Лизинговые операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа посвящена рассмотрению и анализу особенностей лизинга и лизинговых операций, осуществляемых коммерческими банками, а также перспективам развития и совершенствования лизинга в России.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что развитие лизинга для России имеет принципиальное значение, поскольку для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и инвестиционной деятельности, лизинг, в том числе международный, более эффективен, чем слаборазвитая в настоящее время государственная поддержка лизинговых сделок.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА2.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

Тринадцатое место занимает Гонг-Конг, семнадцатое - Индонезия, двадцать пятое - Китай с объемом лизинговых операций 3,66; 2,71 и 1,02 млрд.долл. США соответственно.

 После спада в австралийской лизинговой индустрии в 2008 году объем лизинговых операций вырос на 16.2%, а в 2009 году - на 26.3% по сравнению с предыдущим годом. Это позволило Австралии подняться в 2009 году на девятое место в мировой классификации ведущих лизинговых стран с объемом 5.56 млрд. долл. США.

Лизинговая индустрия играет важную роль в новых инвестициях, на долю которой в 2009 году приходилось 20%. Успешное развитие лизинга в Австралии во многом связано с его государственной поддержкой.

Напротив, в Новой Зеландии существует неблагоприятный налоговый климат в отношении средне- и долгосрочного лизинга машин и оборудования. Поэтому в основном в Новой Зеландии используется оперативный лизинг (главным образом лизинг автотранспортных средств). За 2009 год Австралия и Новая Зеландия завоевали дополнительно 0.1% мирового лизингового рынка.

Африканский лизинговый рынок в основном представлен одной страной - Южной Африкой, на долю которой в 2009 году приходилось более 95%. Южноафриканский лизинговый бизнес активно развивался и переживал устойчивый рост. Известные политические события позволили открыть южноафриканскую экономику, как для внутренних инвестиций, так и для внешних. Финансовые южноафриканские компании расширяют лизинговые операции у себя в стране, а также начинают приобретать или открывать лизинговые компании за рубежом.

Другая африканская страна - Марокко - в 2008 году занимала 44-е место среди 50 ведущих лизинговых стран мира с объемом лизинговых операций в 210 млн. долл. США, а замыкает этот список Мали.

Лизинговый бизнес в Европе был подвержен сильным колебаниям. Достигнув своего пика в 1991 году, когда объем лизинговых операций составлял более 120 млрд. долл. США или 80.9 млрд. экю, в следующие года в лизинговом бизнесе произошел существенный спад.

Лизинговый кризис охватил почти все ведущие страны Западной Европы. Особенно сильно в 2006 году объем лизинговых операций уменьшился во Франции - на 21.4%, Италии - 22.4%, Испании - 43.8%, Нидерландах -13.2%, Швейцарии - 28.1%. Однако на этом негативном фоне были страны, в которых объем лизинговых операций вырос, а в некоторых странах и существенно: в Швеции - на 54.7%, Ирландии -22.2%, Норвегии - 22.1%.

Наиболее привлекательным видом имущества, используемым в лизинговых операциях являются легковые автомобили (38.7%), а вместе с грузовиками на автомобильный парк приходится более 50% лизингового инвестирования.

Второе место по объему финансирования лизинга занимает машиностроительное и технологическое оборудование - 24.4%. После кризиса доля этого имущества в общем объеме лизинговых операций незначительно уменьшилась - на 0.7%. На третьем месте по привлекательности находятся компьютеры и офисное оборудование - 13.9%, объем операций также уменьшился. На долю крупных контрактов по лизингу воздушных, морских, речных судов и железнодорожного подвижного состава приходится незначительная величина - 4.2%.

Следует отметить, что основной объем лизинговых операций приходится на финансирование малых и средних предприятий.

 

Особенности мирового развития лизинга

Отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона. Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и для производственных целей.

По данным издания "Европейский лизинг", до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили.

Остальное приходится на производственное оборудование, лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др.

Однако следует учитывать, что в понятие "лизинг" на Западе входит как финансовая аренда, так и оперативная; причем последняя фактически является обычной арендой. В России же под понятием лизинг обычно понимается только финансовая аренда.

В Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса.

