Малый бизнес в России и в Пермском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.2.1 Экономическая роль
1.2.2 Социальная роль
1.2.3 Политическая роль
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
2.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса
2.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса
Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе
3.1 Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
3.2 Совершенствование нормативной правовой базы
3.3 Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства
3.4 Меры по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
3.5 Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства
3.6 Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в России и в Пермском регионе.docx

— 83.39 Кб (Скачать файл)

 

Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках предоставленных  полномочий Минимущество и Министерство антимонопольной политики России содействуют решению имущественных вопросов поддержки малого бизнеса. По состоянию на 01.10.02 г. субъектами малого предпринимательства используются более 2 млн кв. м федеральных площади, из которых 44% задействованы в 2001 г., при этом 90% площадей являются арендуемыми. Общее количество субъектов малого бизнеса, которым предоставлено в аренду федеральное недвижимое имущество, составляет более 16,5 тыс. предприятий на которых занято около 128 тыс. человек www.pro-financy.ru.

 

Перспективность данного  направления подтверждает широкий  спектр возможностей для поддержки  малого бизнеса, заложенных в Концепции  управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства  Российской Федерации № 1024 от сентября 1999 г.

 

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам 1 Всероссийской конференции  представителей малого бизнеса, и поручений  Правительства Российской Федерации, Минимущество совместно с Министерством антимонопольной политики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало программу «Продажа и сдача в аренду субъектам малого бизнеса имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры». Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности.

 

Имущественная поддержка  заключается в разработке критериев, условий и правил, с одной стороны, регламентирующих процесс вовлечения государственного имущества в сферу  малого бизнеса, с другой - обеспечивающих его субъектам режим наибольшего  благоприятствования при доступе  к имущественным ресурсам. Среди  первоочередных задач - разработка параметров наделения субъектов малого бизнеса  государственным имуществом (путем  сдачи в аренду или безвозмездного пользования) на конкурсной основе.

 

Минимуществом и Министерством антимонопольной политики России, их территориальными органами совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по выявлению потребности субъектов малого бизнеса в использовании государственного имущества в целях повышения эффективности использования федерального имущества для развития малого бизнеса в регионах.

Решение о предоставлении имущества, в том числе конкретные формы и условия предоставления объектов недвижимости, принимается  с учетом эффективности его использования  субъектами малого бизнеса исходя из следующих критериев:

 

увеличение числа рабочих  мест и сокращение безработицы;

 

увеличение налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты всех уровней;

 

развитие приоритетных направлений  бизнеса, особенно в производственной сфере;

 

выполнение условий использования  федерального имущества (долговременное хозяйственное ведение, аренда, выкуп, передача оборудования в лизинг).

 

При формировании механизма  ресурсного обеспечения субъектов  малого бизнеса ключевое значение приобретают  вопросы учета федерального имущества, задействованного в данной сфере. К  приоритетным задачам относится  построение и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества, которое может быть востребовано субъектами малого бизнеса, а также  уже переданного имущества, обеспечение  контроля эффективности его использования.

 

Эффективность имущественной  поддержки субъектов малого бизнеса  в существенной степени зависит  от согласованности Действий федеральных  органов исполнительной власти, на которые возложены функции по обеспечению государственной политики в данной сфере (Министерство антимонопольной  политики, Минимущество, Минэкономразвитие, МНС, Минфин). В целях согласованности и обеспечения эффективности их взаимодействия необходимо регламентировать эту деятельность нормативно-правовым актом, устанавливающим основные принципы, механизмы и формы данного сотрудничества.

 

Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности  системы управления государственной  собственностью, позволит подойти комплексно к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого бизнеса. Новые механизмы  управления государственным имуществом создают возможности для выявления  дополнительных имущественных резервов, которые при реализации общегосударственной  политики целесообразно направить  на поддержку бизнеса и стимулирование конкуренции в соответствующих  отраслях экономики.

 

2.5 Информационное обеспечение  развития малого бизнеса

 

Оказание информационной поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства и  организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и  органами местного самоуправления в  виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.

 

Информационные системы  и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения  субъектов малого и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, информацией:

 

1) о реализации федеральных  программ развития субъектов  малого и среднего предпринимательства,  региональных программ развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 

2) о количестве субъектов  малого и среднего предпринимательства  и об их классификации по  видам экономической деятельности;

 

3) о числе замещенных  рабочих мест в субъектах малого  и среднего предпринимательства  в соответствии с их классификацией  по видам экономической деятельности;

 

4) об обороте товаров  (работ, услуг), производимых субъектами  малого и среднего предпринимательства,  в соответствии с их классификацией  по видам экономической деятельности;

 

5) о финансово-экономическом  состоянии субъектов малого и  среднего предпринимательства;

 

6) об организациях, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

 

7) иного характера (экономической,  правовой, статистической, производственно-технологической  информацией, информацией в области  маркетинга, необходимой для развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства). Федеральный  закон «О развитие малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ

 

Организация, информационного  обеспечения определяет уровень  ориентации общества в социально-экономической  и общественно-политической ситуации, способствует успеху бизнесменов на рынке, включая вопросы организации  производства и продвижения продукции  и услуг. А это, в свою очередь, непосредственным образом влияет на выживаемость малых предприятий. В  России в целом сформировался  рынок информационных продуктов  и услуг, его наиболее развитым сектором является сектор деловой информации. Российские бизнесмены находятся в  качественно новой информационной среде и имеют возможность  получить значительное количество видов  информационных услуг, предлагаемых на мировом рынке. Вместе с тем, несмотря на принятые решения и неоднократные  попытки создания единой системы  в области информационного обеспечения  малого бизнеса, такая система не создана.

