Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:44, дипломная работа
Дипломная работа посвящена рассмотрению и анализу особенностей лизинга и лизинговых операций, осуществляемых коммерческими банками, а также перспективам развития и совершенствования лизинга в России.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что развитие лизинга для России имеет принципиальное значение, поскольку для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и инвестиционной деятельности, лизинг, в том числе международный, более эффективен, чем слаборазвитая в настоящее время государственная поддержка лизинговых сделок.
Тринадцатое место занимает Гонг-Конг, семнадцатое - Индонезия, двадцать пятое - Китай с объемом лизинговых операций 3,66; 2,71 и 1,02 млрд.долл. США соответственно.
После спада в австралийской лизинговой индустрии в 2008 году объем лизинговых операций вырос на 16.2%, а в 2009 году - на 26.3% по сравнению с предыдущим годом. Это позволило Австралии подняться в 2009 году на девятое место в мировой классификации ведущих лизинговых стран с объемом 5.56 млрд. долл. США.
Лизинговая индустрия играет важную роль в новых инвестициях, на долю которой в 2009 году приходилось 20%. Успешное развитие лизинга в Австралии во многом связано с его государственной поддержкой.
Напротив, в Новой Зеландии существует неблагоприятный налоговый климат в отношении средне- и долгосрочного лизинга машин и оборудования. Поэтому в основном в Новой Зеландии используется оперативный лизинг (главным образом лизинг автотранспортных средств). За 2009 год Австралия и Новая Зеландия завоевали дополнительно 0.1% мирового лизингового рынка.
Африканский лизинговый рынок в основном представлен одной страной - Южной Африкой, на долю которой в 2009 году приходилось более 95%. Южноафриканский лизинговый бизнес активно развивался и переживал устойчивый рост. Известные политические события позволили открыть южноафриканскую экономику, как для внутренних инвестиций, так и для внешних. Финансовые южноафриканские компании расширяют лизинговые операции у себя в стране, а также начинают приобретать или открывать лизинговые компании за рубежом.
Другая африканская страна - Марокко - в 2008 году занимала 44-е место среди 50 ведущих лизинговых стран мира с объемом лизинговых операций в 210 млн. долл. США, а замыкает этот список Мали.
Лизинговый бизнес в Европе был подвержен сильным колебаниям. Достигнув своего пика в 1991 году, когда объем лизинговых операций составлял более 120 млрд. долл. США или 80.9 млрд. экю, в следующие года в лизинговом бизнесе произошел существенный спад.
Лизинговый кризис охватил почти все ведущие страны Западной Европы. Особенно сильно в 2006 году объем лизинговых операций уменьшился во Франции - на 21.4%, Италии - 22.4%, Испании - 43.8%, Нидерландах -13.2%, Швейцарии - 28.1%. Однако на этом негативном фоне были страны, в которых объем лизинговых операций вырос, а в некоторых странах и существенно: в Швеции - на 54.7%, Ирландии -22.2%, Норвегии - 22.1%.
Наиболее привлекательным видом имущества, используемым в лизинговых операциях являются легковые автомобили (38.7%), а вместе с грузовиками на автомобильный парк приходится более 50% лизингового инвестирования.
Второе место по объему финансирования лизинга занимает машиностроительное и технологическое оборудование - 24.4%. После кризиса доля этого имущества в общем объеме лизинговых операций незначительно уменьшилась - на 0.7%. На третьем месте по привлекательности находятся компьютеры и офисное оборудование - 13.9%, объем операций также уменьшился. На долю крупных контрактов по лизингу воздушных, морских, речных судов и железнодорожного подвижного состава приходится незначительная величина - 4.2%.
Следует отметить, что основной объем лизинговых операций приходится на финансирование малых и средних предприятий.
Отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона. Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и для производственных целей.
По данным издания "Европейский лизинг", до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили.
Остальное приходится на производственное оборудование, лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др.
Однако следует учитывать, что в понятие "лизинг" на Западе входит как финансовая аренда, так и оперативная; причем последняя фактически является обычной арендой. В России же под понятием лизинг обычно понимается только финансовая аренда.
В Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса.
Уровень и степень развития лизинга в стране определяют:
· нормативно-законодательная база;
·государственное регулирование;
· макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка (инвестиционные льготы, уровень банковского процента, особенно налогообложения, степень инфляции и др.);
· использование системы бухгалтерского учета[17].
Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги[18].
1. Во
многих странах сдерживающим
фактором развития лизинга является
включение в налогооблагаемую прибыль всей суммы лизинговых платежей,
получаемых из-за рубежа, без разграничения
платежа на амортизацию и прибыль лизингодателя.
Налоговые льготы на инвестиции в оборудование,
передаваемое по лизингу, в сделках международного
лизинга не применяются либо они значительно
ниже, чем по национальным операциям. В
ряде стран иностранный лизингодатель
обязан уплатить налоги на собственность,
прибыль и другие. По оценке Ассоциации
финансов и лизинга (FinanceandLeasingAssociation)
2. Сдерживание импорта товаров в ряде стран также препятствует развитию международного лизинга. Импортные ограничения не распространяются, как правило, на национального лизингополучателя, но в некоторых странах они широко применяются в отношении иностранных лизингодателей в целях поддержки национальных производителей.