Уровень и степень развития лизинга в стране определяют:

· нормативно-законодательная база;

·государственное регулирование;

· макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка (инвестиционные льготы, уровень банковского процента, особенно налогообложения, степень инфляции и др.);

· использование системы бухгалтерского учета[17].

Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги[18].

 

2.2 Факторы, влияющие на развитие международного лизинга. 

1. Во  многих странах сдерживающим  фактором развития лизинга является включение в налогооблагаемую прибыль всей суммы лизинговых платежей, получаемых из-за рубежа, без разграничения платежа на амортизацию и прибыль лизингодателя. Налоговые льготы на инвестиции в оборудование, передаваемое по лизингу, в сделках международного лизинга не применяются либо они значительно ниже, чем по национальным операциям. В ряде стран иностранный лизингодатель обязан уплатить налоги на собственность, прибыль и другие. По оценке Ассоциации финансов и лизинга (FinanceandLeasingAssociation), в Великобритании национальные лизингодатели испытывают экономическую дискриминацию в международных лизинговых операциях в форме штрафного налогообложения. В обычной практике лизингодатель имеет право предоставлять скидку в размере 25% на капитал (по остаточной стоимости), а по операциям международного лизинга скидка составляет 10%. Такие ограничения были введены с 1982 г. Лизинговые компании постоянно обращаются в правительство для устранения или модификации этих ограничений.

2. Сдерживание  импорта товаров в ряде стран  также препятствует развитию международного лизинга. Импортные ограничения не распространяются, как правило, на национального лизингополучателя, но в некоторых странах они широко применяются в отношении иностранных лизингодателей в целях поддержки национальных производителей.

3. При  международном лизинге увеличиваются  затраты, связанные с менеджментом  и документооборотом. Функции менеджеров  по валютным ресурсам при международном  лизинге разнообразны. В рамках  лизинговой компании они подразделяются  на прогнозирование, исполнение бюджета и контроль, а вне ее охватывают отношения с банками и финансовыми органами. Основной функцией менеджера является определение сумм средств, которыми он располагает и может использовать для вложений, либо займов. Он выбирает инструменты размещения средств или виды займов, а также их сроки, принимает решения относительно способов покрытия валютных рисков и процентных рисков. Менеджеры, обладающие таким высоким профессионализмом, требуют соответствующего вознаграждения за свой труд.

4. Существует сложность анализа рисков, связанных с лизинговыми операциями, в связи с отсутствием унифицированных стандартов в бухгалтерском учете, отчетности и контроле.

5. Участники  международного лизинга сталкиваются  с проблемой валютного риска, так как кредитное обеспечение и лизинговые платежи часто номинируются в разных валютах.

6. Снижение конкурентоспособности  связано, в частности, с разным  режимом торговой политики в  странах лизингодателя и лизингополучателя. Льготы национальному капиталу  при инвестировании средств в новые предприятия, ограничения на создание филиалов зарубежных лизинговых компаний, лицензирование деятельности нерезидентов, ограничения на участие иностранного капитала в капитале местных компаний, различные запреты на аренду оборудования иностранного производства - эти и другие барьеры во внешней торговле сдерживают развитие международного лизинга. К этому следует добавить квотирование импорта по типам оборудования, которое можно сдавать в аренду, ограничения по минимальным срокам аренды, восстановлению прав собственности лизингодателя, нормативные акты, запрещающие или требующие выкуп оборудования лизингополучателем после истечения срока лизинга, условия о выплате лизинговых платежей в местной валюте, взимание налогов как с лизингового процента, так и со стоимости объекта лизинга, контроль над переводами за границу лизинговой платы.

Важным фактором эффективности международных лизинговых услуг служат длительные деловые отношения стран лизингодателя и лизингополучателя. Так, американские лизинговые компании давно доминируют в Латинской Америке, японские - в Юго-Восточной Азии, английские - в странах бывшей стерлинговой зоны.

Сложное взаимодействие перечисленных факторов оказывает влияние на конъюнктуру мирового рынка лизинговых услуг. Данное обстоятельство определяет также изменения в конкурентных позициях лизинговых фирм разных стран, значительные колебания спроса и предложения на этом рынке[19].

Анализ международного рынка лизинговых услуг последних десятилетий свидетельствует о доминировании лизинговых компаний США, которые имеют следующие преимущества по сравнению с их конкурентами из стран Западной Европы и Японии.

