржи в 50% и 25% соответственно, а также установлен список ценных бумаг, по которым разрешены операции с использованием маржинального счета. Список акций, принимаемых в обеспечение маржинальной позиции определенный требованиями ФСФР, включает, в частности, акции Газпрома, РАО ЕЭС, Лукойл, Сургутнефтегаз, Татнефть, Мосэнерго, Ростелеком, Сбербанк России и другие.

Кроме того, в  Постановлении введен ряд требований к брокерам: заключение с клиентами особого договора на предоставление услуг маржинальной торговли – отдельно от договора на предоставление брокерских услуг; наличие штатного специалиста по контролю за рисками маржинальной торговли; установка специального программного обеспечения, позволяющего ежедневно пересчитывать маржу и предоставлять отчетность и т.д.

Маржинальная  торговля включает в себя две основные операции:

  • покупка с использованием маржи. Покупка ценных бумаг на маржинальный счет, когда определенная часть оплачивается денежными средствами клиента, а недостающая сумма занимается у банка-брокера;
  • продажа «без покрытия» или «короткая» продажа. Клиент занимает ценные бумаги у брокера и продает их со своего маржинального счета, затем погашает заем такими же ценными бумагами, приобретенными при последующей сделке.

Денежные средства и ценные бумаги обычно предоставляются  под определенную ставку, устанавливаемую банком.

Для того чтобы  у брокера была возможность предоставлять  взаймы ценные бумаги, находящиеся на маржинальном счета клиента, другим брокерам или другим клиентам для осуществления «коротких продаж», условия договора на брокерское обслуживание должны содержать согласие клиента на ссуду принадлежащих ему ценных бумаг, если указанное согласие клиента не оформлено в качестве самостоятельного документа.

Маржинальная  торговля по своему содержанию может рассматриваться как определенный «коэффициент роста» эффективности использования инвесторами имеющихся у них средств, при осуществлении ими операций на фондовом рынке.

Специфика маржинальной торговли такова, что действительное повышение доходности операций происходит только при условии, если фактическое изменение рыночных котировок совпадает с прогнозной моделью, использованной инвестором при принятии решения по покупке/продаже ценных бумаг. Если прогнозная модель не совпадает, более того, – противоположна движению рынка, операции, осуществляемые с использованием заемных средств, с подобным «коэффициентом роста» увеличивают потери инвестора.

Маржа рассчитывается в процентах как отношение собственных средств клиента (внесенных на маржинальный счет в виде денежных средств или ценных бумаг из специального перечня) к рыночной стоимости обеспечения под заимствованные средства (обеспечением кредита являются все активы клиента на маржинальном счете).

Для того чтобы  при резких колебаниях курса ценных бумаг стоимость обеспечения не оказалась ниже размера заимствованных средств, введены нормативные уровни маржи:

  • первоначальная маржа – уровень маржи, дающий право начать операции по маржинальному счету;
  • критическая маржа, или маржа поддержки – минимальный уровень маржи, который необходимо поддерживать на маржинальном счете.

Если фактическая  маржа опускается ниже критической (в результате падения цен на ценные бумаги, внесенные на счет в качестве собственных средств), брокер предъявляет клиенту требование вернуть ее на нужный уровень. Клиент должен либо сделать дополнительный взнос (в виде денежных средств или ценных бумаг), либо реализовать часть обеспечения. В противном случае брокер осуществляет принудительную продажу клиентских активов в размерах, необходимых для повышения маржи.

Несмотря на свой повышенный внутренний уровень  рискованности, маржинальная торговля является одним из активных финансовых инструментов, используемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Предоставление  услуг по маржинальной торговле представляет интерес не только для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Привлекательность операций по покупке/продаже ценных бумаг с использование маржи для инвесторов состоит в следующем:

    • возможность осуществления покупки ценных бумаг с частичной оплатой своими средствами;
    • возможность использования «плеча» как инструмента повышения доходности операций;
    • возможность вывода части средств из состава обеспечения при избыточной марже и др.

 

 

6.2. Риски  маржинальной торговли

 

Основные риски  при осуществлении маржинальной торговли следующие:

  • риск использования неверной прогнозной модели изменения рыночных котировок;
  • риск неверного выбора ценных бумаг для осуществления маржинальной торговли (ценные бумаги, имеющие низкую ликвидность при резких колебаниях рыночных цен и высокой волатильности рынка, могут быстро обесцениться);
  • риск неверного выбора структуры обеспечения при осуществлении маржинальной торговли (значительная доля одной ценной бумаги в структуре обеспечения может привести к тому, что при попытках ее реализации ценные бумаги могут существенно упасть в цене и потерять ликвидность);
  • риск неверного установления нормативных значений исходного и критического уровней маржи (при резких колебаниях рыночных котировок стоимость обеспечения может упасть настолько, что не обеспечит покрытие долгов клиента);
  • риск, связанный с необходимостью обеспечения оперативного контроля брокера за значением текущей маржи клиентов, а также оперативного внесения клиентом средств для поддержания требуемого уровня маржи;
  • законодательный риск, связанный с отсутствием четкого законодательного регулирования маржинальной торговли.

