Малый бизнес в России и в Пермском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.2.1 Экономическая роль
1.2.2 Социальная роль
1.2.3 Политическая роль
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
2.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса
2.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса
Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе
3.1 Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
3.2 Совершенствование нормативной правовой базы
3.3 Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства
3.4 Меры по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
3.5 Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства
3.6 Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в России и в Пермском регионе.docx

— 83.39 Кб (Скачать файл)

 

Активно используются такие  формы работы с безработными гражданами, желающими организовать собственное  дело, как интенсивная профориентация, обучение основам бизнеса, консультирование, оформление свидетельств без оплаты государственной пошлины и т. п.

 

Консультантами учебно-деловых  центров постоянно оказываются  услуги действующим и начинающим бизнесменам по вопросам организации  собственного дела. В 2002 г. консультационные Услуги оказаны свыше 12,6 тыс. физических лиц.

 

Центр «Предпринимательство и малый бизнес» Академии народного  хозяйства при Правительстве  Российской Федерации ежемесячно проводит научно-методические семинары по теме «Российское предпринимательство  на пороге XXI века», охватывающие актуальные проблемы развития предпринимательства  и малого, бизнеса. Кроме того, Центр  осуществляет обучение предпринимателей в рамках Президентской программы  подготовки кадров (программа обучения «Менеджмент в малом и среднем  бизнесе»).

 

Минпромнауки совместно с Минобразования и Минтруда России создали многоуровневую систему подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Разработаны квалификационные требования к профессии менеджера инновационной деятельности, создается новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для подготовки специалистов в этой области. Образован Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства с филиалами в 12 регионах страны, действует Межведомственный научно-методический совет.

 

Система торгово-промышленных палат России также реализует  образовательные программы: региональные палаты организуют семинары для руководителей  предприятий малого и среднего бизнеса, проводятся консультации по основам  маркетинга, финансового и производственного  менеджмента, по разработке бизнес-планов.

 

Для реализаций мероприятий  по подготовке кадров привлекаются средства международных проектов.

 

Активно развивается система  модульного обучения на основе методики Международной организации труда. Международным центром развития модульного обучения разработано 58 модульных  программ. В системе региональных центров модульной системы обучения (в том числе службы занятости) прошли подготовку около 115 тыс. человек.

 

Важной задачей является организация подготовки и переподготовки государственных служащих, работающих в системе поддержки малого бизнеса. Соответствующие мероприятия реализуются  в соответствии с Федеральной  программой государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000--2004 гг.

 

Развиваются специализированные Интернет-ресурсы для подготовки кадров системы малого бизнеса: Российского  агентства поддержки малого и  среднего бизнеса, Академии менеджмента  и рынка, центра «Предпринимательство и малый бизнес» Академии народного  хозяйства при Правительстве  Российской Федерации и других учебных  структур.

 

По экспертным оценкам, для  обеспечения потребностей развивающейся  рыночной экономики необходимо проводить  подготовку и переподготовку специалистов для сферы малого бизнеса в  количестве примерно 250--350 тыс. человек  ежегодно. Это предполагает создание системы устойчивых учебно-консультационных структур, имеющих базовое, межрегиональное  значение, способных не только обучать  кадры и консультировать бизнесменов, но и оказывать помощь в создании предприятий, разработке бизнес-планов, выборе сектора рынка и вида продукции, а также информационную поддержку. Кроме того, бизнесменам необходимо создать условия для вложения средств в самообразование и подготовку персонала малых предприятий. Обучение Должно быть организовано на основе развития современных компьютерных технологий, в том числе дистанционного обучения итернет-технологий, деловых игр, модульных программ обучения с учетом целей и особенностей развития малого бизнеса в регионах России, степени подготовки обучающихся.

 

Выполнение этих задач  реализуется в рамках соответствующих  мероприятий Федеральной программы  государственной поддержки предпринимательства  в Российской Федерации на 2002--2004 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе

 

3.1 Состояние и динамика  развития малого предпринимательства  в Пермском крае

 

Проблема определения  роли регионов в становлении системы  содействия развитию малого бизнеса  тесно связана с определением цели, функций, прав и обязанностей федерального, регионального и муниципального уровней государственного устройства в становлении и функционировании предпринимательства. Оптимальность  данной конструкции будет достигнута в случае четкого понимания каждым уровнем своего комплекса решаемых задач.

 

В связи с этим основные проблемы предпринимательства могут  быть разделены на политические, экономические  и социальные.

 

К политическим относятся  неопределенность стратегических и  тактических интересов государства  в отношении существования сектора  малого предпринимательства, несопряженность в этом секторе действий разных ветвей и органов власти, отсутствие системных механизмов учета интересов предпринимателей при принятии основополагающих властных решений. К экономическим проблемам относятся вопросы несистемное сочетание фискальных и протекционистских механизмов с политикой содействия занятости и развития малых предприятий, недоступность для малого предпринимательства общеэкономической инфраструктуры, отсутствие собственных и низкий уровень использования привлеченных ресурсов.

 

К социальным проблемам можно  отнести негативное отношение общества к предпринимательству, оторванность предпринимателя от основных каналов  влияния общества на государство, социальная пассивность самих малых предприятий, неприемлемость для коренных интересов  общества и т.п.

 

Принимая во внимание средства, которыми наиболее эффективно могут  быть решены проблемы малого предпринимательства, можно стратифицировать разные уровни государственного устройства по отношению  к развитию предпринимательства.

 

Федеральному центру необходимо заниматься решением политических проблем; определять основы, цели, правовые механизмы, «общие правила игры».