Во-первых, это огромный опыт международных лизинговых операций американских компаний, осуществляемых с 1970-х гг. Во-вторых, активное использование американскими лизингодателями разветвленной сети филиалов ТНК, позволяющее им проникать и укрепляться на зарубежных рынках. В-третьих, превосходство США в ряде отраслей машиностроения, особенно наукоемких, продукция которых традиционно является предметом лизинга (производство авиатехники, компьютеров, дорожно-строительной, буровой техники и т.д.). В-четвертых, многолетние связи американских лизинговых компаний с машиностроительными фирмами, позволяющие опережать конкурентов как по техническому уровню сдаваемого в лизинг оборудования, так и по качеству и полноте дополнительных услуг. В-пятых, за многими лизинговыми компаниями США стоят мощные финансовые группы, обеспечивающие американским лизингодателям преимущества по размерам и быстроте мобилизации необходимых кредитных ресурсов.

Препятствием в развитии международного лизинга является недостаточная унификация налогообложения, бухгалтерского учета, юридической ответственности сторон и подхода к другим проблемам в этой сфере. Над ними работает ряд международных организаций, а именно: Международный институт по унификации частного права (UNIDRO1T); Международная финансовая лизинговая ассоциация (IFLA); Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний (LEASEUROPE); Азиатская лизинговая ассоциация (ASIALEASE) и другие. С целью устранить существующие препятствия международному финансовому лизингу и сделать его более доступным в мае 1988 г. после многолетней работы специалистов из разных стран и международных организаций была принята Оттавская Конвенция UNIDROIT по международному финансовому лизингу. Конвенция распространяет юридические правила на трехсторонние отношения, возникающие при лизинговых операциях, определяя права и обязанности сторон. В ней предусмотрено, что лизингополучатель сам может выбирать поставщика; оборудование приобретается лизингодателем на условиях договора лизинга, заключаемого с лизингополучателем; сумма лизинговых платежей определяется c учетом амортизации всей или значительной части оборудования[20].

Структура международных лизинговых операций достаточно сложная. Часто их схема разрабатывается в целях максимального использования возможных налоговых льгот.

Лизинговые операции, связанные с налоговыми льготами, составляют большую часть лизингового бизнеса на Западе и представляют лизингополучателю дополнительные выгоды благодаря более низкой их стоимости, чем процентная ставка по обычному кредиту[21].

Несмотря на все сложности осуществления международных лизинговых операций, они динамично развиваются и играют важную роль в экономике[22].

2.3. Риски при международных лизинговых операциях и методы их минимизации

 

 

Участники международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений подвергаются разнообразным рискам. В их числе коммерческие и финансовые риски, связанные с:

1)      Изменением цены товара после заключения контракта;

2)      Отказом импортера от приема товара, особенно при инкассовой форме расчетов;

3)      Ошибками в документах и при оплате товаров и услуг;

4)      Мошенничеством, хищением валютных средств, выплатой по поддельным банкнотам, чекам и т.д.;

5)      Неплатежеспособностью покупателя или заемщика;

6)      Неустойчивостью валютных курсов;

7)      Инфляцией;

8)      Колебаниями процентных ставок и др.

Понятие риска как неуверенности в результате сделки означает возможность не только потерь, но и выгод одного из ее контрагентов. Это зависит от соотношения вероятности потерь и шанса при улучшении рыночной ситуации. Для совершенствования управления риском современный риск-менеджмент исходит из концепции риск-шанса и вероятности комплексного и быстрого проявления риска и потерь, т.е. шоковой ситуации.

В результате технологической революции возникли новые виды рисков, в частности связанные с электронными переводами, информационные риски. Усилился страновой риск, в том числе неперевода средств, особенно в условиях нестабильности

Основными факторами, определяющими риски в международных валютных, кредитных и финансовых операциях на макроуровне являются:

§ Снижение темпа экономического роста;

§ Усиление инфляции;

§Ухудшение торгового и платежного баланса;

§ Увеличение государственного долга (внутреннего и внешнего);

§Уменьшение официальных золотовалютных резервов;

§ Миграция капиталов (приток в страну или отлив);

§ Изменения в законодательстве (ограничения и запрет);

§ Политические события;

§ Рейтинг страны.

Информация о работе Лизинговые операции коммерческого банка