 

Информационные ресурсы  представлены коммерческими предложениями  малых предприятий, методической информацией  для малых предприятий, юридической  консультационной информацией, материалами  об условиях и возможностях кредитования малого бизнеса, информацией о семинарах  и курсах обучения для бизнесменов  и др. Действуют такие проекты, как «Дистанционная юридическая  консультация для предпринимателей (ДЮК)», «Система продвижения коммерческих предложений (СПКП)», «Госзаказ для  малого и среднего бизнеса» и др.

 

В целях развития информационного  обеспечения малого и среднего бизнеса  необходимо наладить взаимодействие существующих информационных ресурсов и систем информационного  обеспечения предпринимательской  деятельности. Важной задачей является создание региональных систем деловой  информации, типовых проектных решений  по комплексной автоматизации деятельности малых предприятий, что поможет  шире использовать передовые, доступные  для малых предприятий информационные технологии. Необходимо повысить уровень  и качество обучения современным  информационным технологиям бизнесменов, специалистов структур поддержки бизнеса, а также их ответственность за представление актуальной и достоверной деловой информации в информационные системы.

 

Издательская, рекламная  и выставочно-ярмарочная деятельность - элементы информационного обеспечения малого бизнеса.

 

Малые предприятия имеют  ограниченные возможности для рекламы  продвижения собственной продукции  на межрегиональные рынки. Одна из форм поддержки деятельности малых предприятий - обеспечение их выставочно-ярмарочной деятельности, организация коллективных стендов малых производственных предприятий, использование которых позволяет в 2-4 раза снизить затраты на участие в выставке.

 

Важным условием для развития информационного обеспечения поддержки  малого бизнеса, является создание системы  сбора и распространения информации. Инфраструктурные организации поддержки  малого бизнеса и непосредственно  малые предприятия имеют постоянный доступ к актуальной информации по малому бизнесу федерального уровня, а также к существующим в регионах Российской Федерации информационным ресурсам.

 

Информационная система  предоставляет свободный доступ к базовой информации по каждому  региону, к аналитическим материалам и статистике по малым предприятиям регионов, контактную информацию региональных структур поддержки предпринимательства, региональные законодательные акты и источники информации по малому бизнесу. Через систему ссылок сервер Ресурсного центра предоставляет доступ к информации зарубежных и международных  организаций по развитию и поддержке  предпринимательства. В свою очередь  зарубежные организации, предприятия  и международные программы могут  получить через сервер актуальную информацию о малом бизнесе в России, необходимую  для развития сотрудничества с российскими  партнерами. Кроме того, материалы  Министерства антимонопольной политики России, результаты исследований Ресурсного центра малого бизнеса, международных  проектов по проблемам развития предпринимательства  на постоянной основе рассылаются по электронной почте и обычной  почтой в региональные структуры  поддержки бизнеса, подразделения  администрации регионов, отвечающие за развитие бизнеса, другие заинтересованные организации. С целью автоматизации  обмена информацией в Ресурсном  центре малого бизнеса разрабатывается  специальное программное обеспечение, которое позволяет упростить  и ускорить обмен информацией  между Министерством антимонопольной  политики России, региональными и  федеральными структурами поддержки, а также предоставит возможность  всем структурам поддержки, имеющим  доступ в Интернет, обмениваться между  собой актуальной информацией по малому бизнесу.

 

Перспективным направлением информационного обеспечения бизнеса  является электронная коммерция  с использованием современных информационных технологий: Интернет постепенно превращается в необходимый инструмент бизнеса XXI века. Если раньше он использовался  только для традиционных рекламных  кампаний, то теперь все большее  количество предприятий, в том числе  малых, пользуются Интернет-магазином, чтобы не отставать от конкурентов и поддерживать связи с заказчиком. Производители продукции и услуг к основным положительным итогам пользования электронной коммерцией относят круглосуточный режим работы, увеличение объема продаж, расширение рынка.

 

Учитывая стратегическое значение информационного обеспечения  для развития бизнеса, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, Министерство антимонопольной  политики России направил Правительству  РФ предложения, согласованные с  постоянным представительством Всемирного Банка в Москве, о создании Общенациональной сети информационных центров на региональном и муниципальном уровнях.

 

2.6 Подготовка кадров для  сферы малого бизнеса

 

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого бизнеса осуществляется в соответствии со статьей 21 федерального закона «О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ. В  значительной части регионов России сформирована сеть образовательных  учреждений, которые проводят подготовку, переподготовку и повышение квалификации таких специалистов. Гражданам, обращающимся в органы по вопросам занятости в  целях поиска работы, и безработным  гражданам, желающим организовать предпринимательскую  деятельность, оказывается комплекс образовательных и организационно-консультативных  услуг. В 2002 г. указанные услуги получили 243,9 тыс. незанятых граждан, в том  числе 38,6 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям, позволяющим организовать собственное дело. Это обеспечило занятость 54,5 тыс. граждан, из них около 43,9 тыс. человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, около 10,7 тыс. граждан организовали малые предприятия (фермерское хозяйство) или стали работать в подсобных  хозяйствах, а более 1,2 тыс. безработных  были трудоустроены на вновь созданные  малые предприятия www.pro-financy.ru.

 

Большое внимание уделяется  проблеме сельской безработицы. Среди  граждан, занявшихся предпринимательской  деятельностью, более 50 % проживают  в сельской местности.

Информация о работе Малый бизнес в России и в Пермском регионе