Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:44, дипломная работа
Дипломная работа посвящена рассмотрению и анализу особенностей лизинга и лизинговых операций, осуществляемых коммерческими банками, а также перспективам развития и совершенствования лизинга в России.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что развитие лизинга для России имеет принципиальное значение, поскольку для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и инвестиционной деятельности, лизинг, в том числе международный, более эффективен, чем слаборазвитая в настоящее время государственная поддержка лизинговых сделок.
4. После получения кредитов лизингодатель заключает договор купли-продажи с поставщиком оборудования.
5. Покупается оборудование лизингодателем.
6. Поставляется оборудование лизингополучателю.
7. Лизингополучатель заключает договор страхования оборудования, полученного по лизингу.
8. Лизинговые платежи, а также страховые взносы лизингополучателя выплачиваются в установленные сроки.
9. Погашается кредит лизингополучателем.
Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений.
Первым из трех субъектов является собственник имущества, предоставляющий его в пользование на условиях лизингового соглашения, - лизингодатель. В этом качестве выступают:
§ учреждения банка, в уставе которого предусмотрена лизинговая деятельность;
§ специализированная финансовая лизинговая компания, создаваемая фирмами, банками для осуществления лизинговых операций; ее основной функцией является оплата имущества, т.е. финансирование сделки;
§ любое предприятие, для которого лизинг не профилирующая, но и не запрещенная уставом сфера предпринимательства, и которое имеет финансовые источники для проведения лизинговых операций.
Вторым участником лизинговой сделки является пользователь имущества - лизингополучатель, которым может быть любое юридическое лицо независимо от формы собственности: государственное предприятие (организация), кооператив, малое предприятие, акционерное общество, товарищество и т.д.
Третий участник - продавец имущества лизингодателю (поставщик), которым может быть любое юридическое лицо: производитель имущества, снабженческо-сбытовая, торговая организация и т.д.[8].
В классической лизинговой сделке взаимоотношения между субъектами строятся по следующей схеме: будущий лизингополучатель, нуждающийся в определенных видах имущества, самостоятельно подбирает поставщика. В силу отсутствия собственных средств и доступа к заемным средствам для приобретения имущества в собственность он обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его участии в сделке. Участие лизингодателя выражается в покупке им имущества у поставщика в собственность и последующей его передаче лизингополучателю во временное пользование на оговоренных в лизинговом соглашении условиях[9].
В зависимости от экономических условий число участников сделки может расширяться или сокращаться. Кроме перечисленных участников (трех сторон) в сделке принимают участие брокерские лизинговые фирмы, которые непосредственно занимаются предоставлением имущества и играют роль посредников между поставщиком, лизингодателем и лизингополучателем. За рубежом при многомиллионных сделках количество участников увеличивается до 6-7. Как правило, это происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и др.). Состав участников сделки сокращается, если поставщиком и лизингодателем является одно лицо. В таких случаях вопросами лизинга занимаются филиальные лизинговые компании, создаваемые производителями товаров (как дочерние фирмы или филиалы) специально для продвижения товаров на рынке посредством лизинга, а также специальные подразделения в составе предприятий-производителей (службы управления маркетингом).
В международной сфере применяются разнообразные виды лизинговых операций. Все большая часть машиностроительных изделий реализуется производителями и продавцами с помощью лизинга. Наибольшее распространение международный лизинг получил при аренде судов, авиатехники, железнодорожного подвижного состава, грузовых автотранспортных средств, контейнеров и других объектов внешней торговли. Международные лизинговые операции - это одна из форм международного фирменного кредита и привлечения лизингополучателями зарубежных инвестиций.
В зависимости от объекта лизинга различают лизинг движимого имущества (машинно-технический лизинг) и лизинг недвижимого имущества[10].
Мотивация участников международных лизинговых сделок разнообразна: от коммерческой до торгово-политической. Например, крупные нефтяные транснациональные компании (ТНК) широко используют лизинг буровых платформ, нефтяных вышек и другого дорогостоящего оборудования при ведении работ в политически нестабильных регионах.
Рассмотрим факторы, которые сдерживают развитие международного лизинга[11].
Конец XX в. знаменуется тенденцией глобализации экономики. Она затрагивает процессы социально-экономического развития мирового сообщества, способствует экономическому росту. Наиболее глобальным стал рынок ссудных капиталов. Этому способствует внедрение современных электронных технологий, средств коммуникации и информатизации. Бурно развивается глобализация кредитных, валютных, фондовых рынков. Объем международного кредитования за последние двадцать лет увеличился в 15-20 раз.
В результате растущей глобализации и либерализации экономики появляются новые формы мирохозяйственных связей, что является объективной основой развития разнообразных видов международного кредита, включая лизинг.
За последние 20 лет ежегодный объем лизинговых операций в мире вырос в 10 раз и составил в настоящее время около 600 млрд. долларов, при этом на США и Канаду приходится 41%, на Азию - 28%, на Европу - 19%.[12]
Лизинговые операции активно развиваются в большинстве стран. Развитие лизинга, ориентированного на использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот, обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым законодательством.