3. При
международном лизинге
4. Существует сложность анализа рисков, связанных с лизинговыми операциями, в связи с отсутствием унифицированных стандартов в бухгалтерском учете, отчетности и контроле.
5. Участники
международного лизинга
6. Снижение
Важным фактором эффективности международных лизинговых услуг служат длительные деловые отношения стран лизингодателя и лизингополучателя. Так, американские лизинговые компании давно доминируют в Латинской Америке, японские - в Юго-Восточной Азии, английские - в странах бывшей стерлинговой зоны.
Сложное взаимодействие перечисленных факторов оказывает влияние на конъюнктуру мирового рынка лизинговых услуг. Данное обстоятельство определяет также изменения в конкурентных позициях лизинговых фирм разных стран, значительные колебания спроса и предложения на этом рынке[19].
Анализ международного рынка лизинговых услуг последних десятилетий свидетельствует о доминировании лизинговых компаний США, которые имеют следующие преимущества по сравнению с их конкурентами из стран Западной Европы и Японии.
Во-первых, это огромный опыт международных лизинговых операций американских компаний, осуществляемых с 1970-х гг. Во-вторых, активное использование американскими лизингодателями разветвленной сети филиалов ТНК, позволяющее им проникать и укрепляться на зарубежных рынках. В-третьих, превосходство США в ряде отраслей машиностроения, особенно наукоемких, продукция которых традиционно является предметом лизинга (производство авиатехники, компьютеров, дорожно-строительной, буровой техники и т.д.). В-четвертых, многолетние связи американских лизинговых компаний с машиностроительными фирмами, позволяющие опережать конкурентов как по техническому уровню сдаваемого в лизинг оборудования, так и по качеству и полноте дополнительных услуг. В-пятых, за многими лизинговыми компаниями США стоят мощные финансовые группы, обеспечивающие американским лизингодателям преимущества по размерам и быстроте мобилизации необходимых кредитных ресурсов.
Препятствием в развитии международного лизинга является недостаточная унификация налогообложения, бухгалтерского учета, юридической ответственности сторон и подхода к другим проблемам в этой сфере. Над ними работает ряд международных организаций, а именно: Международный институт по унификации частного права (UNIDRO1T); Международная финансовая лизинговая ассоциация (IFLA); Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний (LEASEUROPE); Азиатская лизинговая ассоциация (ASIALEASE) и другие. С целью устранить существующие препятствия международному финансовому лизингу и сделать его более доступным в мае 1988 г. после многолетней работы специалистов из разных стран и международных организаций была принята Оттавская Конвенция UNIDROIT по международному финансовому лизингу. Конвенция распространяет юридические правила на трехсторонние отношения, возникающие при лизинговых операциях, определяя права и обязанности сторон. В ней предусмотрено, что лизингополучатель сам может выбирать поставщика; оборудование приобретается лизингодателем на условиях договора лизинга, заключаемого с лизингополучателем; сумма лизинговых платежей определяется c учетом амортизации всей или значительной части оборудования[20].
Структура международных лизинговых операций достаточно сложная. Часто их схема разрабатывается в целях максимального использования возможных налоговых льгот.
Лизинговые операции, связанные с налоговыми льготами, составляют большую часть лизингового бизнеса на Западе и представляют лизингополучателю дополнительные выгоды благодаря более низкой их стоимости, чем процентная ставка по обычному кредиту[21].
Несмотря на все сложности осуществления международных лизинговых операций, они динамично развиваются и играют важную роль в экономике[22].
Участники международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений подвергаются разнообразным рискам. В их числе коммерческие и финансовые риски, связанные с:
1) Изменением цены товара после заключения контракта;
2) Отказом импортера от приема товара, особенно при инкассовой форме расчетов;
3) Ошибками в документах и при оплате товаров и услуг;
4) Мошенничеством, хищением валютных средств, выплатой по поддельным банкнотам, чекам и т.д.;
5) Неплатежеспособностью покупателя или заемщика;
6) Неустойчивостью валютных курсов;
7) Инфляцией;
8) Колебаниями процентных ставок и др.
Понятие риска как неуверенности в результате сделки означает возможность не только потерь, но и выгод одного из ее контрагентов. Это зависит от соотношения вероятности потерь и шанса при улучшении рыночной ситуации. Для совершенствования управления риском современный риск-менеджмент исходит из концепции риск-шанса и вероятности комплексного и быстрого проявления риска и потерь, т.е. шоковой ситуации.
В результате технологической революции возникли новые виды рисков, в частности связанные с электронными переводами, информационные риски. Усилился страновой риск, в том числе неперевода средств, особенно в условиях нестабильности
Основными факторами, определяющими риски в международных валютных, кредитных и финансовых операциях на макроуровне являются:
§ Снижение темпа экономического роста;
§ Усиление инфляции;
§Ухудшение торгового и платежного баланса;
§ Увеличение государственного долга (внутреннего и внешнего);
§Уменьшение официальных золотовалютных резервов;
§ Миграция капиталов (приток в страну или отлив);
§ Изменения в законодательстве (ограничения и запрет);
§ Политические события;
§ Рейтинг страны.