 

Риски, возникающие  в процессе организации маржинальной торговли не снижают ее преимуществ по сравнению с обычным брокерским обслуживанием:

  • возможность покупать ценные бумаги с частичной оплатой;
  • возможность использования «плеча» – покупка большего количества ценных бумаг, чем позволяли бы средства на счете;
  • возможность вывода части денежных средств со счета, если фактическая маржа превышает первоначальную.

 

Однако у  маржинальной торговли есть и свои недостатки, о которых банки-брокеры  обязаны предупредить своих потенциальных  клиентов:

  • инвестор, при неправильном прогнозе движения рынка, может получить гораздо больший убыток, чем если бы он работал только с собственными денежными средствами;
  • необходимость поддержания фактической маржи выше критической требует продажи части активов, что ведет к фиксации убытков по некоторым сделкам и затратам на комиссионные;
  • сумма процентов за заимствованные средства, а для физических лиц еще и сумма начисленного подоходного налога за совершенные сделки, может также превысить доходы по операциям.

 

С целью минимизации  рисков в постановлении ФКЦБ №03-37/пс установлены нормативы R1 и R2, которые можно сравнить с банковскими нормативами Н7 – риск по крупным заемщиками и Н6 – риск на одного заемщика.

 

 

6.3. Интернет-трейдинг

 

Большинство российских банков и созданных ими брокерских компаний имеет в своем ассортименте данную услугу. Впервые технология Интернет-трейдинга была реализована в секции фондового рынка ММВБ в конце 1999 г., а уже в 2001 г. объем сделок через Интернет превысил 300 млрд. руб. (это около 40% торгового оборота фондового рынка ММВБ). Сегодня в секции фондового рынка ММВБ доля «шлюза» в торговом обороте составляет более 46%, а в общем количестве сделок превышает 64%.

По данным компании «Интернет Маркетинг», только в секции фондового рынка ММВБ, используя «шлюз», работает 137 банков и инвестиционных компаний. С учетом так называемых субброкеров число компаний, предлагающих услуги интернет-трейдинга, превышает две сотни. Вслед за ММВБ технология биржевого «шлюза» была предложена и другими ведущими фондовыми биржами страны – Московской фондовой биржей (МФБ), Санкт-Петербургской валютной биржей (СПВБ), Фондовой биржей РТС и объединившейся с ней Фондовой биржей «Санкт-Петербург». На этих торговых площадках в настоящее время через «шлюз» работают 9 (МФБ), 1 (СПВБ), 21 (РТС) банков и финансовых компаний. Причем на РТС сегодня работают два «шлюза» – собственно РТС и «шлюз» Фондовой биржи «Санкт-Петербург». Именно потенциальные возможности интернет-трейдинга, позволяющие существенно снизить финансовый порог входа на биржевой рынок инвесторов при одновременном предоставлении им полноценного инструмента торговли, позволили компаниям, активно развивающим интернет-трейдинг, регулярно занимать ведущие позиции в биржевых рейтингах.

Сегодня практически  каждый российский банк предоставляет клиентам услугу Интернет-трейдинга, поскольку затраты на предоставление этой услуги весьма невелики.

С помощью Интернета  инвестор – клиент банка может  торговать акциями из дома или из офиса. Для этого на компьютер надо всего лишь установить специальную программу. На рынке сегодня представлено свыше 30 систем интернет-трейдинга. Среди них и коммерческие версии, предлагаемые компаниями-разработчиками (QUIK, ИТС-Брокер, NetInvestor, ИНВЕСТОР и др.), и собственные разработки банков (Альфа-Директ, ГУТА-Брокер, Солид-Трейдинг и др.). Современные системы интернет-трейдинга позволяют пользователю торговать на нескольких торговых площадках, использовать механизмы маржинальной торговли, получать в режиме on-line экономические и финансовые новости ведущих информационных агентств, применять встроенные системы технического анализа, а при необходимости экспортировать данные из системы в различные программные приложения (MetaStock, Omega, Exсel и др.).

Информация о работе Лекции по "Операциям банков с ценными бумагами"