Развит лизинг в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии. Японские компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств лизинговых компаний. Основное направление деятельности японских лизинговых компаний – лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на международном рынке лизинговых услуг.
До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами. Конечно, с середины 1997 г. ситуация на этом рынке несколько изменилась, и лизинговые компании этих в настоящее время испытывают определенные трудности. Однако, по мнению аналитиков, именно лизинговые операции могут в будущем способствовать оживлению рынков в этом регионе. В первую очередь это связано с тем, что использование лизинга в международном масштабе может помочь многим азиатским компаниям увеличить объемы реализации своей продукции на других географических рынках.
Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки воздерживаются от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования. Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Главной их задачей является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного кредитования.
Развитие лизингового рынка в мире связано не только с увеличением количества стран-участниц, интенсивным развитием производств и интеграцией, но и с расширением и объединением международного лизинга, с ростом возможностей обеспечивать необходимые для лизингового процесса ресурсы из иностранных источников. Однако в Западной Европе, по данным «LeasEurope», международный лизинг осуществляется пока лишь в пределах 2% общего объема лизинговых операций[13]
Поскольку лизинг в каждой стране развивается на национальной законодательной базе, то он подпадает под национальные режимы налогообложения и бухгалтерской отчетности, и это зачастую сдерживает интеграцию международного лизинга.
Гармонизация лизинга в международном масштабе достигается при высокой степени интеграции Экономического и валютного союза. Например, в странах-участницах Европейского Союза, где осуществляется сближение юридических норм, регулирующих лизинговую деятельность, а также соответствующих экономических условий происходит процесс унификации налоговых систем, сближения режимов амортизации, унификации бухгалтерского учета лизинговой деятельности. Единый рынок лизинга активно формируется. Происходит сближение условий осуществления лизинговых операций за счет унификации общих условий для предпринимательства, которые оказывают влияние на лизинговый бизнес, а также принятие Евросоюзом решений, непосредственно касающихся лизинга. Экономические условия в рамках Евросоюза позволяют унифицировать налогообложение корпораций, обеспечивая охват самых больших сегментов рынка.
В настоящее время на мировом рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран, половина из которых - развивающиеся, где лизинг развивается ускоренными темпами, особенно в сфере промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным следствием интернационализации производства и финансовых отношений. Лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он поддерживается Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами.
Как правило, международный лизинг может развиваться, когда есть преимущества в таможенных пошлинах по сравнению с обычными закупками, определены более льготные процедуры перехода лизинговых платежей, исключающие возможные потери по сравнению с национальной лизинговой операцией, а также незначительные отличия в национальном законодательстве по лизингу и др.[14]
Средства на сделки по лизингу поступают из различных источников. Во-первых, это государственный бюджет. В бюджете государства (или региона) выделяются статьи, определяющие размеры финансирования целевых программ лизинговых компаний, принадлежащих государству. Во-вторых, лизинг кредитуют коммерческие банки.
Согласно законодательству большинства стран мира, в том числе и российскому, финансирование лизинговых операций относится к видам деятельности, разрешенным банкам. Помимо прямого финансирования участников лизинговых сделок, коммерческие банки могут финансировать сделки и как владельцы лизинговых компаний.
О непосредственном участии коммерческих банков в лизинговой деятельности (как собственников лизинговых компаний) свидетельствуют отчетные данные организации "Евролизинг".
В большинстве стран, входящих в "Евролизинг", лизинговые компании находятся во владении банков. Наибольшее число таких компаний в Германии (45), Великобритании (26). В то же время Германия занимает первое место по абсолютному числу независимых компаний (145).
Крупные независимые лизинговые компании к тому же зачастую имеют сеть иностранных филиалов, которые выполняют роль инвестиционных банков в международных лизинговых договорах.
В целом же практика развития международного лизингового рынка свидетельствует, прежде всего, о возрастающей роли коммерческих банков в организации и деятельности лизинговых компаний. Такая тенденция характерна для развития рынка лизинговых услуг во всех западных странах, за исключением США, где до 1963 года банкам было запрещено осуществлять лизинговые операции. В Западной же Европе 75-80% всех лизинговых компаний предоставляются банками.
В сделках международного лизинга участвуют крупные транснациональные банки - такие как BNP Paribas, Rabobank, GE Capital, Barclays и т.д., международные финансовые организации Международный лизинг позволяет использовать производственные, налоговые и другие национальные преимущества разных стран, ускорять процесс модернизации экономики, экономить ресурсы, увеличивать прибыль участников лизинговых отношений, использовать средства международных финансовых центров.
Вместе с тем, общие объемы финансирования лизинговых операций в странах ЕврАзЭС со стороны таких мировых финансовых центров пока невелики. Препятствуют их увеличению несовершенство в ЕврАзЭС правовой базы финансовых отношений, высокие инвестиционные риски, связанные и с финансированием лизинга.