Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа
Малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Введение
Глава 1. Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.2.1 Экономическая роль
1.2.2 Социальная роль
1.2.3 Политическая роль
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
2.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса
2.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса
Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе
3.1 Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
3.2 Совершенствование нормативной правовой базы
3.3 Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства
3.4 Меры по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
3.5 Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства
3.6 Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
Заключение
Библиографический список
Эффективность действия единого налога в основном зависит от государственных органов власти субъектов Российской Федерации. Одна из основных проблем -- экономическая необоснованность (завышение) размера налога на вмененный доход.
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
Проблема финансирования малого бизнеса ставится во главу угла практически всех программ поддержки предпринимательства. Финансовый аспект, безусловно, является важным, но далеко не определяющим фактором развития бизнеса, в особенности, если рассматривать проблему с точки зрения государственной политики (приложение 3, таблица 4).
Финансовую политику поддержки
малого бизнеса на федеральном уровне
осуществляет Федеральный фонд поддержки
малого бизнеса путем реализации
за счет бюджетных и внебюджетных
источников Федеральной программы
государственной поддержки
На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса на основе соответствующих региональных и муниципальных программ.
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.
При разработке основных направлений кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса были выделены различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций, системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.
Возможности малого бизнеса получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малому бизнесу по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупного бизнеса, что существенно повышает издержки кредитования малого бизнеса и приводит к повышению ставок по кредитам. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого бизнеса, а также по созданию условий для удешевления кредитных ресурсов, направленных на кредитование малого бизнеса, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малого бизнеса.
Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции, специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого бизнеса.
Создание общих благоприятных
условий кредитования и оздоровление
финансового рынка России в целом
не исключает необходимости
Проблема нехватки у малых
предприятий
Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты. Эффективная работа лизинговых компаний дает возможность не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять суммы налогов в бюджеты, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку.
Лизинговые компании в
настоящее время испытывают значительные
трудности в привлечении
-финансовая маломощность предприятий,
-отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей,
-неполнота правовой базы,
-неясность налоговых правил,
-недоработка механизма возврата имущества,
-отсутствие развитого рынка подержанного оборудования.
Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого бизнеса является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.
Для становления малых предприятий и деятельности бизнесменов без образования юридического лица большое значение имеет возможность быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве оборотных средств, -- микрофинансирование. По решению Ресурсного центра малого бизнеса, объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млрд. дол.
Только в 1998--2000 гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн. дол. на региональном уровне при содействии федерального фонда поддержки малого предпринимательства и ряда зарубежных и международных организаций.
Состояние программ микрокредитования (по данным ФФПМП) на январь 2001 г. было следующим:
-среднемесячная процентная ставка по микрокредитам -6 % в месяц;
-средний размер займа -12,5 тыс. р.;
-средний объем займов на одного клиента - 20 тыс. р.;
-средний процент возврата займа - 95 %;
-распределение займов: торговля - 55 %, оказание бытовых услуг - 24 %, сельское хозяйство - 11%;
-63 % всех займов предоставляются начинающим предпринимателям.
Ежемесячно к услугам микрофинансирования прибегают 200-300 малых предпринимателей, а всего в 2001 год было выдано 3260 микрозаймов на общую сумму 75 миллионов рублей, свидетельствует о востребуемости этой услуги.
Следует отметить, развитие каждого отдельного бизнеса благотворно отражается на социальной обстановке. Ведь каждый микрозайм это как минимум одно сохраненное рабочее место, а в среднем в течение года пайщики кооператива создают 3-5 новых рабочих мест. Всего же в течение года предпринимателями - участниками программы микрофинансирования было создано 244 новых и сохранено 718 рабочих мест. Развитие бизнеса сказывается на росте индивидуальных и семейных доходов предпринимателей, что положительно сказывается на росте их потребительских возможностей, улучшении стандартов жизни. По самым пессимистичным подсчетам, среднемесячный доход предпринимателей, пользовавшихся микрозаймами, составил в 2001 году 6-8 тысяч рублей.
Осуществление программ микрокредитования
в регионах выявило, что эта услуга
востребована не только бизнесменами
с незначительными доходами, но и
субъектами малого бизнеса, заинтересованными
в оперативном доступе к
Несмотря на расширение такого
вида финансовой поддержки, как микрофинансирование,
коммерческие банки практически
не развивают программы
С учетом значительного спроса
на данные услуги и высокой эффективности
микрокредитования в
Программа микрофинансирования не может рассматриваться как чисто финансовая услуга, а сочетает в себе и успешно осуществляет практически все компоненты поддержки предпринимательства, включая даже образовательные циклы.
Наконец, главный эффект программы микрофинансирования обусловлен ее самовоспроизодящимся характером, тем, что она может стабильно развиваться и расширяться без существенных внешних привлечений.
Значительным инвестиционным резервом для малого бизнеса является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого бизнеса.
В настоящее время в России работают более 700 обществ взаимного кредитования. Право их создания определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования.
Одной из перспективных
Развитие государственной финансовой поддержки малого бизнеса должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих:
-развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков,
-налоговые льготы,
-совершенствование законодательства,
-информационную поддержку,
-подготовку кадров,
-формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого бизнеса,
-эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.
Государственно-кредитная поддержка малого бизнеса должна осуществляться по двум основным направлениям:
Оказание субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде:
-субсидий,
-дотаций,
-кредитов
-льготных;
-беззалоговых;
-гарантии по кредитам коммерческих банков;
полная или частичная компенсация финансовым структурам недополученной прибыли или кредитование субъектов малого бизнеса по пониженной ставке, совместное финансирование за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.
Такая финансовая помощь может являться безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, как и предполагать использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации;
Косвенная финансовая поддержка малого бизнеса нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать общегосударственные и региональные режимы налогообложения малого бизнеса, внедрение упрощенных схем взимания налогов, установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями, распространение системы лизинга и др.
Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малого бизнеса, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы малого бизнеса.
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
Одним из направлений формирования
благоприятной среды для
-излишками площадей на предприятиях,
-недогрузкой производственных мощностей и оборудования,
-недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т. д.
Аренда как преобладающая форма размещения малого бизнеса становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Это сдерживает развитие малого бизнеса производственно и научно-технического профиля.
Информация о работе Малый бизнес в России и в Пермском регионе