Малый бизнес в России и в Пермском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.2.1 Экономическая роль
1.2.2 Социальная роль
1.2.3 Политическая роль
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
2.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса
2.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса
Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе
3.1 Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
3.2 Совершенствование нормативной правовой базы
3.3 Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства
3.4 Меры по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
3.5 Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства
3.6 Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в России и в Пермском регионе.docx

— 83.39 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Роль малого бизнеса  в экономике

 

1.2.1 Экономическая роль

 

Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

 

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

 

Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.

 

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля (приложение 1,таблица 1).

 

Развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные  условия для оздоровления экономики:

 

развивается конкурентная среда;

 

создаются дополнительные рабочие  места (приложение 2, таблица 3). По итогам января-июня 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 8,2% и составила 8968,5 тыс. чел. В январе-июне 2007 г. по сравнению с январем-июнем 2006 г. малые предприятия обеспечили на 679,6 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников малого предпринимательства в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,5%, повысившись на 1,2 % по сравнению с показателем за аналогичный период 2006 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Приволжском и Уральском федеральных округах - на 13,7% и 14,0% соответственно;

 

активнее идет структурная  перестройка;

 

расширяется потребительский  сектор.

 

Развитие малых предприятий  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.

 

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством:

 

близость к местным  рынкам и приспособление к запросам клиентуры;

 

производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;

 

исключение лишних звеньев  управления и т. д..

 

Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

 

Сектор малого предпринимательства  динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий  является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Несомненна роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.

 

Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий  дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом  развитии и позволяют накопить в  короткий период средства для устойчивого  развития других отраслей хозяйства  страны,

 

Малые предприятия способствуют введению в оборот денежных средств  населения, что является дополнительным стимулом развития экономики страны и, в частности, ее финансово-кредитной  системы.

 

В аспекте воздействия  малого предпринимательства на важнейших  агентов рыночных отношений целесообразно  выделить его роль в формировании конкурентной среды. Ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Также создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.

 

1.2.2 Социальная роль

 

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Мелкие собственники самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный  уровень жизни, являющихся основой  социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

 

Сама природа малого предпринимательства  содействует тому, что немалая  часть новых предприятий создается  социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. По данным Пермского комитета по делам  молодежи, на сегодняшний день 7% предпринимателей, работающих в малом бизнесе,-- это лица, не достигшие тридцатилетнего возраста.

 

Работа для молодых  людей имеет особое значение. Когда  её найти не удается, большинство  из них стремятся к стабилизации своего трудового статуса и отдают предпочтение предпринимательству, т.е. сфере, которая, по их мнению, не требует профессиональных знаний. «Деньги любым путем» - вот девиз для молодых людей, и очень важно удержать их от ухода в «теневой» сектор экономики, обеспечить все условия для нормальною развития молодежного предпринимательства Региональная конференция молодых ученых и студентов «Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решений»:сб. тезисов докладов/ Перм.ун-т.-Пермь,2006. С. 88-89..

 

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

 

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Создавать  новые возможности для предпринимательской  деятельности населения, развертывания  его творческих сил и использования  свободных производственных мощностей. Массовое развитие малых предприятий  способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному  иждивенчеству.

 

Предпринимательство, как  одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению  материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

 

1.2.3 Политическая роль

 

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей  численности и являющегося выразителем  политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого  социально-экономического и политического  развития общества мелкие предприниматели  отличаются наибольшей приверженностью  принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет  наибольшую активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является единственным средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

 

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства  с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его  зависимость от национальной основы и составляет питательную среду  для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует  исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в  среде мелких собственников в  условиях экономического спада и  политической нестабильности могут  принимать крайние формы и  подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

 

 

 

Глава 2. Государственная  поддержка малого бизнеса России

 

2.1 Система государственной  поддержки малого бизнеса России

 

Роль государства как  субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости  от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и  тех целей, какие ставит перед  собой государство.

 

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

 

тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную  обстановку для развития предпринимательства  или даже запрещает его;

 

посторонним наблюдателем, когда прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в  то же время и не способствует этому  развитию;

 

ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс  новых экономических агентов (нередко  такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской  активности и приводит к буму предпринимательства) Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика,2003..

 

В Российской Федерации сформирована система поддержки малого бизнеса. Государство предприняло определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса, реализуются федеральная и региональные программы, налаживаются межрегиональные и международные контакты в данной сфере, заключены соответствующие межправительственные (в рамках СНГ) и международные соглашения. Совершенствуется система подготовки кадров для малого бизнеса, создаются системы информационного обеспечения. Сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых и трудовых процессов в малом бизнесе.

 

Министерство антимонопольной  политики России реализует государственную  политику по поддержке предпринимательства, в том числе малого и среднего, по государственному регулированию  межотраслевой координации в  сфере развития и поддержки малого бизнеса. Вопросы государственной  поддержки малого бизнеса рассматриваются  на заседаниях Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

В основном сформирована региональная система государственной поддержки  малого бизнеса, которая состоит  из специализированных органов и  организаций, действующих в 88 субъектах  Российской Федерации.

 

Координирует деятельность региональных структур поддержки малого бизнеса Министерство антимонопольной  политики России с его территориальными Управлениями и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  в части взаимодействия с региональными  фондами поддержки предпринимательства.

 

2.2 Правовое обеспечение  деятельности малого бизнеса

 

Государственная поддержка  малого бизнеса в Российской Федерации  обеспечивается системой правовых актов, включая Конституцию РФ, ряд федеральных  законов, в том числе «О государственной  поддержке предпринимательства  в Российской Федерации», указы Правительства  РФ.

Информация о работе Малый бизнес в России и в Пермском регионе