 

На региональном уровне решают экономические и некоторые социальные проблемы. Именно здесь определяются основные экономические меры, необходимые  для развития предпринимательства  в регионе, направления приоритетной и селективной политики в отношении  малого предпринимательства. На данном уровне происходит закладывание устойчивости в системе поддержки предпринимательства. Гарантом такой устойчивости становится соответствие мер по поддержке малого предпринимательства интересам  развития региональной экономики, установление взаимовыгодного сотрудничества различных  хозяйствующих субъектов.

 

Например, государству, крупному предприятию, малого предприятию и  обществу в целом выгодно использование  пустующего терминала крупного предприятия  для создания специализированного  складского хозяйства с помощью  государственных инвестиций для  субъектов малого предпринимательства. Именно на уровне региона должен проводится отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации мероприятий развития предпринимательства.

 

Муниципальный уровень отличается наибольшей приближенностью к предпринимателю  в сфере наиболее социально-ориентированных  отраслей (обслуживание населения, ремонтно-строительные работы, торговля и т.д.). Поэтому  именно здесь могут быть частично решены экономические проблемы развития данных секторов малого предпринимательства. Более того, именно на муниципальном  уровне возможно эффективное осуществление  некоторых схем и механизмов инфраструктурного  сопровождения предпринимательства, которые потерпели неудачу при  их реализации в предыдущий период на более высоком уровне. Российская экономика на рубеже 21 века: Материалы  междунар. науч.-практич.конф.(9-10 декабря 1999г.)/Перм.ун-т;Гос.ун-т- Высш.шк.экономики.- Пермь, 1999.- Ч.II. Стратегия развития регионов.-с.

 

Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов  малого предпринимательства в крае и методологическую разработку механизмов поддержки.

 

Система мер краевой поддержки  малого предпринимательства может  включать в себя:

 

пропаганду малого предпринимательства;

 

обучение субъектов малого предпринимательства;

 

развитие финансово-кредитных  механизмов для малого предпринимательства;

 

развитие центров сопровождения  предпринимательской деятельности;

 

информационное сопровождение  малого предпринимательства;

 

обеспечение доступа малого предпринимательства к государственным  и муниципальным заказам;

 

развитие кооперации между  крупным бизнесом и малым предпринимательством.

 

На сегодняшний день малый  бизнес не оказывает необходимого влияния  на социальное и экономическое развитие Пермского края ни с точки зрения объемов производства товаров и  услуг, ни с точки зрения занятости  населения.

 

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Пермскому краю, по состоянию  на 1 января 2007 г. на территории Пермского  края осуществляют свою деятельность 12,6 тыс. малых и средних предприятий (приложение 7, таблица 8).

 

Государственная статистика, опросы предпринимателей и мнения экспертов  свидетельствуют о недостаточном  развитии малого бизнеса.

 

По данным Национального  института системных исследований проблем предпринимательства (г. Москва) в 2006 г. Пермский край занимал определенные места по России по основным показателям www.nisse.ru:

2006г. 

Место Пермского края по России 

по количеству малых и  средних предприятий 

из расчета 436,9 единиц на 100 тыс. жителей 

51 место 

По объему оборота субъектов  малого и среднего предпринимательства188 169,6 млн. рублей 

12 место 

по среднесписочной численности  работников, занятых в малом и  среднем предпринимательстве 

86 тыс. человек 

25 место 

Отраслевая структура  предприятий малого и среднего предпринимательства  представлена по трем ключевым факторам (количество малых предприятий, среднемесячная заработная плата и фонд оплаты труда  субъектов малого и среднего предпринимательства) (приложение 4, таблица 5). Представленные данные констатируют тенденцию развития малого и среднего предпринимательства  в Пермском крае. Наибольший рост доли отраслей малого и среднего предпринимательства  наблюдается в оптовой и розничной  торговле, строительстве, сфере транспорта и связи и обрабатывающем производстве. Снижение показателей произошло  в сфере здравоохранения, предоставления социальных услуг и в сельском хозяйстве.

 

Оборот малых предприятий  в январе-сентябре 2007 году составил 216008,6 млн. руб. или 22,5% оборота крупных  и средних организаций края. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на 20%.

 

Объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Пермского края в январе-сентябре 2007 составил 47458,4млн. руб., что на 44% больше по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года (приложение 7, таблица 8).

 

В целом, показатели, характеризующие  развитие малого бизнеса в Пермском крае соответствуют общей тенденции  по РФ, уступая аналогичным показателям  наиболее развитых регионов, с которыми традиционно сравнивают экономику  края.

 

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что  малые предприятия вносят определенный вклад в экономику Пермского  края, обеспечивают рабочими местами  население, приобщают к бизнесу  и предпринимательству. Однако, несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности:

 

несовершенство нормативно-правовой базы, системы налогообложения и  налогового контроля в сфере малого и среднего предпринимательства;

 

отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов и  материально-ресурсного обеспечения  развития малого и среднего предпринимательства;

 

неразвитая и неэффективная  инфраструктура поддержки малого и  среднего предпринимательства;

 

несовершенство государственной  системы поддержки малого и среднего предпринимательства;

 

неразвитая система информационной поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

 

проблемы кадрового обеспечения  и подготовки специалистов для малого и среднего предпринимательства.

 

Многие малые предприятия  становятся многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Основная часть  малого предпринимательства сосредоточена  в краевом центе, а в большинстве  районов Пермского края наблюдается  слабое развитие малого бизнеса.

 

Таким образом, развитие малого предпринимательства в Пермском крае- при сохранении существующих тенденций - все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач.

 

Улучшение ситуации будет  зависеть от скорости и качества построения новой модели государственной поддержки  малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес в России и в Пермском регионе