Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа
Малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Введение
Глава 1. Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.2.1 Экономическая роль
1.2.2 Социальная роль
1.2.3 Политическая роль
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
2.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса
2.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса
Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе
3.1 Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
3.2 Совершенствование нормативной правовой базы
3.3 Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства
3.4 Меры по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
3.5 Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства
3.6 Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
Заключение
Библиографический список
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.2.1 Экономическая роль
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля (приложение 1,таблица 1).
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики:
развивается конкурентная среда;
создаются дополнительные рабочие места (приложение 2, таблица 3). По итогам января-июня 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 8,2% и составила 8968,5 тыс. чел. В январе-июне 2007 г. по сравнению с январем-июнем 2006 г. малые предприятия обеспечили на 679,6 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников малого предпринимательства в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,5%, повысившись на 1,2 % по сравнению с показателем за аналогичный период 2006 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Приволжском и Уральском федеральных округах - на 13,7% и 14,0% соответственно;
активнее идет структурная перестройка;
расширяется потребительский сектор.
Развитие малых предприятий
ведет к насыщению рынка
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;
исключение лишних звеньев управления и т. д..
Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Сектор малого предпринимательства
динамично осваивает новые виды
продукции и экономические
Эти качества при массовом
развитии сектора малых предприятий
дают возможность совершить
Малые предприятия способствуют введению в оборот денежных средств населения, что является дополнительным стимулом развития экономики страны и, в частности, ее финансово-кредитной системы.
В аспекте воздействия
малого предпринимательства на важнейших
агентов рыночных отношений целесообразно
выделить его роль в формировании
конкурентной среды. Ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
1.2.2 Социальная роль
Социальная значимость малого
бизнеса определяется массовостью
группы мелких собственников - владельцев
малых предприятий и их наёмных
работников, общая численность которых
является одной из наиболее существенных
качественных характеристик любой
страны с развитой рыночной экономикой.
Именно эта группа деятельного населения
обслуживает основную массу потребителей,
производя комплекс продуктов и
услуг в соответствии с быстро
изменяющимися требованиями рынка.
Мелкие собственники самостоятельно обеспечивающих
собственное благосостояние и достойный
уровень жизни, являющихся основой
социально-экономических
Сама природа малого предпринимательства
содействует тому, что немалая
часть новых предприятий
Работа для молодых людей имеет особое значение. Когда её найти не удается, большинство из них стремятся к стабилизации своего трудового статуса и отдают предпочтение предпринимательству, т.е. сфере, которая, по их мнению, не требует профессиональных знаний. «Деньги любым путем» - вот девиз для молодых людей, и очень важно удержать их от ухода в «теневой» сектор экономики, обеспечить все условия для нормальною развития молодежного предпринимательства Региональная конференция молодых ученых и студентов «Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решений»:сб. тезисов докладов/ Перм.ун-т.-Пермь,2006. С. 88-89..
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства
способен создавать новые рабочие
места, а, следовательно, может обеспечить
снижение уровня безработицы и социальной
напряженности в стране. Создавать
новые возможности для
Предпринимательство, как
одна из конкретных форм проявления общественных
отношений, не только способствует повышению
материального и духовного
1.2.3 Политическая роль
Политическое влияние
малого бизнеса в различных странах
достаточно велико, поскольку эта
социальная группа давно стала основой
сформировавшегося среднего класса,
наиболее представительного по своей
численности и являющегося
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной
поддержки малого бизнеса
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
посторонним наблюдателем, когда прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства) Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика,2003..
В Российской Федерации сформирована
система поддержки малого бизнеса.
Государство предприняло
Министерство антимонопольной политики России реализует государственную политику по поддержке предпринимательства, в том числе малого и среднего, по государственному регулированию межотраслевой координации в сфере развития и поддержки малого бизнеса. Вопросы государственной поддержки малого бизнеса рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В основном сформирована региональная
система государственной
Координирует деятельность
региональных структур поддержки малого
бизнеса Министерство антимонопольной
политики России с его территориальными
Управлениями и Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства
в части взаимодействия с региональными
фондами поддержки
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации обеспечивается системой правовых актов, включая Конституцию РФ, ряд федеральных законов, в том числе «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», указы Правительства РФ.
Информация о работе Малый бизнес в России и в Пермском регионе